Возникновение принципа причинности из принципа воздаяния
Вероятно, закон причинности возник из нормы воздаяния. Это результат трансформации принципа вменения, в соответствии с которым в норме воздаяния неправильное поведение связывается с наказанием, а правильное – с наградой. Эта трансформация началась в древнегреческой натурфилософии. Весьма примечательно, что греческое слово со значением "причина" (αίτία) означало также и вину; причина виновна в следствии, она ответственна за следствие; следствие так же вменяется причине, как. наказание правонарушению. Одну из древнейших формулировок закона причинности находим в знаменитом фрагменте Гераклита: "Если Солнце отклонится от предписанной ему тропы, то эринии – служительницы справедливости – укажут ему на это". Здесь закон природы еще выглядит как правовое высказывание: Солнце не покидает предписанную ему тропу, потому что если бы оно это сделало, то правовые органы приняли бы против него меры. Решительный шаг в этом переходе от нормативного к каузальному истолкованию природы, от принципа вменения к принципу причинности состоит в осознании человеком того, что отношения между вещами — в отличие от отношений между людьми — не зависят от человеческой или надчеловеческой воли, или – что то же самое не определяются нормами; в осознании того, что поведение вещей не предписывается и не разрешается никакой властной инстанцией. Полное очищение принципа причинности от всех элементов анимистического, т.е. персонифицирующего мышления, установление причинности как принципа, отличного от вменения, могло произойти лишь постепенно. Так, например, представление о том, что каузальность есть абсолютно необходимое отношение между причиной и следствием, — представление, господствовавшее еще в начале XX века, – без сомнения есть отголосок воззрения, согласно которому связь между причиной и следствием установлена волей некоей абсолютной и всемогущей, следовательно трансцендентной, находящейся за пределами человеческого опыта властной инстанции. Если отказаться от этого воззрения, то ничто не помешает устранить из понятия каузальности элемент необходимости и заменить его элементом простой вероятности. Если же, однако, сохранить элемент .необходимости, то его смысл должен будет измениться: из свойственной божественной воле абсолютной необходимости, выражающейся в причинно-следственных отношениях, он должен превратиться в необходимость для человеческого мышления, выражающуюся в не знающей исключений действительности определенного теоретике—познавательного постулата.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 619;