Самопроизвольное зарождение

 

Эта концепция была распространена в древних Китае, Ва­вилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с кото­рым она сосуществовала. Аристотель (384-322 до н.э.), которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения. На основе собственных наблю­дений он развил эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд - «лестницу природы» (scala naturae):

«Ибо природа совершает переход от безжизненных объек­тов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом живот­ными, что между соседними группами, благодаря их тесной бли­зости, едва можно заметить различия» (Аристотель).

Этим высказыванием Аристотель укрепил более ранние вы­сказывания Эмпедокла об органической эволюции. Согласно теории Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», кото­рое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содер­жится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе.

«Таковы факты - живое может возникать в результате не только спаривания животных, но и разложения почвы... Так же обстоит дело и у растений: некоторые развиваются из семян, а другие как бы самозарождаются под действием сил природы, возникая из разлагающейся земли, отбросов или из определен­ных частей растений» (Аристотель). Эту идею поддерживали такие выдающиеся ученые и мыслители как Парацельс, эмбрио­лог Гарвей, Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, Гете, Шеллинг и др. Их авторитет во многом определил долгий срок существова­ния теории самозарождения и ее широкое распространение.

С распространением христианства, концепция спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести; ее признавали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся нечистой силе, но эта идея все же продолжала существовать в течение еще многих веков. Ван Гельмонт (1577-1644), весьма знаменитый и удачливый ученый, описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого нужны были грязная рубашка, темный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарож­дения мыши Ван Гельмонт считал человеческий пот.

Даже опыты Ф. Реди и Спаллацани не смогли поколебать эту концепцию. В 1688 г. итальянский биолог и врач Франческо Реди, живший во Флоренции, подошел к проблеме возникнове­ния жизни более строго и подверг сомнению теорию спонтанного зарождения. Реди установил, что маленькие белые червячки, появляющиеся на гниющем мясе, - это личинки мух. Проведя ряд экспериментов, он получил данные, подтверждавшие мысль о том, что жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни (концепция биогенеза).

«Убежденность была такой тщетной, если бы ее нельзя бы­ло подтвердить экспериментом. Поэтому в середине июля я взял четыре больших сосуда с широким горлом, поместил в один из них змею, в другой - немного рыбы, в третий - угрей из Арно, в четвертый - кусок молочной телятины, плотно закрыл их и запе­чатал. Затем я поместил то же самое в четыре других сосуда, оставив их открытыми... Вскоре мясо и рыба в незапечатанных сосудах зачервивели; можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. Но в запечатанных сосу­дах я не видел ни одного червяка, хотя прошло много дней, по­сле того как в них была положена дохлая рыба» (Реди).

Эти эксперименты, однако, не привели к отказу от идеи са­мозарождения, и хотя эта идея несколько отошла на задний план, она продолжала оставаться главной теорией в неклери­кальной среде.

В то время как эксперименты Реди, казалось бы, опроверга­ли спонтанное зарождение мух, первые микроскопические ис­следования Антона ван Левенгука усилили эту теории примени­тельно к микроорганизмам. Сам Левенгук не вступал в споры между сторонниками биогенеза и спонтанного зарождения, одна­ко его наблюдения давали пищу обеим теориям и в конце концов побудили других ученых поставить эксперименты для решения вопроса о возникновении жизни путем спонтанного зарождения.

В 1 765 г. Ладзаро Спалланцани провел следующий опыт: подвергнув мясные и овощные отвары кипячению в течение нескольких часов, он сразу же их запечатал, после чего снял с ог­ня. Исследовав жидкости через несколько дней, Спалланцани не обнаружил в них никаких признаков жизни. Из этого он сделал вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ и что без них ничто живое уже не могло возникнуть.

В 1860 г. проблемой происхождения жизни занялся Луи Пас-тер. К этому времени он уже многое сделал в области микробио­логии и сумел разрешить проблемы, угрожавшие шелководству и виноделию. Он показал также, что бактерии вездесущи и что неживые материалы легко могут быть заражены живыми суще­ствами, если их не простерилизовать должным образом. В ре­зультате ряда экспериментов, в основе которых лежали методы Спалланцани, Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения.

Однако подтверждение теории биогенеза породило другую проблему. Коль скоро для возникновения живого организма не­обходим другой живой организм, то откуда же взялся самый пер­вый живой организм? Только теория стационарного состояния не требует ответа на этот вопрос, а во всех других теориях подра­зумевается, что на какой-то стадии истории жизни произошел переход от неживого к живому. Было ли это первичным самоза­рождением?








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1010;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.