Глушители шума вентилятора ТРДД
Вентиляторы ТРДД во многих случаях являются доминирующими источниками шума самолетов на местности. Поэтому при их проектировании должны быть предусмотрены мероприятия по снижению шума. В целях обеспечения минимального шума следует применять одноступенчатый вентилятор без входного направляющего аппарата с далеко отодвинутым спрямляющим аппаратом, имеющий достаточно большое число лопаток (более чем в два раза превышающее число лопаток рабочего колеса).
Отсутствие ВНА и большое осевое расстояние между РК, и СА обеспечивает малый уровень шума взаимодействия; большое число лопаток СА позволяет реализовать явление отсечки первой гармоники шума взаимодействия РК и СА. При прочих равных условиях одноступенчатые вентиляторы обеспечивают меньший уровень шума, чем двухступенчатые.
В целях снижения шума необходимо обтекатель пилона, используемого для крепления двигателя на самолете, выполнить с минимально допустимым поперечным сечением и отодвинуть его от спрямляющего аппарата. В противном случае в вентиляторе будет генерироваться повышенный шум взаимодействия рабочего колеса с неравномерностью, вызванной обтеканием пилона.
Практика создания малошумных вентиляторов ТРДД свидетельствует о том, что снижения шума только в источнике недостаточно для обеспечения нормируемых уровней шума самолета на местности. Необходимо использовать глушители шума вентилятора, устанавливаемые по пути распространения звуковых волн в каналах всасывания и выхлопа. Глушители представляют собой каналы силовой установки, облицованные по периметру звукопоглощающими конструкциями. В воздухозаборнике и камере смешения — это обычно цилиндрические глушители, а в каналах наружного контура - кольцевые.
Глушители в каналах силовой установки самолета работают в условиях высоких уровней звукового давления (150...160 дБ), высоких скоростей (~ до 150 м/с) и температур (~ до 900°К) потока при относительных поперечных размерах канала D/λ >4 (D– диаметр канала, λ – длина волны).
Звукопоглощающие конструкции
Системы шумоглушения силовых установок современных самолетов основаны на применении в каналах мотогондол и двигателей звукопоглощающих конструкций с резонансными или объемными поглотителями и являются сегодня наиболее эффективным методом снижения интенсивности шума, генерируемого лопаточными машинами турбореактивного двигателя. Выбор оптимальных параметров ЗПК осуществляется с помощью расчетно-эмпирических моделей, в основе которых лежит решение волноводной задачи для случая распространения звука в неоднородном канале с плавным изменением параметров по его длине и для случая потенциального потока.
Влияние на поглощение звука разнесенности источника излучения по высоте канала, неравномерности профиля средней скорости потока, наличия пограничного слоя на стенках канала и другие эффекты учитываются в расчетных моделях с помощью эмпирических или полуэмпирических функций.
В практике снижения шума пассажирских самолетов широкое применение получили резонансные, так называемые «сотовые», звукопоглощающие конструкции, состоящие из обращенного к потоку перфорированного листа, жесткого непроницаемого основания и воздушной полости между ними, разделенной на отдельные ячейки сотовым заполнителем (рисунок 8.10).
Рисунок 8.10
Сотовый заполнитель препятствует рециркуляции воздуха через перфорированный лист, возникающей за счет градиентов пристеночного давления в проточной части силовой установки, и тем самым уменьшает потери давления. Обычно в глушителях шума вентилятора силовой установки самолета применяется однослойная сотовая ЗПК; частотные характеристики снижения шума в таких глушителях имеют вид резонансной кривой с одним или несколькими максимумами (рисунок 8.11).
Рисунок 8.11 Частотная характеристика снижения шума в глушителе воздухозаборного канала
Частоту, на которой реализуется максимальное снижение шума, условно называют частотой настройки глушителя. Величина снижения шума в глушителе и частота его настройки зависят от геометрических характеристик звукопоглощающих конструкций (глубины облицовки, степени перфорации наружной панели, диаметра отверстий перфорированной панели), отношения высоты канала к длине звуковой волны, геометрической формы канала, параметров аэродинамического и акустического полей (числа М, температуры в канале, радиальной неравномерности потока, уровня звукового давления) и характеристик звукового поля (широкополосного шума, дискретных составляющих па частоте следования лопаток рабочего колеса и ее гармониках, шума ударных волн).
С ростом отношения высоты Н или диаметра D канала к длине звуковой волны λ эффективность глушителя снижается, что объясняется так называемым «лучевым эффектом», согласно которому для высокочастотного звука, распространяющегося в центральной части канала, процесс взаимодействия с ЗПК до выхода из глушителя не успевает реализоваться.
По этой причине акустическая эффективность глушителей, устанавливаемых в воздухозаборных каналах (D/λ ≈ 4...10), ниже, чем глушителей, устанавливаемых в достаточно узких наружных каналах вентилятора (D/λ ≈ 1...2). По той же причине эффективность глушителей на взлетном режиме работы двигателя ниже, чем на посадочном (λпос > λвзл).
Материалы, из которых изготавливают ЗПК, определяются условиями их работы. В воздухозаборнике, где температура среды изменяется от - 60°С до +60°С, используют конструкции из неметаллических материалов или комбинированные. В канале наружного контура на внешней стенке, где температура среды изменяется от - 60°С до +120°С, используют те же материалы, что и в воздухозаборнике. Поскольку на внутренней стенке наружного контура, в выхлопном канале внутреннего контура и в камере смешения температура среды может достигать 9000К, то здесь применяют полностью металлические звукопоглощающие конструкции.
Существующие ЗПК относятся к классу пассивных методов снижения шума, в которых сама конструкция остается неизменной в процессе эксплуатации. Вместе с тем в последние годы все большее внимание привлекают адаптивные ЗПК, характеристики которых могут изменяться в соответствии с изменением режима работы двигателя , что приводит фактически к расширению частотного диапазона эффективной работы звукопоглощающей конструкции.
В традиционных пассивных методах снижения шума современные исследования направлены на создание многослойных и многопараметрических звукопоглощающих конструкций. При этом одним из основных резервов увеличения эффективности рассматриваются одновременное увеличение затухания на частоте следования лопаток рабочего колеса вентилятора и ее гармониках и расширение полосы частот эффективного затухания звука.
Затухание звука в канале с потоком определяется многими факторами, важнейшими из которых являются распределение источников излучения и структура звукового поля в канале, характер и параметры течения в пограничном слое на стенках канала, профили средних скоростей в канале.
Повышение затухания на фиксированной частоте может быть достигнуто как за счет оптимизации параметров ЗПК, так и посредством увеличения площади облицованной поверхности. Расширение полосы частот звукопоглощения сотовых конструкций как в область высоких, так и в область низких частот, возможно при использовании многопараметрических облицовок, комбинированных двухслойных конструкций различной толщины с переменной перфорацией поверхностных слоев (рисунок 8.12).
Особое внимание привлекают адаптивные звукопоглощающие конструкции, частотные настройки которых могут автоматически подстраиваться под характерную частоту излучения лопаточных машин двигателя. Это так называемые ЗПК с продуваемым слоем (рисунок 8.12) и гибридные активно-пассивные звукопоглощающие конструкции (рисунок 8.13). Характерной особенностью всех конструкций является наличие резонансного контура в виде сотового заполнителя и акустической обратной связи, благодаря которой осуществляется управление частотой настройки всей конструкции.
В ЗПК с продуваемым слоем (рисунок 8.12) благодаря выдуву потока через пористый верхний слой конструкции осуществляется управление параметрами импеданса пористого слоя и параметрами пограничного слоя от основного потока на поверхности слоя, что позволяет управлять акустическими характеристиками звукопоглощающей конструкции.
Рисунок 8.12
Рисунок 8.13
В гибридных активно-пассивных звукопоглощающих конструкциях (рисунок 8.13) управление акустическими характеристиками ЗПК осуществляется посредством изменения геометрических размеров резонаторного контура. В качестве приводных механизмов рассматриваются микроэлектромеханические системы (МЕМС”ы).
Акустическая эффективность ЗПК существенно зависит от однородности акустического поля в канале, на которую оказывает заметное влияние отражение звуковых волн от поверхности звукопоглощающей конструкции. Отражение волн зависит от технологии изготовления конструкции и, в частности, от наличия стыковочных швов между отдельными участками ЗПК.
Расчетные исследования показывают, что при наличии трех продольных швов на цилиндрической поверхности ЗПК (рисунок 8.14) в канале воздухозаборника возникающие неоднородности акустического поля в канале приводят к тому, что потенциальные
Рисунок 8.14
возможности по снижению интенсивности шума на частоте следования лопаток вентилятора не превышают 6дБ. При отсутствии стыков в ЗПК потенциальные возможности в снижении уровня первой гармоники шума вентилятора достигают 30дБ.
Лекция 9
Математическая модель распространения звука в канале. Методы расчета глушителя шума вентилятора ТРДД.. Требуемая акустическая эффективность системы шумоглушения и методы ее определения.
Теоретическое решение задачи о снижении шума, распространяющегося в канале с равномерным потоком, основано на использовании волнового уравнения Блохинцева, которое в цилиндрических координатах для акустического давления имеет вид
(9.1)
где с — скорость звука; U0 — постоянная скорость потока вдоль оси г, U0 < c. Если решение уравнения (9.1) искать в форме волн, распространяющихся вдоль оси z (постоянная распространения kz) в виде:
,
то уравнение примет вид
(9.2)
где
(9.3)
, .
Решение уравнения (9.2), полученное методом разделения переменных, имеет вид:
(9.4)
где Аmn, Вmn - произвольные постоянные, характеризующие звуковое поле в начальном сечении канала; m — число осцилляции звукового поля по азимуту; n - то же по радиусу; 1т (xr) и У (xr) — соответственно функции Бесселя и Неймана целого порядка “m”..
При фиксированном значении “m” решение (9.4) называют азимутальной модой m-го порядка. Различным значениям “n” соответствуют разные радиальные моды.
Из уравнения (9.3) следует, что постоянная распространения может быть представлена в виде
(9.5)
Действительная часть kz характеризует ослабление амплитуды звуковой волны на единицу длины пути и называется коэффициентом затухания. Мнимая часть постоянной распространения называется фазовой постоянной. Эта величина по смыслу аналогична волновому числу при некоторой фазовой скорости распространения, отличной от скорости звука..
Моды, у которых значения kz действительны, называютcя распространяющимися или нормальными, а моды, у которых значения kz мнимы,— нераспространяющимися или неоднородными. Знак действительной части корня в формуле (9.5) определяет направление распространения волны; одинаковые знаки числа М и действительной части корня соответствуют распространению волны по потоку, противоположные - против потока. Действительная часть постоянной распространения определяет затухание в канале
(9.6)
Для решения уравнения Блохинцева можно воспользоваться граничным условием на стенке канала в виде линейной связи между давлением р и нормальной компонентой vn акустической скорости, то есть импедансом стенки , и условием непрерывности давления и нормальной компоненты суммарной скорости среды на границе раздела, включающей и значение акустической скорости. В результате получим граничное условие на стенке канала
(9.7)
где знак минус выбирается для цилиндрического канала радиуса г = а, знак плюс - для внутренней стенки кольцевого канала (r = b); .
Характеристическое уравнение для определения собственных значений χmn в цилиндрическом канале получают из граничного условия (9.7) после подстановки в него выражения для звукового давления р с учетом того, что в этом случае Вmn = 0.
, (9.8)
где
; (9.9)
Аналогично для кольцевого канала характеристическое уравнение в общем случае имеет вид
, (9.10)
где Q = b/а - отношение внутреннего радиуса канала к внешнему. Уравнения (9.8) и (9.10) совместно с (9.5) и (9.9) являются трансцендентными уравнениями, решения которых полностью определяют нормальные моды цилиндрического и кольцевого каналов. В общем случае аналитических решений они не имеют, решения их могут быть получены только численным методом.
Исследования показывают, что в цилиндрическом канале в случае, когда частота высокочастотного звука намного превышает критическую, , затухание звука при распространении против потока больше затухания его по потоку в отношении .
В области низких частот (|βG|<<1) волна по потоку затухает сильнее, чем против потока. Учет пограничного слоя показывает, что его наличие на стенке канала ослабляет влияние потока на затухание звука. Наибольшее затухание в канале отмечается вблизи критической частоты, где оно не зависит от направления распространения звуковых волн и воздушного потока.
Приведенные выражения позволяют производить оптимизацию затухания звука в канале, то есть выбирать такой импеданс стенок канала, при котором будет обеспечено наибольшее снижение шума.
Акустический импеданс – это комплексное сопротивление, представляющее собой отношение комплексной амплитуды звукового давления к объемной колебательной скорости (произведению усредненной по площади колебательной скорости частиц среды на площадь, для которой определяется импеданс). В удельном акустическом импедансе рассматривается колебательная скорость в точке среды. Соотношение для импеданса системы представляет собой сумму действительной и мнимой частей:
,
где ReZa – действительная часть импеданса – активное акустическое сопротивление, связанное с диссипацией энергии в самой системе и с затратами энергии на излучение звука; Im Za – мнимая часть импеданса – реактивное акустическое сопротивление, обусловленное реакцией сил инерции (масс) или сил упругости. В задачах распространения звука в каналах с поглощающими стенками нередко используются акустические характеристики, являющиеся обратными по отношению к импедансу. Обратная величина акустического импеданса в комплексном виде называется адмитансом, а обратная величина действительной части импеданса называется проводимостью.
В достаточно длинном канале (или при равномерном распределении звуковой энергии по волновым модам) ослабление интенсивности звука определяется затуханием наименее затухающей моды из всех мод, возбуждаемых источником.
Как только моды с большим затуханием по амплитуде становятся много меньше наименее затухающей, они перестают давать вклад в суммарное затухание. В подобной ситуации увеличить суммарное затухание звука в канале возможно путем увеличения затухания наименее затухающей моды, подбирая для этого соответствующий импеданс стенок канала, то есть оптимизируя импеданс по этой моде.
Иное положение реализуется в случае короткого канала, где большое число мод дает вклад в суммарное затухание. В этом случае общее затухание определяется модой, которая наиболее сильно возбуждена, причем она не обязательно совпадает с наименее затухающей модой. Увеличение затухания наиболее возбуждаемой моды - основной метод увеличения суммарного затухания звуковой мощности в коротком канале.
В обоих случаях максимальное затухание отмечается, когда импеданс подобран из условия оптимума при слиянии двух простых распространяющихся мод звуковой волны. При этом затухание двойной моды всегда больше, чем затухание менее ослабляемой из двух простых мод, которые могут образовать двойную моду.
Теоретическое решение задачи по определению импеданса стенок, который обеспечивает максимальное затухание шума в канале с потоком, показывает следующее. В цилиндрическом канале оптимальный адмитанс β0 стенок канала может быть определен из уравнения:
(9.11)
а двойные моды — из уравнения
(9.12)
Методы практической реализации теоретически вычисленного импеданса определяются типом применяемых звукопоглощающих конструкций. Например, для ЗПК из перфорированного листа с сотовым наполнителем геометрические параметры конструкции находятся для оптимального импеданса.
Сотовые ЗПК характеризуются следующими геометрическими параметрами (рисунок 9.1): диаметром отверстий перфорации - d; коэффициентом перфорации - F, выражающим отношение площади, занимаемой отверстиями, ко всей площади панели; толщиной перфорированной панели- t; глубиной воздушной полости - h (высотой сот), и поперечным размером сотовой ячейки - а.
Рисунок 9.1
В каналах силовой установки существенно проявляются нелинейные эффекты, поэтому для описания поведения входного акустического импеданса сотовой ЗПК с заданными геометрическими параметрами недостаточно модели, представляющей собой набор резонаторов Гельмгольца. Необходимо учитывать вклад в импеданс различных физических факторов таких, как вязкость, влияние присоединенной массы в отверстиях перфорированной панели и эффект излучения энергии из отверстий, взаимодействие между ними, а также влияние высокого уровня звукового давления в падающей волне и скорости потока, скользящего вдоль пористой поверхности сотовой ЗПК.
Взаимосвязь между входным акустическим импедансом однослойной сотовой ЗПК и ее геометрическими параметрами имеет вид
(9.13)
где ν - кинематический коэффициент вязкости; IU0I = амплитуда скорости в отверстиях перфорации; р — звуковое давление на поверхности пористой панели ЗПК;
α — коэффициент; М — число Маха скорости потока; М0 — число Маха, определенное для акустической скорости в отверстиях; μ — численный коэффициент, зависящий от параметров пограничного слоя; с1 - коэффициент расхода, зависящий от числа Рейнольдса, определенного по диаметру отверстия, коэффициенту перфорации и отношению t/d, Ф (F) — функция Фока.
Теоретический метод выбора оптимального импеданса и геометрических параметров ЗПК, обеспечивающих наибольшее снижение уровня дискретных составляющих шума вентилятора, был проверен экспериментально. Получено хорошее соответствие расчета с экспериментом.
Основным недостатком описанных выше ЗПК является узкая полоса частот, в которой наблюдается эффективное снижение шума. Для расширения частотного диапазона возможно использование сотовых ЗПК с различной глубиной и коэффициентом перфорации, а также применение ЗПК более сложных схем, например, двухслойных, состоящих из двух перфорированных листов и непроницаемого основания, разделенных двумя слоями сотового заполнителя.
Наконец, возможно использование так называемых объемных или «гомогенных» звукопоглощающих конструкций, включающих слои однородного пористого материала. Все перечисленные методы повышения эффективности глушителей связаны с усложнением их конструкции и технологии изготовления, а также с ухудшением эксплуатационных свойств.
Повышения эффективности глушителя при любой конструкции ЗПК можно добиться путем размещения в каналах силовой установки дополнительных кольцевых или радиальных разделителей потока, облицованных ЗПК. Такие глушители могут обладать очень высокой акустической эффективностью, однако, они существенно усложняют конструкцию силовой установки, ухудшают ее параметры и надежность работы.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 2189;