Общая характеристика

 

Вопрос выделения и характеристики этапов развития детского изобразительного творчества является одним из актуальных для многих поколений теоретиков и практиков. Для теоретиков пред­ставляется очень важным выявить закономерности формирования образной структуры продуктов детского творчества на том или ином этапе, чтобы проследить характер общепсихологических, личност­ных изменений, влияющих на последующее развитие ребенка. Они вычленяют особенности восприятия и отражения ребенком дей­ствительности, определяют степень ее влияния на духовное станов­ление.

Практики, имея представления об этапности детского творче­ства, приобретают возможность научно подходить к разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие до­школьника, избегая формализма в построении образовательного процесса.

Долгое время этапы развития детского изобразительного творче­ства рассматривались с позиции самопроизвольности развития ре­бенка, т. е. без активного педагогически оправданного воздействия взрослого, который играет немаловажную роль в активизации от­дельных стадий. Это не позволяет говорить об абсолютной их объ­ективности.

Внимание ученых очень часто было сосредоточено только на дет­ском рисовании. При этом стадии развития лепки, аппликации, конструирования оставались вне поля зрения исследователей. Но, как показывает практика, в развитии этих видов творчества имеют­ся специфичные особенности, изучение которых помогает избежать ряда педагогических ошибок.

В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов.

Один из подходов, который был впоследствии взят за основу дру­гими исследователями, подробно обоснован Г. Кершенштейнером и К. Риччи. В развитии детского рисунка ученые выделяют два эта­па: доизобразительный и изобразительный.

Доизобразительный этап делят на следующие стадии.

Стадия каракуль начинается, по мнению исследователей, в воз­расте двух лет. Первые каракули представляют собой случайные сле­ды на бумаге, оставленные карандашом. На этой стадии ребенка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с его помощью. Малыш оказывается еще неспособным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим рисунком, он не может передать реальные черты предметов и объектов.

Стадия последующей интерпретации возникает в период 2 — 3 лет. По технике и качеству изображения эти стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки все так же состоят из хао­тичных линий, штрихов и каракулей, однако дети не просто с инте­ресом чертят по листку бумаги, они теперь дают названия своим рисункам. И хотя в изображениях отсутствует реализм, для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы, теперь приобретают зрительное значение, что, в свою оче­редь, позволяет говорить о формировании моторной координации.

Изобразительный этап имеет следующие стадии.

Стадия «рисунка с примитивной выразительностью» отно­сится к 3—5 годам. Именно в этот период, по словам Г. Кершенштей- нера и К. Риччи, рисунки отличаются «мимичностью», а не «графич- ностью».

Стадия «графического рассказа» — наличие эмоционального рассказа ребенка о том, что он изображает. Он живет вместе со сво­ими образами и соответственно стремится отразить все свои впечат­ления, переживания и отношение к изображаемому.

Стадия «схематизма». В этот период ребенок начинает осо­знавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). Для дошкольника становится очевидным: какие бы он ни давал характеристики своему образу, изобразительная сто­рона от этого не меняется. Это побуждает ребенка к рисованию по памяти.

Стадия «чувства формы и линии» характеризуется стремлени­ем дошкольника сопоставить природные формы с собственным ри­сунком и передать характерные черты того или иного предмета (объ­екта). Однако на этой стадии изображаемое детьми еще имеет некую изобразительную условность.

Стадия «правдоподобного изображения». Появляется точность в передаче пропорции, элементарного пространства, формы пред­метов (объектов). Изображение на этой стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.

Стадия «реального изображения» характерна только для детей старше 10 лет. В этот период дети оказываются способными рисовать

с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.

Другие крупные исследователи детского изобразительного твор­чества (Е.А.Флёрина, Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. Н. До­ронова, Р. М.Чумичева и др.) в целом разделяли такой подход, но характеристику отдельных стадий они конкретизировали в зависи­мости от рассматриваемых ими проблем и вопросов. Бесспорно, выделенные периоды становления детского рисунка подробно и объ­ективно объясняют некую закономерность в творческом развитии дошкольников. В исследовании этапов и стадий ученые учитывали самостоятельное развитие творчества дошкольника, давая при этом анализ сменяющих друг друга новообразований, и не рассматривали особенности творческого становления в процессе педагогического воздействия. В этой связи представляется важным и интересным проследить поэтапное формирование выразительного образа, созда­ваемого ребенком при условии организации среды, стимулирующей проявление творческой активности.








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2550;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.