Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности и принципы воспитания в историко-педагогическом осмыслении |
Воспитательный процесс как смена состояний национальной, воспитательной системы имеет собственные объективно существующие между определенными педагогическими процессами и явлениями связи, т.е. ему присущи свои закономерности.
Среди основных закономерностей процесса воспитания выделяют:
1) зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды (например, от политической системы), социальной структуры общества, культурно-исторического опыта народа, духовной культуры отдельных его представителей и т.д.);
2) закономерную взаимосвязь и единство воспитания с развитием личности (воспитание становится источником развития личности, когда в ходе его организации создаются условия для ее самовоспитания, самовыражения);
3) эффективность воспитательного процесса закономерно зависит от степени целостности организации различных видов деятельности детей, значимой как их общего развития, так и для общества в целом;
4) воспитательные воздействия педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых и активная деятельность последних закономерно связаны между собой.
Вопрос о движущих силах воспитательного процесса исследовался многими педагогами и психологами: Н.И.Болдыревым, М.А.Даниловым, Г.С.Костюком, Г.И.Щукиной, Б.Т.Лихачевым и другими.
Их точка зрения на эту проблему состоит в том, что присущие процессу воспитания противоречия и являются его движущими силами. Так, выделяют одно из главных противоречий процесса воспитания, которое проявляется на всех этапах становления личности – противоречие между возникающими у детей новыми потребностями, интересами, запросами и недостаточным уровнем возможностей их удовлетворения.
Принципами воспитания называют те отправные, исходные положения, которые определяют как направленность воспитания, так и главные требования к его содержанию и технологии организации.
Сами по себе принципы адекватны внутренним закономерностям процесса воспитания, отражающим социальную и естественную природу человека, его потребности и потребности общества в целом.
Ведущими принципами процесса воспитаниявистории педагогики считались: природосообразность, народность, единство сознания и поведения, культуросоообразность, этнизация воспитания, целостный подход к воспитанию, воспитание в труде, сочетание педагогического руководства с активностью и инициативностью детей, ориентация в процессе воспитания на общечеловеческие моральные ценности, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, опора на положительное в ребенке, преемственность и систематичность педагогических воздействий, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, реализация народоведческого, человековедческого и личностного подходов в процессе воспитания, единство требований школы, семьи и общественности.
Дадим подробную характеристику только первым трем из перечисленных принципов.
Сущность принципа природосообразности воспитания раскрывается в трудах многих выдающихся мыслителей, начиная от Аристотеля и заканчивая Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, Г.С.Сковородою, К.Д.Ушинским, С.Френе и др.
Учет этого принципа педагогами предполагает, с одной стороны, воспитание ребенка на лоне природы и в соответствии с законами природы, с его анатомическими, физиологическими, психологическими и возрастными особенностями. Воспитывать сегодня учащихся в соответствии с этим принципом – это значит и „параллельно” воздействовать (создавать условия для этого) на их эмоции, волю, интеллект, опорно-двигательный аппарат с целью их развития, обеспечить нравственную и валеологическую направленность самовоспитания и саморазвития, „протекающих” по своим внутренним законам, адекватным законам природы. С другой стороны, реализация принципа природосообразности воспитания невозможна без знания воспитателем национальных, региональных особенностей флоры и фауны, а также возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей детей: нация это ведь и система различных природных (в частности, анатомических, физиологических), психических, исторически обусловленных признаков физического, интеллектуального и нравственного развития людей, ее составляющих.
Принцип народности означает прежде всего воспитание на родном языке, раскрытие его богатых лексических, грамматических и интонационных возможностей для развития детей. За обучение на родном языке выступал еще автор первых на Закарпатье школьных учебников и учебных пособий А.В.Духнович. Его „народная педагогика” (1857) и сегодня имеет научно-познавательную ценность.
Великий педагог К.Д.Ушинский считал, что родной язык – это и лучший выразитель духовных черт народа, и лучший народный наставник, источник понятий, чувств, художественных образов…
„Язык народа, − писал Ушинский в статье „Родное слово”, − лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, − народа нет более !” (К.Д.Ушинский. Родное слово: Книга для учащихся. Избр.пед.соч.: В 2т. – М.: „Педагогика”, 1974. – Т.2. – С.286).
Как лучшее выражение народности родной язык, по глубокому убеждению Ушинского, должен быть положен в основу уже первоначального обучения детей различным предметам, их ознакомления с природой: „Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно чрез посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только чрез посредство той же среды – отечественного языка”[ Там же].
Большое значение формированию украинского литературного языка на народной основе еще в ХУП веке уделял Г.С.Сковорода, мастерски используя в своих произведениях народные (украинские, русские, латинские) пословицы и поговорки. Свое не только философское, но и педагогическое учение Г.Сковорода стремился обосновать при помощи здравого смысла народа, его огромного духовно-практического опыта. Отстаивая принцип народности воспитания, он, с одной стороны, показывал преимущества народной (в частности, семейной) педагогики (притчи „Благодарный Еродий”, „Убогий жаворонок”), а с другой – призывал к равному образованию для всех. Критикуя положение, согласно которому простой человек не способен к учению, Г.Сковорода требовал доступности образования для всего народа.
Пытаясь реализовать свою мечту о подлинно народной школе, в которой бы все дети крестьян могли обучаться на родном языке истории и этнографии Украины, арифметике, географии, Т.Г.Шевченко пишет учебник – „Букварь южнорусский” (1860). До конца жизни народный поэт критиковал политику царизма в сфере образования, не ориентированную на создание равных возможностей для развития всех детей – богатых и бедных. Мысли Г.С.Сковороды, А.В.Духновича, К.Д.Ушинского, Т.Г.Шевченко о том, что воспитание должно носить народный характер – осуществляться на родном языке, на основе духовно-педагогической практики народа и быть доступным для всего народа – нашли свое дальнейшее развитие в трудах Н.А.Корфа, Х.Д.Алчевской, Б.Д.Гринченко и других.
Принцип единства сознания и поведенияследует рассматривать в русле общепризнанного в психологической науке принципа единства психики и деятельности: психика и деятельность образовывают единство; эти понятия как нетождественны, так и не противоположны; психика играет роль внутреннего, идеального плана деятельности − сознание возникает, формируется и проявляется в различных его видах.
В своей целостной совокупности различные виды деятельности выступают механизмом, обеспечивающим преобразование в сознании личности комплекса внешних влияний в ее новообразования как продукты психического развития.
Важнейший показатель зрелости сознания − реальный поступок, возникающий из переживания и понимания личностью значимости достижения собственного или общественного идеала, ее стремления в направлении усвоения и утверждения его ценностей. Его нравственная продуктивность и разнообразие выполняют функцию детерминантов эффективности овладения личностью ценностями общечеловеческой (профессиональной) культуры.
Поведение называют основным способом существования личности, и оно является сложным результатом не только развития ее сознания, но и усвоения социального опыта в процессе обучения и воспитания.
В ходе педагогического процесса создаются условия для трансформации сознания личности ученика в акт социально и личностно значимого поведения за счет организации ее практической деятельности и общения, приобретения практического опыта.
И.Д. Бех о законопространстве инновационного воспитания |
Утверждая педагогику духовно значимого действия личности, И.Д.Бех очерчивает ее фундамент − целостное множество законов инновационного воспитания ( И.Д.Бех. Виховання особистості. − К.: Либідь, 2008. − С.614-621):
1. Закон опережающего духовно-нравственного развития относительно развития интеллектуального. Опора на этот закон стимулирует гармонизацию развития интеллектуальной и духовно-нравственной сфер личности, обеспечивает гуманное использование ею собственного умственного потенциала ( не во вред другим людям).
2. Закон развития высших эмоциональных переживаний (нравственных, эстетических, интеллектуальных) как препятствие переживаниям более низким, биологическим. Руководствуясь им, педагогам следует проектировать программу близких и далеких целей стимулирования и поддержки высших эмоциональных переживаний личности воспитанника, разрабатывать специальную технологию (личностно ориентированную) их реализации.
3. Закон утверждения вершинных смыслоценностных ориентиров в качестве ведущей мотивации учения. Согласно указанному закону, главной мотивацией учения воспитанника выступает достижение конечных жизненных целей, связанных с самореализацией и самоактуализацией его как личности, а не только различные познавательные интересы.
4. Закон овладения научными знаниями в контексте человеческой культуры. Он нацеливает на осознание меры общечеловеческой ценности научного знания с позиции поддержки культурного многообразия мира, укрепления физического и психического здоровья личности, полноты и реализации ею базовых и высших потребностей, жизни в согласии с собой и с окружающими.
5. Закон приоритетности заботы человека об окружающем материальном и социальном мире. Он выступает в роли альтернативы использования этого мира с целью удовлетворения человеком лишь собственных интересов и является платформой для разработки стратегии и тактики воспитания, чуждых конфликтной идеологии в сферах взаимодействия человека с окружающей средой и социумом.
6. Закон последовательного педагогического обеспечения процессов идентификации воспитанника со значимым взрослым и полного отождествления с ним, воплощения в него. Соответствующее педагогическое обеспечение − это создание условий для: а) объединения воспитанником себя с моделью (образцом) на основании установившейся эмоциональной связи с ним (он питает к модели нежные чувства и восторгается ею), усвоения норм и ценностей образца на уровне личностно значимых, восприятия его контроля над собой как законного; б) видения им значимого другого как продолжения себя самого, наделения его собственными потребностями, чертами характера, чувствами; в) усвоения сознательно подражающим субъектом личностных смыслов поведения образца на основе постановки себя на его место, организации собственного поведения как адекватного поведению модели.
7. Закон погружения в эмоциональные состояния, требующий от педагогов создания условий для систематических упражнений воспитанников в переживаниях положительных и отрицательных чувств, в их словесном оформлении. Компетентность педагога в вопросах психологии чувств − необходимое условие эффективного погружения детей в различные эмоциональные состояния.
Кроме законов И.Д. Бех выделяет такую систему главных принципов воспитания как процесса создания условий для усвоения личностью воспитанника общечеловеческих ценностей и реализации ею природного потенциала, удовлетворения базовых и высших потребностей: национальной направленности, культуросообразности, гуманизации, целостности, субъект-субъектного взаимодействия, личностной ориентации, превентивности, технологизации и акмеологичности.
Принцип национальной направленности ориентирует воспитательный процесс на создание условий для усвоения воспитанником на личностном уровне ценностей национальной культуры, формирование и развитие у него национального и нравственного самосознания, любви к родной земле, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов.
Согласно принципа гуманизации воспитательного процесса в его центре находится ребенок как наивысшая ценность. Воспитателю надлежит учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, обеспечивать удовлетворение его фундаментальных потребностей, − в признании, понимании, принятии, справедливом отношении к нему и других.
Ему необходимо строить педагогическую стратегию и тактику на оптимистической гипотезе развития личности ребенка, считая главным фактором этого развития самодвижение, самостоятельность в различных видах деятельности, самодобывание знаний и самоформирование умений и качеств. При этом искусственное ускорение данного процесса просто исключается. Создавая условия для упражнений воспитанника в самостоятельности, педагог разрабатывает и реализует программу стимулирования развития его сознательного отношения к общечеловеческим ценностям, своей деятельности и поведению, выбору жизненного пути и т.п.
Принцип культуросообразности утверждает необходимость осуществления воспитания как культурологического процесса, ориентированного на формирование базиса культуры личности. В ходе педагогического взаимодействия происходит трансформация содержания исторического нравственно-этического опыта человечества в целостное множество взаимосвязанных открытых проблем. Решение этих проблем нравственной культуры воспитанником и является источником как его личностного развития, так и качественного присвоения им общекультурных ценностей.
В поле влияния принципа целостности воспитание следует рассматривать как целостный педагогический процесс, направленный на гармоническое и разностороннее развитие личности, формирование у нее целостной картины мира. Вместе с тем сама личность должна выступать в роли особой целостности ( как такая помимо функциональных она обладает целостными свойствами − системой духовно-нравственных качеств, готовностью к труду, готовностью к самосовершенствованию и другими). Создание условий для формирования у воспитанника качеств личности целостного плана требует разработки и достижения целей воспитания на всех уровнях, осуществления его во всей системе социальных институтов таким образом, чтобы были охвачены все сферы жизнедеятельности детей, обеспечена преемственность в реализации этапов и направлений воспитательной работы в ходе их учебной и внеучебной деятельности.
Принцип субъект-субъектного взаимодействия. Руководствоваться указанным принципом − значит признать участников воспитательного процесса равноправными в общении. Воспитатель и воспитанник уважают и учитывают во взаимодействии сущности рассуждений друг друга на основе признания права на их отличие от собственных. Педагог относится к воспитаннику как к активному субъекту взаимодействия и сам проявляет в нем способности к эмпатии, педагогической рефлексии и творчеству. Опираясь на систему продуманных воспитательных действий, он учитывает при этом психическое состояние партнера по общению, его личностные ценности и привички, жизненный опыт.
Принцип личностной ориентации. Понимая своеобразие и неповторимость проявления общих законов психического развития в каждом ребенке, педагог разрабатывает оптимистическую стратегию его развития, целевыми ориентирами которого выступают мировоззрение, самосознание, эмоциональная восприимчивость, культура потребностей, произвольное нравственное поведение и система базовых качеств. Признавая право личности воспитанника на свободное развитие и реализацию своих способностей, он создает условия для осознания им своей самоценности и индивидуальности, потребности в самоформировании образа „Я”, направляет и стимулирует процессы его самообразования и самовоспитания.
Принцип превентивности. Основная цель системы превентивных (предупредительных) мер государства и всех воспитательных институтов − выработка у детей и учащейся молодежи иммунитета к негативным влияниям социальной среды, психологических установок на наркотики, деструктивное поведение, суициды и другие „аргументы” антидуховности как на зло. Данная система должна включать такие меры правового, экономического, психолого-педагогического, социально-медицинского и информационно-образовательного характера, которые бы в своем единстве обеспечили внутреннее принятие воспитанником на уровне самоценных положительных социально и личностно значимых установок и норм здоровой в психическом, физическом и нравственном планах жизни.
Принцип технологизации воспитательного процесса предусматривает его организацию как цепочки научно обоснованных действий педагога и обеспеченных им осознанных действий воспитанников. указанные действия участников педагогического взамодействия находятся в соответствии с разработанной системой воспитательных целей, а этот проект согласовывается с психологическими механизмами личностного развития. технологизация воспитательного процесса предполагает „наделение” его свойствами проективности, поэтапности, определенной предсказуемости в плане достижения положительного конечного результата.
Акмеологический принцип „обязывает” педагога раскрыть перед воспитанником закономерности, индивидуальные возможности и пути достижения максимального совершенства в учебной, трудовой, игровой, самовспитательной и других видах деятельности, вершины творческого и морально-духовного развития. Не менее важно ему и создать условия для достижения личностью этой вершины − оптимальной самореализации в деятельности и усвоении высших общечеловеческих и национальных ценностей. Необходимо, чтобы воспитанник с помощью педагога разработал такую стратегию жизни, которая предусматривает постоянное движение к реализации новых социально и личностно значимых замыслов, прогнозирование его промежуточных и конечных результатов, самомобилизацию на преодоление трудностей, готовность к сознательному принятию жизненно значимых решений.
Действенность этих принципов воспитания И.Д.Бех ставит в зависимость от их проекции на конкретные воспитательные методы и выдвигает требования к построению научно обоснованных воспитательных действий. К целостному множеству таких требований относятся:
● осознанность действий воспитателя;
● дозированность нравственных установок;
● использование воспитательного действия, направленного на поступок;
● обеспечение генетической траектории движения от воспитательного действия внушения до воспитательного действия убеждения;
● учет в воспитательном действии наследственной природы воспитанника;
● культивирование развивающей оптимистической позиции воспитанника;
● объективность оценивания воспитанника;
● предупреждение межсубъектных ситуаций личностной двойственности;
● признание личности ребенка и её неприкосновенности;
● создание личностно-развивающей среды как культурно-воспитательная стратегия.
Литература для самостоятельной работы:
1.Бех І.Д. Виховання особистості: Підручник.− К.: Либідь, 2008. − С.614−621.
2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина.− М.: Изд. центр „Академия”, 2004.− С.290−300.
3. Фіцула М.М. Педагогіка: Навч. посібник. − К.: „Академвидав”, 2005.− С.257−263.
4. Якса Н.В. Основи педагогічних знань: Навч. посіб.− К.: Знання, 2007.− С.231−233.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 946;