Национальный музей, Дели. Индия.
с лучшими памятниками средневековой Индии.
В эпоху Великих Моголов высшего расцвета достигла индийская миниатюра. Она представлена тремя основными художественными школами: придворной могольской, Раджастхана и Пахари. Стиль миниатюр могольской школы во многом определялся особенностями жизни при дворе Акбара. Здесь собирались художники из разных городов и стран, в том числе и европейских. Создавались иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок «Панчатантра». Важное место в придворной живописи занимали портреты исторических личностей. Отдельную группу составляли иллюстрации к биографическим и историческим хроникам того времени: «Бабур-наме», «Акбар-наме», «Шах-Джахан-наме». Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы. Художник наносил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины, обведённый тонким чётким контуром, имел своё цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утончённость.
В двух других школах индийской живописи, в Раджастхане и возникшей несколько позже Пахари, основную роль играли сюжеты из легенд о Кришне. Художники традиционных индийских школ живописи иллюстрировали поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурапу» — классические тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли иллюстрации к месяцам года, связанные с определённым настроением человека, той или иной музыкой. Подобные миниатюры вновь говорили о нерасторжимой связи всего живого, о единстве природы и человека — о том главном, что всегда утверждало индийское искусство.
Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного творчества, в которых соединились две традиции — мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.
Император Акбар наблюдает за ловлей дикого слона. Миниатюра из книги «Акбар-наме». Могольская школа. 1564 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Англия.
*Кришна—одно из воплощений бога Вишну. Его часто представляют в образе юного пастуха, играющего на флейте.
ИСКУССТВО ШРИ-ЛАНКИ
Индия оказала огромное влияние на развитие своего островного соседа — Шри-Ланки (Цейлона). В V— II вв. до н. э. выходцы из Индии — племена сингалов и тамилов — создали на острове первые государства. Со времени посольства, отправленного на остров индийским царём Ашокой (III в. до н. э.), здесь начал распространяться буддизм, который и по сей день остаётся основной религией Шри-Ланки. Традиционно искусство Шри-Ланки делят на несколько периодов в соответствии с названиями столиц острова: 1) период Анурадхапуры (III в. до н. э. — X в. н. э.); 2) период Полоннарувы (XI—XIV вв.); 3) период Канди (XIV—XIX вв.).
Древнейшими памятниками искусства на территории острова являются огромные буддийские ступы — да'гобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырёх сторон к ней пристроены вахалькады — небольшие сооружения кубической формы. В них расположены своеобразные «ложные двери» — проходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада украшена стелой с рельефами. Расположение вахалькад связано и с жизнью Будды: восточная символизирует его рождение, южная — просветление, западная — распространение буддизма, северная — нирвану. Как и в Индии, растительные орнаменты и изображения священных животных были непременным скульптурным дополнением ступы-дагобы. В III в. до н. э. возводились гигантские сферические или колоколообразные дагобы из кирпича, как, например, Тхупарама, Махатхупа, Абхаягири.
Кроме дагоб на острове возник и другой тип ступы — сравнительно небольшой, установленной на платформе, к которой с четырёх
сторон ведут лестницы. Характерная деталь оформления подобных ступ — так называемый Лунный Камень, находящийся перед лестницей. Лунный Камень представляет собой полукруг, украшенный полосами рельефов, которые располагаются вокруг листа лотоса. Такая ступа, получившая название четия-гхара, была объектом поклонения как напоминание о нирване Будды. В ней паломники и монахи находили также защиту от непогоды. Примером подобной постройки может служить четия-гхара в Медиригири недалеко от Полоннарувы (VII в.).
Бодхи-гхара и асана-гхара представляют собой ещё два типа буддийской архитектуры Шри-Ланки. Бодхи-гхара — сооружение, возведённое вокруг дерева Бо, символа просветления Учителя. В асана-гхаре почитался пустой трон — символ первой проповеди Будды. Эти буддийские символы играли очень важную роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре.
В конце периода Анурадхапуры возник новый тип сооружений — так называемый Дом Статуи, который предназначался для скульптурных изображений Будды. Дома Статуи нельзя считать храмами—скорее это места, где верующие не молились, а размышляли о буддийском учении.
В Анурадхапуре и Полоннаруве сохранились остатки светских построек — в основном дворцов правителей острова.
Скульптура Шри-Ланки, так же как и архитектура, развивалась под воздействием буддизма. Сидящий, стоящий и лежащий Будда — основные мотивы скульптуры Шри-Ланки. Среди подобных изображений—статуя лежащего Будды из Полоннарувы (XII в.), находящаяся перед входом в вихару (общежитие буддийских монахов). Это изваяние огромных размеров (более пятнадцати метров в длину), рядом с которым находится статуя стоящего ученика Будды — Ананды.
Влияние индийского искусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова. Это царская резиденция Сигирия (или Сихагири, что значит Львиная Скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение — огромный сидящий лев упирался мощными передними лапами в равнину. Образ льва использовали в комплексе не случайно. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азии символизировал царскую власть, а в буддизме — самого Будду. В Сигирии сохранился торжественный вход, ведущий к скальным террасам дворца, на которых когда-то были разбиты небольшие сады. Теперь там находятся остатки царского дворца.
Сигирия широко известна своей живописью. Поверхность скалы украшена великолепными росписями — фигурами небесных танцовщиц. Позы танцовщиц легки и свободны, движения рук, наклоны тела и головы грациозны и естественны. Яркий растительный орнамент придаёт изображениям ещё большую воздушность и нарядность. Комплекс Сигирия, как и многие образцы архитектуры и скульптуры Шри-Ланки, представляет собой уникальный, своеобразный и самобытный ансамбль, оказавший влияние на искусство Юго-Восточной Азии.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 880;