Фромм выделяет пять базовых потребностей.
Потребность в связи с другими – проистекает из вырванности человека из исходного единства с природой. Вместо инстинктивных связей, которыми обладают животные, человек вынужден создавать собственные отношения, причем наиболее удовлетворительными оказываются основанные на продуктивной любви. (Взаимная забота, уважение, понимание.)
Потребность в трансценденции – стремление человека подняться над своей животной природой, стать не созданием, а создателем. (При препятствиях человек становится разрушителем.)
Потребность в укорененности – люди хотят ощущать себя частью мира, принадлежать ему. Наиболее здоровое проявление – в ощущении родства с другими людьми.
Потребность в идентичности – потребность в уникальности своей индивидуальности. Если эта потребность не реализуется в творчестве, то может реализовываться в принадлежности к группе или в идентификации с другим человеком. (Не бытие кем-либо, а принадлежность кому-либо.)
Потребность в системе ориентации – система ориентиров, стабильный и последовательный способ восприятия и понимания мира.
По Фромму эти потребности носят чисто человеческий характер. Причем они не порождаются обществом (с тем или иным устройством), а возникают эволюционно.
Формы и способы удовлетворения этих потребностей и развитие личности определяются конкретным обществом (похоже на подход Мертона). Приспособление человека к обществу – компромисс между внутренними потребностями и внешними требованиями.
Пять типов социального характера, определяющих способ отношения индивидов друг к другу:
- рецептивный – потребляющий,
- эксплуативный,
- накопительский,
- рыночный,
- продуктивный.
Позже им выдвинут другой дихотомический способ классификации характеров – на биофильный (направленный на живое) и некрофильный (направленный на мертвое). Сходство с танатосом Фрейда только внешнее, Фромм опровергал его тем, что единственная исходная сила – жизнь, а инстинкт смерти вступает в действие, когда жизненные силы фрустрированы.)
По Фромму важно, чтобы характер ребенка воспитывался в соответствии с требованиями данного общества, чтобы он хотел его сохранения. Это объясняется тем, что по Фромму всякое изменение общественного устройства ведет к нарушениям в социальном характере индивида. Прежняя его структура не соответствует новой действительности, что усиливает чувство отчужденности. Последнее усиливает опасность некритичного выбора (или принятия от других) способов спасения от одиночества.
Убеждения Фромма:
1) человек обладает врожденной сущностной природой,
2) общество должно существовать для того, чтобы эта природа могла реализоваться,
3) до сих пор это ни одному обществу не удалось,
4) но это возможно в принципе.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1126;