Собор Санта-Мария Нуова. фрагмент. 1174—1189 г. Монреале. Сицилия.

Искусство ИТАЛИЯ

Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых куль­турных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали визан­тийские черты, то в Риме и Цент­ральной Италии — античные. Лишь искусство Ломбардии, расположен­ной на севере Италии, восприняло формы романского стиля.

Такова, например, возведённая ещё в VI в. церковь Сант-Амброджо в Милане, которую перестроили в XI—XII вв., и другие дошедшие до на­шего времени памятники. Они отли­чаются нарядным и изящным на­ружным убранством, в котором широко использовались многоцвет­ные мраморные плиты.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, от­носится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор, башню и баптистерий, создавался в течение долгого времени: в XI в. здесь рабо­тал архитектор Бускетто, в XII в. — архитектор Райнальдо. Самой из-

 

Собор и башня в Пизе. Начало строительства — 1063 г.

Италия.

вестной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня накло­нилась в результате оседания фун­дамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать её на­клонной.

Своеобразный романский стиль сложился в Сицилии. В нём чувству­ется сильное влияние не только Ви­зантии и Востока, но и западной ар­хитектуры. Палатинская капелла (1131 —1143 гг.) в Палермо и собор Санта-Мария Нуова (1174—1189 гг.) в Монреале — типичные памятники сицилийской архитектуры.

Романская живопись Италии, сформировавшаяся под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры, отличалась большим разнообразием. Наиболее значительными её центрами были

Рим и монастыри Южной Италии во главе с аббатством Монтекассино. Фрески церкви Сан-Клементе (1073—1084 гг.) дают наиболее полное представление о римской

Собор Санта-Мария Нуова. фрагмент. 1174—1189 г. Монреале. Сицилия.

живописи, для которой характерны тонкие сочетания цветов, чёткие композиции. На стенах церкви в росписях представлена легенда о Святом Клементе. Она рассказыва­ет о том, что Святой Клемент за веру был утоплен противниками хри­стианства. На месте его гибели ан­гелы выстроили храм. В день смер­ти святого этот храм показывался из-под воды, и верующие приходи­ли поклониться ему. И когда одна мать забыла своего ребёнка в храме, то через год, вернувшись туда, она o6наружила малыша целым и невре­димым. Эта история очень живо и непосредственно, с большим количеством деталей изображена на сте­нах церкви.

Монастырь Монтекассино сла­вился как центр изготовления ил­люстрированных рукописей. Худож­ники-миниатюристы, работавшие в монастыре, очевидно, хорошо зна­ли и любили византийское искус­ство, под влиянием которого были созданы, например, иллюстрации к «Лекционарию переписчика Льва» (1072 г.).

На юге Италии существовала свое­образная форма религиозных тек­стов — богослужебные пергаментные свитки. Иллюстрации на этих свит­ках были размещены так, чтобы при­хожане могли разглядывать изобра­жения, когда свиток постепенно разворачивался по мере прочтения текста священнослужителем.

Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументаль­ные рельефы храмов в Милане, Ве­роне, Павии.

Романский стиль в скульптуре Италии завершился в творчестве Бенедетто Антелами (около 1150 — около 1230). Бенедетто Антелами был автором первой в Италии от­дельно стоящей скульптуры — изо­бражения библейских пророков Давида и Иезекииля, — находящей­ся в соборе города Фиденца. В Ита­лии это первый пример подобной скульптуры.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО В АНГЛИИ

Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило её культурные, политические и экономические связи с континентом, что во многом повлияло на формирование романского стиля в этой стране. Во второй половине XI в. в Англии развернулось стро­ительство монастырей и соборов, в котором участвовали масте­ра с континента, особенно из Нормандии (Нормандия до начала XIII в. входила в состав английского королевства). В этот период были возведены соборы в Сент-Олбансе (1077—1090 гг.), Питерборо (конец XII в.) и др.

Сохранился необычный памятник изобразительного искус­ства Англии романского периода — ковёр из собора в Байё (XI в.) в Нормандии. Его ширина — пятьдесят сантиметров, а длина — целых семьдесят метров! На ковре изображено завоевание Ан­глии норманнами. Ковёр может служить своеобразной энцик­лопедией жизни XI столетия: на нём представлены крестьяне, ре­месленники, солдаты, приготовления к походу, корабли, плывущие в Англию, сражения.

Битва при Гастингсе. Ковёр из Байё. Фрагмент. Около 1077 г. Музей королевы Матильды, Байё. Нормандия.

ИСПАНИЯ

Романское искусство Испании раз­вивалось под влиянием арабской и французской культуры. Города Кор­дова, Гранада, Севилья, Валенсия, находящиеся в арабских владениях, славились прекрасными дворцами, мечетями, фонтанами. Арабы при­внесли в искусство Испании затей­ливые восточные орнаменты, неко­торые архитектурные детали, в частности тонкие витые колонки.

*В первой половине X в. норманны (скандинавские племена) завоевали область на севере Франции, получившую название Нормандия. В 1066 г. они высадились в Англии и разгромили англосаксонское войско в битве при Гастингсе. Нор­мандский герцог Вильгельм Завоеватель (1035-1087 гг.) стал королём Англии.

 

XI—XII вв. для Испании были вре­менем Реконкисты — войны за осво­бождение территории страны, захва­ченной арабами в 711 —718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того периода, но прежде всего на архитектуру.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. На­стоящей страной замков стало коро­левство Кастилия (Центральная Ис­пания) — её название произошло от испанского слова «Castillo, что озна­чает «замок». Один из самых ранних замков романского периода — коро­левский дворец Алькасар был по­строен в IX в. в Сеговии. Он сохра­нился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окружённой толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным же обра­зом возводили города.

В церковных постройках Ис­пании романского периода прак­тически отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик не­приступных крепостей. В испанской культуре того времени большую роль играла монументальная живо­пись. В стране сложилась своеобраз­ная школа фрески: росписи выпол­нялись яркими красками с чётким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1022;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.