Социометрические тезисы
1.Человеческое общество имеет свою собственную структуру, не тождественную социальному строю или форме правления, существующим в данный момент. Его структура подвергается влиянию инструмента, ведущего его дела, например государства,
но никогда полностью им не определяется. Государство может «отмереть», но лежавшая в его основе социодинамическая структура общества сохраняется в той или иной форме. Следовательно, именно в эту структуру социума должно проникнуть революционное усилие, чтобы добиться длительного и настоящего излечения от социальных зол.
2. Социометрия разработала два типа инструментов: инструмент для диагностирования социальных структур и инструменты для их изменения. Социометрический тест, психодрама, социодрама и аксиодрама могут быть использованы среди всего прочего
как для диагноза, так и для социальной революции.
3. Старейшим и наиболее многочисленным пролетариатом человеческого общества является социометрический пролетариат. Он состоит из тех людей, которые страдают от той или иной формы нищеты, психологической нищеты, социальной нищеты, экономической нищеты, политической нищеты, расовой нищеты, религиозной нищеты. Имеются многочисленные индивидуумы или группы, объем притяжений которых или экспансия роли, спонтанности и продуктивности гораздо ниже их нужд и способности потребления. Мир полон изолированных, отверженных, отвергающих, лишенных взаимности и остающихся в пренебрежении индивидуумов и групп.
4. Социометрический пролетариат не может быть «опасен» экономическими революциями. Он существовал в примитивном и докапиталистическом обществе, он существует в демократических обществах и в социалистической России.
5. Социометрия — это народная социология, осуществляемая народом и для народа. Она учит, что человеческое общество нельзя изменить косвенными, механическими манипуляциями или применением силы. Каков бы ни был тип правления и социальных институтов, навязываемых народу, будь то кооперативные коллективы, коммунистический, демократический, автократический или анархический тип правления, рано или поздно они теряют свою власть над народом! Народ отбрасывает их, если они не коренятся в продуктивной воле народа и если они не созданы с полным участием каждого индивидуального члена.
6. Для того чтобы изменить социальный мир, нужно так проектировать социальные эксперименты, чтобы люди сами были включены в действие. Нельзя изменить мир ex post facto, это нужно сделать теперь и здесь с помощью и посредством народа. У Маркса не было ни малейшего намерения разработать экспериментальный метод в социальных науках, но он был единственным досоциометрическим социологом, который приблизился к разрешению проблемы. Правда, социальные революции, к которым он подстрекал, закончились поражением в своих основных целях, но это не противоречит тому факту, что его революционная теория была ближе всего к экспериментальному методу в социальных науках до появления социометрического метода в наше время. Как могут правительства и ответственные деятели принимать всерьез работу социальных ученых, учитывая незначительность их данных и бесцельность их экспериментальных проектов? Маркса, Энгельса и Ленина принимали всерьез, потому что они пытались изменить мир.
7. Дилемма марксизма может быть суммирована в одной фразе: незнание динамической социальной структуры человеческого общества. Глубокое сопротивление изменению и революции марксизм приписывает собственникам, классу капиталистов. Он
не осознает того, что это глубокое сопротивление исходит непосредственно из социальной структуры, и если истинная причина и мелькает в сознании некоторых последователей Маркса, они не делают соответствующего усилия, чтобы принять это во внимание.
8. Социометрические исследования подсказывают существование остаточных социальных структур, происхождение которых можно проследить до следующих явлений:
а) эмбриональная социальная структура, которую уже можно заметить в нечеловеческих обществах;
б) каждый социальный строй после того, как окончилось его царство, не исчезает полностью, но оставляет свой след на тех социальных структурах, которые он сформировал. Общий эффект этих «остаточных явлений» плюс вышеописанное эмбриональное развитие производят общую коллизию, которой объясняется
сопротивление изменению.
9. Социальный экспериментатор не может знать ни всех факторов, участвующих в ситуации, ни всех тех изменений в этих факторах, которые могут произойти с того времени, когда он обдумывал эксперимент, до времени его проведения, и он не может
знать новых факторов, которые могут возникнуть в ситуации в течение самого эксперимента. Социальные экспериментаторы избегают этой дилеммы, они являются экспериментаторами и субъектами эксперимента в одном лице. Даже если они не знают всех факторов, входящих в ситуацию, это свойственно их чувствам, их действиям и взаимодействиям и даже должно выявиться в их экспериментальных проектах и в революционных действиях. Иногда это может быть несовершенно и неточно, но это эксперимент in vivo, сознательно и систематически проводимый всей группой.
10. Социальная природа имеет социометрический характер — вот почему социометрия действенна. Решением проблемы является замена экспериментального метода Бэкона и Милля, который был создан для удовлетворения требований физики, экспериментальным методом, который может подвергнуть перекрестному допросу реальность социальных изменений. Идея создания контрольной группы в области социального действия чревата искусственностью и ненормальностью и обязательно исказит результаты или сделает их незначительными. Спонтанные контрольные группы возможны, но отнюдь не вне, а внутри социальной атмосферы. Замена достигается благодаря процессу обратимости. Само человечество в прямом и конкретном значении этого слова становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из двух миллиардов совместно думающих участников.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 515;