Роль социогенеза в формировании человека.
Главная специфическая особенность человека как объекта изучения, заключается в его биосоциальнойсущности. Человек – единственный на Земле вид, обладающий социальной сущностью, которая стала важным фактором, определяющим направление его эволюции. Именно социальная сущность человека определяет его современное развитие как вида и позволяет прогнозировать будущее. Одним из сложных вопросов современной антропологии является выяснение роли и значимости на разных этапах антропогенеза биологических и социальных факторов. Принято выделять три основных этапа формирования человека, каждый из которых отличается соотношением этих групп факторов.
Первый этап атропогенеза (6–2 млн. лет назад) соответствует древнейшим стадиям гоминизации, до появления первых представителей рода Homo. Предполагается, что на этом этапе биологические факторы эволюции были главными и преобладали над социальными. На втором этапе (2 млн. – 200 тыс. лет назад), соответствующем эволюции рода Homo до возникновения современного человека, действие социальных факторов постепенно возрастало, и их значимость сравнялась с биологическими факторами. Третий этап антропогенеза (с 200 тыс. лет назад до наших дней), в течение которого происходила эволюция современного человека, характеризуется доминированием социальных факторов над биологическими факторами эволюции.
Сложность проблемы соотношения социального и биологического в формировании человека обусловлена также тем, что механизм естественного отбора, проявлявшийся наиболее эффективно на ранних этапах антропогенеза, формировал и усиливал именно те особенности биологической организации человека, которые наиболее благоприятствовали и способствовал дальнейшему прогрессу трудовой деятельности человека и развитию общества. Социализация гоминидов привела к ограничению влияния естественного отбора как фактора антропогенеза, так как общественная адаптация к условиям среды позволяет слабым и малоприспособленным индивидам выжить вместе, а, возможно, и за счёт более приспособленных.
Реконструкция ранних этапов социогенеза является задачей более сложной, чем воссоздание эволюции морфологических типов человека и его предков. Это объясняется тем, что отсутствуют прямые данные о социальных отношениях и действовавших социальных регуляторах, учёные вынуждены использовать только косвенную информацию. Возможные варианты взаимоотношений в сообществах гоминид предполагаются по аналогии со структурой сообществ животных или примитивных народов, проживающих сейчас в аналогичных климатогеографических районах.
Необходимо отметить, что образование сообщества как системы организации и биологической адаптации живых существ широко распространено в животном мире (кишечнополостные, грызуны, хищники и другие). Такое сообщество представляет собой упорядоченную биологическую систему, в которой действия каждой особи, направленные на удовлетворение собственных потребностей, в то же время являются полезными, а чаще совершенно необходимыми для всего объединения.
Самого высокого развития форма общественной организации достигла в процессе исторического становления человечества, поскольку благодаря появившемуся новому качеству – целенаправленной, разумной деятельности – постепенно создавалась принципиально новая обстановка – социальная среда. У человека развилась совершенно особая, свойственная только ему психика, благодаря которой он способен осознавать свои действия, своё социальное положение, условия и мотивы общественного поведения. Общественное существование человека позволило сохранять и передавать из поколения в поколение новые знания, полученные отдельными индивмдуами опытным путём. В результате в сообществах, проживавших на различных территориях, закрепились адаптационные формы поведения, позволившие его членам выжить в данных условиях.
Переход от “первобытного стада” к родовому строю произошёл, вероятно, 40-38 тысяч лет назад (эпоха верхнего палеолита), когда преимущества качественно нового способа адаптации проявились бурным ростом численности популяции Человека разумного и быстрым расширением ареала его обитания. Появились новые самобытные археологические культуры, развившиеся на различных территориях ойкумены (части Земли, населённой человеком), заселённых различными племенами.
Из прогрессивных черт верхнепалеолитической необходимо упомянуть об огромном разнообразии орудий, в том числе более сложных форм, как, например, орудий со вкладышами и составных. Широко использовались такие материалы, как кости и рога животных. Человек стал строить очень разнообразные жилища, удивляющие своей сложностью. Появились различные виды первобытного искусства: орнамент, многоцветная пещерная живопись, статуэтки, музыкальные инструменты и другие.
С самого начала социализации человека и появления родового уклада жизни большое значение приобрёл межгрупповой отбор, при этом преимущества для выживания получали те коллективы, в которых лучше разрешались противоречия между необходимостью согласованных действий всех членов и нестабильностью межличностных отношений.
Считается, что родовые отношения способствовали сапиенизации за счёт экзагамии – запрета половых отношений между членами одного сообщества. Тем самым, возможно ещё неосознанно, предотвращались неблагоприятные генетические последствия близкородственных браков и повышалась стойкость потомства.
Таким образом, мы видим, что на определённом этапе эволюции социализация обеспечила, в определённых пределах, выполнение условий, необходимых для поддержания постоянства вида и увеличения его численности. В этом плане интересны цифры, характеризующие рост численности гоминид на Земле. За 8 млн. лет до нашей эры популяция первых гоминид или их непосредственных предков предположительно насчитывала около 5 млн. особей. В 1600 г. население Земли составляло приблизительно 500 млн человек, в 1850 г. – 1 млрд., в 1930 г. – 2 млрд., в 1960 г. – 3 млрд., в 1990 г. – 6 млрд. Этот прирост населения неравномерен в разных странах, что лишний раз доказывает огромное значение социальных факторов в развитии человеческой популяции. Прирост зависит от уровня развития культуры и экономики страны, уровня здравоохранения, национальных и религиозных традиций.
Необходимо помнить, что биологическая эволюция представляет собой биологическую форму движения материи, эволюция общества – социальную. Естественно, социальная форма движения материи возникла лишь с появлением человека, то есть относительно недавно. Поэтому установить закономерности и направление её развития, а также прогнозировать результаты дальнейшей эволюции человека представляется делом очень трудным.
Социальность человека делает изучение многих вопросов антропогенеза проблемой не только биологической, но и философской. Решение этой проблемы тесно связано с глобальными проблемами существования жизни на нашей планете (проблема перенаселения, экологическая проблема, проблема межэтнических и межрелигиозных конфликтов и т.д.). Это объясняется тем, что появление на Земле человека с его целенаправленной трудовой деятельностью (иногда без учёта возможных отдалённых последствий) качественно изменило облик планеты и определило новое направление эволюции природы в целом. Кроме того, быстрый рост человеческой популяции и результаты производственной деятельности человека породили множество глобальных проблем, решение которых требует пересмотра обществом отношения к природе и переосмыления места и роли человека в биосфере Земли. Иными словами, пути решения этих проблем лежат в социальной сфере.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2741;