Стадии периодизации по Э. Эриксону
Н. Старость (после 50лет) | Вторичная эго – интеграция (личностная целостность) |
Разочарование в жизни (отчаяние); социально – ценное качество - мудрость | |
G. Зрелость (25-50 лет) | Творчество (производственный труд) |
Застой; социально – ценное качество – забота | |
F. Молодость (от 18-20 до 25 лет) | Переживание интимности (близости) |
Переживание изоляции (одиночества); социально – ценное качество – любовь | |
E. Пубертатный (подрост-ковый) и юношеский возраст (генитальная стадия, по З. Фрейду; 12-18 лет) | Эго – идентичность (личностная индивидуальность) |
Диффузия идентичности (ролевое смешение); социально – ценное качество – верность | |
D. Школьный возраст (стадия латентности; латентная стадия, по З. Фрейду; 5-12 лет) | Чувство достижения (трудолюбие) |
Чувство собственной неполноценности; социально – ценное качество – компетентность | |
С. Возраст игры (дошкольный возраст; локомоторно-генитальная стадия; фаллическая стадия, по З. Фрейду; 3-5 лет) | Чувство инициативности |
Чувство вины; социально – ценное качество – целеустремленность (формируется инстанция Сверх-Я как результат преодоления эдипова комплекса) | |
B. Раннее детство (мышечно-анальная стадия; анальная стадия, по З. Фрейду; 2-3 года) | Чувство автономии |
Чувство сомнения в своих возможностях, стыда, зависимости; социально – значимое качество – основы воли | |
А. Младенческий возраст (орально – сенсорная стадия; оральная стадия, по З. Фрейду; от рождения до года) | Базовое доверие |
Базовое недоверие к миру (безнадежность); социально – ценное качество – надежда (начало, как у З. Фрейда: стремление к жизни против стремления к смерти (эрос и танатос; либидо и мортидо)) |
Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы - это не болезни личности, не проявления невротических расстройств, а «поворотные пункты» развития.
Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Именно поэтому он ввел понятия «модус органа» и «модальность поведения». «Модус органа» - это зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, т.е. формирование доминирующего качества личности. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы втягивания, удержания, вторжения и включения.
Зоны и их модусы, по Э. Эриксону, находятся в центре внимания любой культурной системы воспитания детей. Модус органа – лишь первичная почва, толчок для психического развития. Когда общество через различные институты социализации (семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения. Таким образом, через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 871;