Национальная галерея, Лондон.

Гонзага. Там мастер жил и работал до конца своих дней. Мантенья вы­полнял в Мантуе разного рода стро­ительные работы, оформлял теат­ральные представления и улицы в дни празднеств. Но главным его де­лом было создание многочисленных росписей, украшавших дворцовые покои.

Из всех его работ до нас дошли девять полотен «Триумфа Цезаря» в

Риме и фрески «Камеры дельи Спози» Мантуанского дворца. В тот пе­риод Мантенья вновь вернулся к своей любимой античной теме: на больших полотнах, написанных гризайлью, он словно воссоздал древнеримские рельефы. Серия кар­тин, по-видимому, предназначалась для украшения какого-то здания, но не была завершена. Художник про­явил себя как мастер композиции и

*Гризайль — вид живопи­си, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета; обычно имитирует скульптурный рельеф.

«КАМЕРА ДЕЛЬИ СПОЗИ»

Знаменитое создание Мантеньи «Камера дельи Спози» в Мантуанском дворце, известна под названием «Каме­ра депинкта» (что в переводе с итальянского означает «комната с росписями»). Сюда приводили самых важ­ных посетителей и гостей семьи маркиза, чтобы они по­любовались фресками. Мантенья неузнаваемо преоб­разил небольшое и неудобное средневековое помещение. Средствами живописи он создал здесь ро­скошный ренессансный интерьер, место для торжест­венных приёмов и праздников. Он расписал плоский по­толок сводами с изображениями римских императоров в медальонах, мифологических сцен, геральдических символов дома Гонзага, гирлянд из цветов и фруктов. В центре потолка художник поместил круглое световое окно (диаметром около двадцати семи метров), в кото­рое заглядывают из-за балюстрады мантуанские дамы и их чернокожая служанка, здесь же играют путти (путти — изображения обнажённых мальчиков, обычно кры­латых, в искусстве итальянского Возрождения). Неко­торые из них перелезли через балюстраду и находятся с её внешней стороны прямо над головами зрителей. Завершает фреску синее небо с освещёнными солнцем об­лаками. Круглое окно изображено с соблюдением всех законов перспективы. Подобный приём появился в итальянской живописи впервые.

При всей нарядности и красоте оформления этой парадной комнаты посетителей в первую очередь вос­хищали росписи на северной и западной стенах. На них изображены важнейшие моменты фамильной ис­тории маркизов Гонзага, сцены из жизни их двора.

Семья Гонзага предстаёт на северной стене словно на террасе, камин выполняет роль постамента. На не­го по ступеням поднимаются люди. Старый Лодовико Гонзага внимательно выслушивает доклад придворно­го. Его супруга Барбара Бранденбургская восседает в тяжёлом парчовом платье, рядом с ней любимая кар­лица. Супругов окружают дети и домочадцы. Компози­ция полна светской непринуждённости и вместе с тем великолепно организована. Фигуры приближены к пе­реднему плану, можно рассмотреть все тщательно ис­полненные детали росписи. На фреске преобладают пурпур и золото. Изображённый на ней отодвинутый зо­лотой занавес, подбитый малиновым шёлком, придаёт зрелищу ещё большую торжественность.

Андреа Мантенья. Лодовико Гонзага, его семья и двор. XV в. Фреска в «Камере дельи Спози». Мантуя. Италия.

великолепный рисовальщик, о чём свидетельствует почти филигран­ная разработка деталей в различных сценах. Он изобразил торжествен­ное шествие римских легионеров со знамёнами, штандартами и факела­ми, жертвенных животных, толпы пленников и, наконец, триумфаль­ную колесницу Цезаря, венчаемого Славой. Эффектные полотна масте­ра вызывали, как, впрочем и всё, что он создавал, восторженные отзывы современников. Однако главным вкладом Мантеньи в монументаль­ную живопись эпохи Возрождения стала его роспись «Камеры дельи Спози» (1465—1474 гг.).

Пользовавшееся огромной из­вестностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо­итальянскую живопись.

К концу XV столетия в Италии выдвинулись и другие крупные центры искусства, но тем не менее Флоренции принадлежала ведущая роль в утверждении аристократиче­ски изысканного художественного образа, связанного с мифологиче­ской или литературной основой и в значительной мере предназначен­ного для ценителей и знатоков.

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли, современнику Леонар­до да Винчи и молодого Микеланджело.

Алессандро Филипепи, прозван­ный Боттичелли (1445—1510), ро­дился во Флоренции. Он учился жи­вописи у Филиппо Липпи, посещал мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизил­ся с Леонардо, который также был учеником Верроккьо.

Его имя стало известно благода­ря картине «Поклонение волхвов»

Сандро Боттичелли.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 595;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.