Детские общественные организации в системе воспитания

Социально-экономические и общественно-политические про­цессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изме­нили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Возникло множество других новых детских объединений, вместе с тем возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скау­ты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объ­единения на основе общности интересов.

Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданско­го становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это призна­ется специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединен­ных Наций в "Конвенции о правах ребенка" наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусмат­ривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получе­ние информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.

Сложившееся положение в детском движении изменяет пози­цию органов управления образованием, руководителей образова­тельных учреждений по отношению к детским организациям. Суть этой позиции состоит прежде всего в сохранении и разви­тии детского движения. Такое отношение подкрепляется реаль­ным участием органов управления образованием в создании ус­ловий, гарантирующих детям сотрудничество с руководителями их объединений, стабилизацию, социальную защиту педагогиче­ских кадров детских организаций, участие в формировании ма­териально-технической базы детских организаций.

Формирование основ нравственной культуры личности

Основные понятия теории нравственной культуры

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общест­ва, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, спра­ведливый или несправедливый. При этом мы пользуемся поня­тием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственнос­ти. Иначе говоря, нравственность — это личностная характерис­тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, по­рядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду­альное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо по­ступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распро­страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва­ние нравственной нормы. Норма — это правило, требование, оп­ределяющее, как человек должен поступить в той или иной кон­кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребен­ка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимо­отношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каж­дой такой области (профессиональные, межнациональные отно­шения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы — нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между пред­ставителями разных национальностей регулируются нравственны­ми принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватываю­щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж­дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к ко­торому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полез­ным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимают­ся людьми, принадлежащими к определенной социальной груп­пе, и выступают как форма общественного нравственного созна­ния. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоен­ные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные от­ношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руково­дителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в тру­довой деятельности, признании важности своего труда и резуль­татов труда других людей. Отношение к природе состоит в береж­ном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравст­венной культуры школьников осуществляется в системе нравствен­ного воспитания в условиях школы, семьи, общества.








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1153;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.