Портрет венецианки. Около 1506 г. Государственные музеи, Берлин.

Альбрехт Дюрер.

Праздник чёток. 1506 г. Национальная галерея, Прага.

«МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ» АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА

В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастер­ские гравюры». В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стан­дартному листу писчей бумаги) мас­терство Дюрера-гравировальшика достигло невиданного совершен­ства. Резец и медь приобретают под его руками чувствительность драго­ценного музыкального инструмен­та, штриховка виртуозна: рассмат­ривая гравюру, зритель забывает о том, что зловещий сумрак леса, потоки солнца, заливающие келью отшельника, свет падающей звез­ды — всё это передано одной чёр­ной краской на белой бумаге.

Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г.). Вооружённый путник мед­ленно едет вдоль обрывистого лес­ного склона. На всаднике — доспе­хи, в руке — копьё. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, без­защитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешённое и су­ровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на кост­лявой кляче. Он, наставительно ки­вая головой, показывает путнику пе­сочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной го­ловой, увенчанной причудливым гребнем. В герое гравюры одни ис­следователи видели врага папства Джироламо Савонаролу (1452— 1498), настоятеля монастыря доми­никанцев во Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481 — 1523), который в 1522 г. возглавил мятеж германского рыцарства. Ско­рее всего эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и фило­софа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Ру­ководство для воина Христова» (1501 г.). Рыцарь Дюрера — это хри­стианин, упорно следующий к Не­бесному граду (представлен в обра­зе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искуше­ния дьявола и неотступную бли­зость смертного часа.

Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически проти­востоит смерти, то тема листа «Свя­той Иероним в келье» (1514 г.) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) — один из Отцев западной церкви, приближённый папы Дамаса I, за­тем настоятель монастыря в Вифле­еме, прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков. В XVI столетии, когда, с одной сторо­ны, обострился интерес к христиан­ским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы пере­вести Писание на живые европей­ские языки (подобно тому как Свя­той Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма по­пулярен в образованной среде. Альбрехт Дюрер изобразил Иеронима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным, рассеян­ным светом, льющимся сквозь ши­рокие окна. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника, подве­шенная к потолку, туфли под скамь­ёй... Используя традиционные атри­буты Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними просто, по-домаш­нему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой...

«Меланхолия» (1514 г.) — самая загадочная из «Мастерских гра­вюр» и одна из любимых работ са­мого Дюрера. Античная и средневе­ковая медицина различала четыре человеческих темперамента, из ко­торых непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — они нескладны, неуживчи­вы, неудачливы, им чаше, чем обла­дателям других темпераментов, уг­рожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам по­кровительствует Сатурн, а божест­во этой планеты, по античным ми­фам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселен­ной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Счита­лось, что все выдающиеся люди: по­эты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гра­вюр» духовным автопортретом мас­тера. Крылатая женщина — своеоб­разная муза Дюрера — неподвижно сидит, подперев голову рукой, сре­ди разбросанных в беспорядке ин­струментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолическо­го темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в ке­лье Святого Иеронима.

Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла серии «Мастерских гравюр»: все они со­держат откровенный рассказ худож­ника о себе — о том, что человек, одарённый свыше, чужд окружа­ющим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий ры­царь; о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою ке­лью — единственное в мире место, где он может стать самим собой.

Альбрехт Дюрер.

Рыцарь, Дьявол

и смерть. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1513 г.

Альбрехт Дюрер.

Меланхолия. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1514 г.

смерть» (1513 г.), «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» (1514 г.) — художественная исповедь Дюрера, блестящее воплощение дум худож­ника о смысле человеческой жизни, о самом себе, которыми он поделил­ся со зрителем.

В 1520—1521 гг. Дюрер с семейством путешествовал по рейнским землям и Нидерландам, был принят императором Карлом V в Ахене, по­сетил Антверпен, Брюссель, Брюгге и Гент. Местные художники повсю­ду принимали его с почётом, вели­чая «князем живописцев».

Последние годы жизни Дюрер провёл в Нюрнберге за работой над трактатами «Руководство к из­мерению» и «Четыре книги о про­порциях». Стареющий бездетный мастер спешил поделиться своими секретами с потомками. Одна из немногих живописных работ тех лет - диптих «Четыре апостола» (1526 г.), подаренный Дюрером нюрнбергскому городскому Совету. Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и еванге­листа Марка. Могучие фигуры свя­тых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занаве­са. За ними — фигуры Петра и Марка, погружённые в черноту фона, на котором выделяются высо­кий лоб Петра и вдохновенно горя­щие глаза Марка. Картины сопро­вождают тщательно подобранные тексты из писаний изображённых здесь святых, общий смысл кото­рых - предостережение. Мастер увещевал своих сограждан остере­гаться ересей и лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих заблуждений». Альбрехт Дюрер умер в Нюрн­берге в 1528 г. на пятьдесят вось­мом году жизни. После пего оста­лось более шестидесяти картин и несколько сотен гравюр.

В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической цер­ковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. Лютер счи­тал, что никто не вправе распоряжаться чужой совестью; каждый может от­вечать перед Богом лишь за себя. Это восприняли как прямой вызов Папе римскому. Лютер был отлучён от Церкви, но его поддержала большая часть немецкого бюргерства и дворянства. Многие мастера горячо сочувствова­ли выступлениям Мартина Лютера, в их числе был и Дюрер, а художник Лу­кас Кранах Старший финансировал издание Библии, переведённой Люте­ром на немецкий язык. Герцог Саксонии Фридрих Мудрый взял мятежного священника под свою защиту.

Так в Европе началась Реформация — широкое общественное движе­ние, которое боролось с Католической церковью. Реформация позднее при­вела к тому, что население некоторых стран Европы стало исповедовать новое христианское вероучение, которое противостояло католичеству, — протестантство.

Крестьяне и городская беднота, страдавшие от притеснения со сторо­ны духовных и светских господ, пошли дальше Лютера. Их лидеры призы­вали уничтожить государство, поделить имущество и установить всеобщее равенство — тогда и свер­шится Царство Божье на земле. В 1525—1526 гг. в Южной Германии запылала Крестьянская война. Пов­станцы захватили многие замки, монастыри и города. Эти драмати­ческие события отразились на судь­бах немецких мастеров первой по­ловины XV столетия.

МАТИС НИТХАРДТ

(между 1470 и 1475—1528)

Матис Нитхардт, известный с XVII в. под именем Грюневальд, родился в Вюрцбурге, в земле Гессен. Совре­менные специалисты доказали, что Грюневальд — прозвище, данное мастеру по недоразумению: знато­ки живописи спутали художника с неким Грюном, копировавшим его произведения.

В 1509—1510 гг. Нитхардт посе­лился во Франкфурте-на-Майне, где принял участие в работе над алтарём церкви монахов-доминиканцев, ос­новную часть которого исполнил Дюрер. В те же годы он поступил на службу к архиепископу Майнцкому в качестве живописца и инженера, получил дворянское звание. В 1526 т. Нитхардт вынужден был оставить двор архиепископа — вероятно, этот разрыв художника с его покровите-

Альбрехт Дюрер.

Четыре апостола.

Г.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 841;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.