Взаимное влияние зрительных и звуковых образов в аудиовизуальных программах
Воздействующие на разные органы чувств человека стимулы могут поддерживать друг друга, т.е. быть синергичными, либо подавлять друг друга, т.е. быть антагонистичными. Итак, в одних случаях один стимул будет поддерживать другой, в иных подавлять другой, т.е. быть по отношению к нему антагонистом.
Полнее всего прослеживаются связи между слухом и зрением. Эти связи неоднозначны. В одних случаях слуховые образы подкрепляются зрительными, при отыскании звучащего источника в пространстве, в других зрительный стимул подавляет слуховой. Например, при восприятии музыки слушатель закрывает глаза, чтобы отвлечься от мешающих зрительных образов и сосредоточиться на музыке. Также поступает человек при недостаточно разборчивом телефонном разговоре, чтобы сосредоточиться на слуховых ощущениях.
Было обнаружено явление – в виде воздействие звука на световые ощущения. Под действием монотонного звука максимум чувствительности глаза из оранжево-зеленой области спектра видимых лучей перемещается в зелено-голубую область, а чувствительность к оранжевым и красным лучам уменьшается.
Характеризуя ощущение от голоса человека, мы говорим: теплый, согревающий душу голос, бархатистый, мягкий, жесткий голос ит.д., т.е. идут в ход и световые, и тепловые, и осязательные, и вибрационные оценки.
О свойстве разных звуков порождать разные цветовые образы известно давно. Результаты исследований представлены табл.5. В подавляющем большинстве испытуемые давали более четкую цветовую оценку гласным звукам, особенно звукам А, Е, И, а также звуку О.Звукам А, Е, И приписывались соответственно красный, зеленый и синий цвета, а звук О считался светлым, ярким, с белой или желтой окраской, т.е. воспринимался как солнечный.
Таблица 5
Звуки | Ассоциированные цвета | |
А | густо-красный | |
Я | ярко-красный | |
О | светло-желтый или белый | |
Е | зеленый | |
Ё | желто-зеленый | |
И | синий | |
Й | синеватый | |
У | темно-синий, темный сине-зеленый, темно-лиловый | |
Ю | голубоватый | |
Ы | мрачный темно-коричневый или черный |
Лингвисты считают гласные А, Е, И, О основными, опорными звуками речи во всех или, по крайней мере, всех европейских языках, а физики цвета красный, зеленый, синий - основными, из которых путем смешивания получают большинство других цветов. Любопытно и то, что в русских названиях цветов фигурируют соответствующие цвету звуки: крАсный, зЕлёный, сИнИЙ, причем в каждом слове они занимают важную позицию - стоят под ударением.
Свойство музыкальных звуков вызывать цветовые ощущения замечалось давно. И.Ньютон предложил расположить тона натуральной гаммы в соответствии с цветами солнечного спектра следующим образом:
соль - зеленый, ля - желтый, си - оранжевый, до - красный. носило фор- |
до - красный,
ре - фиолетовый,
ми - синий,
фа - голубой,
Цветовым слухом обладали Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ш. Гуно, Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 778;