Общее понятие о характере
В. А. Крутецкий определяет характер как «индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых и существенных психических особенностей (свойств, качеств) человека, обусловливающих образ его поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах» Это определение, не раскрывая сущности характера, близко к определению характера в его же учебнике психологии: «Характер – это индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках».
B. C. Мерлин дает такое определение характера: «Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам ».
Определение свойств личности, по В. С. Мерлину: «Под психическими свойствами личности в психологии понимают только такие относительно устойчивые и постоянные свойства, которые отличают одного человека или одну группу людей от другого человека или другой группы людей. Первый основной вопрос, который возникает при определении предмета психологии личности, все ли такого рода психические свойства представляют собой свойства личности. В утвердительном или отрицательном ответе на него всегда содержится скрытая или явно выраженная теоретическая концепция личности». В. С. Мерлин сводит личность только к ее направленности и отношениям.
Л. И. Божович: «Целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью». В.А. Крутецкий и А. Г. Ковалев так определяют характер: «Характер – это сложившаяся и укрепившаяся под влиянием жизненных воздействий и воспитания система отношений и поведения человека».
Такого рода отождествление характера и личности, с одной стороны, и характера и направленности – с другой, имеет свои глубокие исторические корни Аристотель для обозначения деятельной, практической стороны личности пользовался словом «этос», означавшим нрав, обычай, образ мыслей. Теофраст первым ввел вместо термина «этос» термин «характер». И в современной зарубежной (западной) психологии до сих пор нет четкого разграничения понятий личности и характера.
В России исторически сложившееся смешение -понятий было закреплено в монографии о характере Н. Д. Левитова «Вопросы психологии характера», больше говорившей о личности, чем о характере. Б. М. Теплов выделял три группы черт характера, черт, в которых выражается отношение человека к другим людям, к самому себе, к труду, и четвертую группу черт, образующих «психический склад личности». К первой группе он отнес, например, откровенность, ко второй – скромность, к третьей – трудолюбие и к четвертой – принципиальность.
Как пишет К. К. Платонов: «Но ведь каждая из перечисленных, как и все указанные Б. М. Тепловым, да и другими авторами, «черт характера» не только может быть таковой, но и может быть столь слабо выражена, что не будет чертой характера а только чертой личности. Ведь выраженные трудолюбие и лень как полярные черты характера могут иметь степень выраженности, достаточной для того, чтобы, не считаясь с чертами характера, быть все же чертами личности. Наконец, есть люди, для которых и трудолюбие и лень столь нечетко выражены, что ни то ни другое не является у них свойством личности и сказать, что у них преобладает, просто невозможно».
Все сказанное об этих чертах относится ко всем другим. Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того чтобы иметь основание считаться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно тесно связана с другими чертами характера в одно целое (которым и является характер), чтобы систематически проявляться в различных видах деятельности. Однако не все свойства характера в целом (доброта Обломова в произведении Гончарова) и есть его доминирующие свойства, как, например, лень, нерешительность, определяющие «обломовский характер», или оторванная от жизни мечтательность, определяющая «маниловщину» у Гоголя.
В соответствии с этим пониманием характера его можно определить как ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности. Можно сказать, что характер – это каркас личности, с которым связаны и все остальные ее свойства, не входящие в этот каркас. Выраженность характера определяется выраженностью доминирующих его черт и связей между ними и целым, иногда в литературе называемым «ядром личности».
Структурное понимание характера разрешает некоторые вопросы. К таким вопросам относится вопрос о связи характера и темперамента, по-разному понимаемый различными психологами. Платонов считает, что достаточно выраженные черты инертности, неуравновешенности и слабости', отличающие личность от «нормотипа» – сангвиника с выраженными чертами подвижности, уравновешенности и силы, входят в структуру характера. То же самое может быть отнесено и к выраженным привычкам, о которых говорят: «вторая натура».
Слово «характер» – древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «черта», «примета», «признак», «особенность».
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Каждый человек имеет свой особый, присущий только ему характер, в котором одни черты выражены ярче, другие – слабее. Своеобразное сочетание черт характера и создает его индивидуальность. Поэтому в жизни нет людей, характеры которых были бы сходными.
Характер формируется на протяжении всей жизни человека в соответствии с условиями жизни, практики и общественного опыта человека. В свою очередь характер оказывает влияние на формирование личности. На формирование характера и личности в целом огромное влияние оказывают воспитание и самовоспитание. По существу формирование личности продолжается всю жизнь, под влиянием окружающей микросреды (семья) и макросреды (коллектив). При этом помимо положительного примера семьи и окружающих большая роль принадлежит самовоспитанию, и если человек осознает недостатки своего характера или своих личностных свойств, то никогда не поздно их исправить.
Характер человека формируется под влиянием совокупности общественных отношений, в которые включен человек и которые определяют образ его жизни.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 893;