ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА И КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Декоративно-прикладному искусству свойствен определенный характер рисунка, особый, плоскостной строй композиции. Построение таких композиций нередко ставит учащихся перед довольно сложной задачей обобщения, упрощения, переработки природных форм в декоративные образы. На уроках изобразительного искусства школьники пытаются в своих рисунках красками или карандашом передать на листе бумаги объемность предметов. Чтобы достигнуть большей правдивости изображения, добиться иллюзии пространства, они познают законы линейной и воздушной перспективы, правила светотеневого решения, особенности цветоведения. На занятия по художественной обработке материалов они приходят с определенным багажом навыков. При создании плоскостных композиций у ребят начинаются трудности в перестраивании таких рисунков на условный язык декоративно-прикладного искусства.
Задача педагога — научить школьников созданию красивых, ритмичных, эмоционально насыщенных композиций, соответствующих выбранному материалу и функциональному назначению декорируемого предмета.
1. В. Олейникова. «Павлин». Резьба по дереву.
Нередко в поисках сюжетов для декоративных работ ученики обращаются к репродукциям известных картин, особенно не задумываясь, можно ли перенести в чеканку, резьбу или инкрустацию, к примеру, «Богатырей» или «Ивана-царевича на сером волке» В. М. Васнецова. Они начинают вычеканивать или резать рельеф, копируя все ракурсы и детали живописного полотна. От этой ошибки преподаватели должны их предостеречь. При слепом копировании выступает явное несоответствие декоративного материала и живописной композиции. У металла и дерева совершенно иные художественные, пластические и технологические качества по сравнению с холстом и красками. Краски можно смешивать, получая различные цветовые оттенки, наносить их мягко с тончайшими переходами от цвета к цвету или лепить форму мощными мазками. В чеканке или резьбе рельеф создается физическим углублением материала, нанесением декоративных фактур и патинирующих покрытий, а в инкрустации изображение возникает вследствие сверкающего перелива металла на темном фоне поверхности дерева, мерцанием лучистой насечки.
Новые материалы (металл, дерево, а не краски), новые орудия труда (чекан, резец, молоток, а не кисти), новая техника исполнения (вычека-нивание, вколачивание или резьба, а не живопись), иное эстетическое назначение создаваемых произведений требуют иных выразительных средств. Они должны основываться на особенностях построения изображений в декоративно-прикладном искусстве, т. е. на физических и пластических возможностях материала и технологии их обработки. Если этого не учитывать и копировать станковые картины, то можно получить лишь жалкое их подобие. Искусство чеканки, инкрустации, резьбы превратится в мелкое украшательство и ненужное подражание. Надо помнить, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство существуют рядом совершенно самостоятельно.
Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность преображается в четкие и емкие символы. Вспомним, к примеру, символическое решение герба нашего государства, где в выразительном единении серпа и молота воплощено содружество рабочих и крестьян.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 844;