Абрамов Я.В.] Мрачные и светлые явления // Неделя. 1888. № 29.
Известный публицист г. Шелгунов в своих «Очерках русской жизни», печатающихся в «Русской Мысли», изображает русскую жизнь весьма мрачными красками. Все в этой жизни гадко, гнило, удушливо; жизнь общества только и выражается, что в безобразиях самых разнообразных сортов; общество дичает, опускается с каждым днем, и т.д. Такие взгляды почтенного публициста вызвали возражения со стороны двух провинциальных органов печати. И вот, отвечая своим оппонентам, г. Шелгунов поставил ребром вопрос о том, как должен публицист относиться к изображаемой им действительности. «Писатель, а тем более публицист, исследующий явления общественной жизни, - говорит г. Шелгунов, - только и должен видеть то, что мешает или стесняет развитие. Поэтому-то все его внимание и обращается в сторону препятствий. Доктор определяет не то, что у пациента здорово, а то, что у него болит. Натуралист, устанавливающий законы развития, определяет тоже только то, что мешает или помогает развитию. Администратор точно также ищет лишь уклонения от порядка. Одним словом, всякое нормальное отношение к жизни заключается только в устранении мешающего, изжившего, нарушающего правильное развитие, препятствующего именно тому, что без этого препятствия и составляло бы здоровую, бодрую, умную жизнь. Чем большее число отрицательных фактов вы дадите, тем доказательнее будет ваше слово, тем будет очевиднее для всякого справедливость того, что вы предлагаете. В читателе надо будить мысль и возбуждать сознание, а этого можно достигнуть только тем, что будешь его толкать, а не тем, что наденешь на него ночной колпак и закроешь теплым розовым одеялом». Далее г. Шелгунов доказывает, что в русской современной жизни совсем нет светлых явлений. «Возьмите ножницы и аккуратно каждый день из каждой провинциальной газеты вырезайте только факты из внутренней жизни, - говорит он, - складывайте эту “внутреннюю жизнь” в одну кучу, и в течение года у вас накопится такой ворох “внутренней жизни”, что, погрузившись в его чтение, вы почувствуете себя в какой-то действительно неисходной и смрадной пучине. Газеты только и сообщают, что о скандалах, заушениях, драках и всяких насилиях, а о “светлых явлениях” что-то совсем не печатают. Так что если бы обозреватель внутренней жизни захотел бы удовлетворить читателя картиной “здоровой, бодрой, умной жизни”, то желание его осталось бы неосуществленным, просто по отсутствию газетного материала».
Итак, русскому публицисту неизбежно говорить только о мрачных явлениях; светлых явлений, как бы ни хотелось ему остановиться на них, он не может найти, потому что их нет в действительности.
Так ли это? Прав ли г. Шелгунов, видя в нашей внутренней жизни лишь беспрерывный ряд «скандалов, заушений, драк и всяких насилий» и ни одного светлого явления? И неужели публицист только и может разыгрывать роль какого-то гробокопателя, имеющего дело лишь со сгнившими трупами?
Нет, г. Шелгунов неправ. Современная русская жизнь, как она ни мрачна и не печальна, не лишена светлых явлений. Следя постоянно за этою жизнью по провинциальным изданиям, где она находит более живое и полное выражение, нежели в органах столичной печати, и следуя совету г. Шелгунова относительно «складывания» фактов внутренней жизни, мы должны признаться, что эта жизнь представляет действительно не малое обилие «скандалов, заушений, драк и всяких насилий», но что в ней не мало фактов и совсем другого рода. Ограничиваясь одним последним годом, мы можем указать на целый ряд светлых явлений, о которых мы узнали из провинциальной печати. Мы, напр., узнали, что в Смоленской губернии население нескольких волостей собралось отдать последний долг почившему учителю, который бросил ради этого поприща военную службу и 50 лет нес тяжелую долю народного учителя, обучив за это время не одну тысячу учеников; в Подольской губернии население одного местечка устроило торжественные похороны акушерке, принявшей в течение своей долгой жизни более 5,000 детей и никогда никому не отказавшей в своей помощи; г. Тобольске в полном составе, начиная с губернатора и кончая последним босяком, провожал труп женщины-врача, которая в один год своей деятельности успела приобрести любовь всего города и умерла буквально от истощения сил, работая бескорыстно над оказанием помощи страждущим. Это одна группа фактов. Вот факты из другой области: в Томске образовалось и процветает «общество попечения о народном образовании», благодаря деятельности которого Томск по относительному числу детей, получивших начальное образование, занимает первое место среди всех русских городов, не исключая и столиц; в Енисейске и Минусинске общественная инициатива, путем пожертвования деньгами, предметами и трудом со стороны лиц всех званий и состояний, создала богатые музеи с библиотеками при них, и минусинский музей приобел европейскую известность; в Томске и Одессе та же общественная инициатива создала бесплатные народные библиотеки; в Харькове уже 18 лет существует частная воскресная женская школа, в которой бесплатно обучают до 60 учительниц, а число бесплатно обучающихся взрослых учениц ежегодно доходит до 350-400; по образцу харьковской школы, недавно устроились школы в Тифлисе и Одессе; в целом ряде городов, благодаря энергии небольших кружков, основались и процветают народные чтения и т.д. Вот факты еще иного рода: в Ставрополе-Кавказском недавно устроилась бесплатная столовая для бедных, которая кормит ежедневно от 100 до 200 человек; в Курске существует «мастерская благотворительного общества», которая, благодаря энергии заведующего ею лица, приносит не малую пользу беднякам, беря заказы от лиц местного общества, передавая их мастерам и мастерицам и тем спасая их от эксплуатации посредников; в Вологде второй уже год действует под председательством губернатора комитет по улучшению положения кустарей, деятельность которого дает уже основательные плоды; такой же комитет недавно образован в Перми; в Красноуфимске деятельно работает с конца прошлого года комитет по поднятию экономического положения населения вообще; пермское земство создало в нынешнем году особый банк для выдачи ссуд кустарям; такой же банк с большою пользою работает уже несколько лет в Царевококшайском уезде; новооскольское земство приняло на себя посредничество между военным министерством и местными кустарями-сапожниками по поставке сапог для армии, и т.д. Наконец, еще один ряд фактов: в Мологе кружок деятельных лиц добился того, что город с пятью тысячами жителей имеет двух городских врачей, достаточное количество школ, гимнастическую школу и богатую, в несколько тысяч томов библиотеку, а главное, установил такое разумное пользование городскими землями, при котором все население обеспечено продовольствием, сеном для скота и топливом; те же основания эксплуатации городских земель заимствованы недавно в г. Царевококшайском; в г. Звенигородке, Киевской губ., энергия одного человека, не побоявшегося пойти на борьбу с организованною группою лиц, завладевших городским управлением, сделала невозможными дальнейшие злоупотребления этих лиц; такую же роль играет в последние годы в мосальском уездном и калужском губернском земстве один из гласных от крестьян; в Пермской губернии, благодаря энергии одного лица, директора красноуфимского реального училища, создалась и процветает в высокой степени полезная организация агрономических смотрителей; в Бердянском уезде группа земских деятелей добилась того, что здесь всякий мальчик получает возможность обучения в школе и каждый больной находит медицинскую помощь, и т.д.
Мы задаемся здесь не статистическими целями, а потому приводим лишь незначительную долю «светлых явлений», о которых мы узнали из провинциальной печати. Мы хотели только показать, какое разнообразие представляют эти светлые явления русской жизни и как непростительно не заметить их публицисту, специально занимающемуся изображением русской жизни.
Но если г. Шелгунов неправ фактически, то еще более неправ он в теоретической части своего рассуждения, будем ли мы смотреть на дело с нравственной точки зрения, или с точки зрения целесообразности. В самом деле, что в сущности совершает публицист, преднамеренно оставляя без внимания одну сторону жизни и усиленно останавливаясь на другой, - как не грубый подлог и передержку? И если такие передержки, совершаемые публицистами известного сорта, нас возмущают, то почему же должны быть извинительны передержки, совершаемые публицистами противоположного лагеря? Как бы ни были почтенны конечные цели публициста, подлог останется всегда подлогом и ложь – ложью; правое дело может быть только дискредитировано нечистыми средствами. Затем, изображение мрачных сторон жизни имеет, конечно, значение лишь как вызов общества на работу, которая устранила бы изображаемые явления. Но ведь для этого недостаточно указывать на мрачные явления жизни, но необходимо также указать, как можно при данных условиях бороться с этими явлениями. И вот здесь то знакомство с светлыми явлениями и необходимо, так как лишь оно может научить, как всего лучше вести борьбу с печальными явлениями, как работать для прогресса при данных мрачных условиях действительности. И чем мрачнее эта действительность, чем меньше в ней светлых явлений, тем более важна популяризация этих светлых явлений, как лучшее средство указания положительных путей, на которые нужно выходить людям, стремящимся к улучшению мрачной действительности.
Есть и еще сторона дела, не менее важная: это – бодрящее впечатление, которое производит знакомство со «светлыми явлениями». И то дурно, и другое дурно, и третье дурно… Да возможно ли, наконец, что-либо хорошее? является сам собою вопрос. Лучшим ответом на такой вопрос и должно служить именно указание на «светлые явления», свидетельствующие о том, что и при современных условиях деятельность, направленная на борьбу со злом, с людским горем, вполне возможно, лишь бы была энергия и желание работать на пользу лучшего будущего. Г. Шелгунов по этому поводу иронично упоминает про «ночной колпак» и «теплое розовое одеяло». Но вот что говорит на это живой человек, провинциальный литератор: «Бороться невозможно без надежды на успешный ход борьбы. Поэтому-то и не следует замалчивать то доброе и светлое, что пробивается молодыми побегами сквозь кору невежества и грубости, ибо эти молодые побеги – провозвестники победы света и добра. Не следует надевать на русское общество ночной колпак и розовое одеяло, как выражается г. Шелгунов, но не следует и покрывать его погребальным саваном, так как оно вовсе не разлагающийся труп и имеет перед собою лучшее будущее. В уверенности, что мы идем к этому будущему, только и можно черпать бодрость духа и силы, необходимые для борьбы за скорейшее наступление». Так думает человек, находящийся в непосредственных отношениях к жизни, и надо желать, чтобы почаще раздавались такие свежие, бодрящие голоса.
№ 4
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1081;