Взаимное влияние зрительных и звуковых образов в аудиовизуальных программах (использ)
Органы чувств человека находятся в тесном и постоянном взаимодействии. Воздействующие на них стимулы могут поддерживать друг друга, т.е. быть синергичными, либо подавлять друг друга, т.е. быть антагонистичными. Итак, в одних случаях один стимул будет поддерживать другой, в иных подавлять другой, т.е. быть по отношению к нему антагонистом.
Полнее всего прослеживаются связи между слухом и зрением. Эти связи неоднозначны. В одних случаях слуховые образы подкрепляются зрительными, при отыскании звучащего источника в пространстве, в других зрительный стимул подавляет слуховой. Например, при восприятии музыки слушатель закрывает глаза, чтобы отвлечься от мешающих зрительных образов и сосредоточиться на музыке. Также поступает человек при недостаточно разборчивом телефонном разговоре, чтобы сосредоточиться на слуховых ощущениях.
Вопросы взаимосвязи и взаимодействия слуховых и зрительных ощущений рассматривались многими исследователями. В конце прошлого века физик и физиолог П.П. Лазарев в Обществе любителей естествознания демонстрировал присутствующим влияние вспышек света на ощущение громкости дребезжащего звука электромагнитного прерывателя - зуммера. При этом громкость изменялась в такт со вспышками света.
Было обнаружено и обратное явление - воздействие звука на световые ощущения. Физиолог С.В. Кравков нашел, что под действием монотонного звука максимум чувствительности глаза из оранжево-зеленой области спектра видимых лучей перемещается в зелено-голубую область, а чувствительность к оранжевым и красным лучам уменьшается.
Более сложны и не до конца поняты связи звуков речи и музыки с иными раздражителями: цветовыми, осязательными, вибрационными, вкусовыми, обонятельными, температурными. Некоторые физиологи находят связь между слуховыми и осязательными ощущениями, поскольку полагают, что органы слуха в процессе эволюции развились из органов осязания, и слуховые ощущения развились из осязательных.
Обнаружено, чем выше развитие, интеллекта человека, тем больше ассоциативных связей возникает между различными органами чувств, хотя он осознанно даже не ощущает этого. В речи мы часто прибегаем к оборотам: солнечный звук трубы, матовый звук валторны или скрипки, с сурдиной, музыка окрашена в теплые тона, музыка бросает в дрожь, жжет как огонь. Характеризуя ощущение от голоса человека, мы говорим: теплый, согревающий душу голос, бархатистый, мягкий, жесткий голос ит.д., т.е. идут в ход и световые, и тепловые, и осязательные, и вибрационные оценки.
О свойстве звуков порождать цветовые образы известно давно. Результаты исследований представлены табл.5. В подавляющем большинстве испытуемые давали более четкую цветовую оценку гласным звукам, особенно звукам А, Е, И, а также звуку О. Звукам А, Е, И приписывались соответственно красный, зеленый и синий цвета, а звук О считался светлым, ярким, с белой или желтой окраской, т.е. воспринимался как солнечный.
Таблица 5
Звуки | Ассоциированные цвета | |
А | густо-красный | |
Я | ярко-красный | |
О | светло-желтый или белый | |
Е | зеленый | |
Ё | желто-зеленый | |
И | синий | |
Й | синеватый | |
У | темно-синий, темный сине-зеленый, темно-лиловый | |
Ю | голубоватый | |
Ы | мрачный темно-коричневый или черный |
Любопытно, что лингвисты считают гласные А, Е, И, О основными, опорными звуками речи во всех или, по крайней мере, всех европейских языках, а физики цвета красный, зеленый, синий - основными, из которых путем смешивания получают большинство других цветов. Добавление к ним белого цвета, которому соответствует звук О, меняет насыщенностьцвета. Любопытно и то, что в русских названиях цветов фигурируют соответствующие цвету звуки: крАсный, зЕлёный, сИнИЙ, причем в каждом слове они занимают важную позицию - стоят под ударением. Видимо, в связях отражается коллективная цветовая интуиция людей.
Остальные гласные придают цвету оттенок. Здесь связи прослеживаются менее четко. Разброс цветовых оценок этих звуков велик. Так У ассоциируется с темными оттенками синего цвета, темно-синим, темно-голубым, темно-сине-зеленым. Звук Ю тоже связывают с оттенками синего цвета, но светлыми: голубым, светло-сиреневым.
Звук Ё, в произнесении которого слышатся О, ассоциируется с желто-зеленым цветом. Половина испытуемых назвала цвет звука ё желтым, половина - белым. Цветовая окраска звука Я совпадает с окраской звука А, что также объясняется сходством звучаний. Но оттенок ей придают более светлый, чем А. Разнобоя не вызвала цветовая оценка звука Ы. Почти все назвали его звуком тьмы. Его цветовая характеристика темно-коричневая или черная.
Свойство музыкальных звуков вызывать цветовые ощущения замечалось давно. Первые публикации на этот счет появились в 17 веке. По-видимому, первым ученым, попытавшимся связать слуховые (музыкальные) и световые (цветовые) явления был И. Ньютон. В 1665 г. он разложил солнечный свет призмой на цветовые составляющие. Вскоре после этого он предложил расположить тона натуральной гаммы в соответствии с цветами солнечного спектра следующим образом:
соль - зеленый, ля - желтый, си - оранжевый, до - красный. носило фор- |
до - красный,
ре - фиолетовый,
ми - синий,
фа - голубой,
Цветовым слухом обладали Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ш. Гуно, Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков. О цвете и музыке: улиц писали А. Грин и В. Маяковский. Цветовую окраску приобрели даже названия некоторых музыкальных произведений: "Поэм а огня", "Лунная соната", "Голубая рапсодия".
При увеличении интенсивности звука цветовые образы как бы приближались к слушателям, становились насыщеннее, при снижении - отдалялись и блекли. Медленная музыка ассоциировалась с голубым цветом, быстрая - с красным. На расположение цветовых образов (пятен) в пространстве влияло развитие музыкальной темы: тянущееся во времени, вызывало ощущение растяжения цветового образа по горизонтали, увеличение интенсивности - увеличение протяженности цветового образа по вертикали.
При создании телевизионных программ иногда имеют место несовпадения звучания и зрительного плана изображаемых сцен. Меняются зрительные планы, удаляются от передающей камеры персонажи, а звучание остается неизменным, хотя с увеличением расстояния должна уменьшаться доля прямого звука и возрастать доля диффузного, реверберирующего звука. Звук должен становиться более "размытым", более "гулким". Это связано с тем, что в воздухе прежде всего затухают звуки высоких частот, поэтому тембр звуков с расстоянием смягчается.
Несовпадения слухового и зрительного планов особенно остро чувствуются тогда, когда неизменное звучание идет в меняющейся зрительной обстановке. Например, два персонажа ведут беседу в квартире, продолжают ее, выходя на лестничную площадку, спускаясь по лестнице, выходя на шумную улицу, садясь в автомобиль. А звучание совершенно "нейтрально" по отношению к изображаемой обстановке. Но ведь "гулкость" должна была возрасти при выходе героев на лестницу, а при выходе персонажей на улицу должен был ворваться в звучание шум транспорта. Даже стук дверцы автомобиля и гул двигателя не прозвучали. Очевидно, весь диалог записывался безотносительно к изображению.
Даже не слишком развитые в эстетическом отношении зрители реагируют на возникающие несоответствия репликами вида: "Герои разговаривают в поле, а звук как в помещении", "Странно, показывают улицу, а уличногошума не слышно"и т.п. Действительно, часто бывает, что сцена изображает открытое пространство, где не может быть реверберации, а явно слышен отзвук, присущий помещению, и наоборот, сцена изображает гулкое помещение - заводской цех, подземелье, храм, а диалог звучит "сухо", без отзвука.
Отход от правды жизни снижает художественный эффект, ухудшает эмоциональное состояние зрителей и даже раздражает их. В отличие от телевидения, раньше кинематограф был более взыскателен в решении задач согласования звуковых и зрительных планов, в стремлении создать художественное правдоподобие. К сожалению, в последние годы и в кинематографе все чаше стали небрежно относиться к согласованию слухового и зрительного образов создаваемых сцен.
Для усиления воздействия на зрителя можно с помощью искажающей оптики и компьютерных технологий изменить как внешность, так и голос человека, чтобы вызвать у зрителей определенное отношение к нему.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1579;