Общая характеристика познавательной сферы личности. Чувственная ступень познания: ощущение, восприятие

Процесс познания человеком окружающего мира тесно связан с его практической деятельностью и начинается с получения непосредственных впечатлений от предметов внешнего мира, получаемых с помощью органов чувств.

Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Характерная особенность ощущений – их сиюминутность, непосредственность. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений. Но в реальной жизни трудно выделить ощущения в “чистом виде”. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления.

Ощущение входит в структуру более сложного психологического процесса – восприятия. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Продуктом восприятия является образ воспринимаемого явления. Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, но не исчерпывающей.

Систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном, разделяет группы ощущений на три основных типа:

1. Интероцептивные, объединяющие сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренним органам).

2. Проприоцептивные, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие регуляцию наших движений (эта группа включает ощущения равновесия или статическое ощущение, а также двигательное или кинестетическое ощущение).

3. Экстероцептивные, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения; всю группу принято разделять на две подгруппы: контактные (вызывающиеся непосредственным воздействием объекта на органы чувств) и дистантные (отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств) [1].

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определённого физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или модальности.

Существуют ощущения, которые не связаны с какой-либо определённой модальностью (интермодальные ощущения). К ним относится вибрационная чувствительность (чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом). Особое практическое значение приобретает при поражениях зрения и слуха.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам относятся:

 качество (модальность ощущений – свойство, характеризующее основную информацию);

 интенсивность (количественная характеристика, зависящая от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора – если у вас насморк, то интенсивность запахов может быть искажена);

 длительность ощущения – его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя и функциональным состоянием анализатора;

 пространственная локализация – характеристика, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя; дистантные ощущения содержат информацию о расположении источника раздражения в пространстве, а контактное ощущение соотносится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздействует раздражитель.

К основным закономерностям ощущений принято относить следующие:

1) существование порогов чувствительности (минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения – нижний порог абсолютной чувствительности; наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данной модальности – верхний порог абсолютной чувствительности); наряду с абсолютным выделяется порог различения – дифференциальный порог, который характеризует минимальное различение между двумя раздражителями или минимальное изменение свойств одного раздражителя, вызывающее изменение ощущения;

2) сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей;

3) взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств (общая закономерность в том, что слабые раздражители в одной анализаторной системе способствуют повышению чувствительности другой системы, а сильные – снижают её (сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает); сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких анализаторов или длительных упражнений; синестезия – возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности [2].

Восприятие позволяет получить целостный образ предмета во всей совокупности его инвариантных свойств. Восприятие – психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Процесс восприятия представляет собой систему так называемых перцептивных (воспринимающих) действий, направленных на выделение информативных признаков объекта и построение на этой основе его образа.

Восприятие характеризуется через специфические свойства, принципиально отличающие его от процессов ощущения. К таким свойствам принято относить следующие:

Целостность. Восприятие – это целостный образ предмета; всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые элементы этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, тыльная сторона вещи).

Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия.

Структурность. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщённую структуру (слушая музыку, воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаём её тогда, когда воспроизводит один инструмент, человеческий голос или оркестр).

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Выделяемый и в силу этого более отчётливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве “фигуры”, тогда как остальные образуют “фон”.

Активность. Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Без такой активности субъекта образ не формируется.

Предметность. Свойство образабыть отнесённым к воспринимаемому предмету называется предметность восприятия. Все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами (даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто предметно оформленное – лицо, собака, облако и т. д.).

Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Неадекватное восприятие называется иллюзорным (иллюзия движущегося поезда).

Категориальность (осмысленность) выражается в том, что восприятие носит обобщённый характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом – понятием и относится к определённому классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности в процессе восприятия.

Апперцепция – зависимость восприятия от личности воспринимающего и его опыта.

Основная классификация видов восприятия построена в зависимости от того, какой из органов чувств является ведущим в формировании субъективного образа. В соответствии с этим выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Но выделенные виды не всегда встречаются в чистом виде. В каждом из образов наряду с основными встречаются и другие по модальности ощущения.

В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (формы существования материи) выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удалённости.

Восприятие времени есть отражение объективной длительности явлений, процессов и событий. Чувство времени не врождённое, оно развивается в процессе накопления опыта.

Восприятие движения представляет собой субъективное отражение физического перемещения объектов в пространстве.

В зависимости от способа актуализации, восприятие может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно актуализируется либо некоторыми особенностями самих объектов (новизной, яркостью, необычностью, контрастностью), либо соответствием их потребностям и интересам субъекта. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели – что-то воспринять, заметить. Оно формируется у человека в период младшего школьного возраста.

 








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 838;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.