Понятие идеологии. Либерализм как идеология.
1.«Идеология» — одно из тех понятий политологии, вокруг которых шли, идут и, конечно же, будут еще идти многие и долгие споры. Хотя сегодня этот термин употребляется в нейтральном значении — как простое обозначение той или иной социальной философии или мировоззрения, исторически же он имел довольно-таки трудную судьбу. Среди понятий политической науки идеология — одно из самых важных и часто используемых, причем в разных контекстах. В политическом общении и в массовом сознании термин «идеология» и эпитет «идеологический» нередко связаны с отрицательным первичным восприятием. Идеология и идеологизм ассоциируются с догматизмом, схематизацией, пропагандистским упрощением и искажением действительности, как правило, в угоду чьему-либо корыстному интересу.
Общего определения категории идеологии нет; более того, имеющиеся нередко противоречат друг другу. В этом убеждают представленные в научной литературе следующие дефиниции. Идеология — это:
— процесс производства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;
— совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса;
— «ложные» идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти;
— постоянно искажаемая коммуникация;
— формы мышления, мотивированные социальными интересами;
— тип идентификации;
— социально необходимые иллюзии;
— совпадение установок власти с преобладающим общественно-политическим дискурсом и др.
Этимология термина Этимология термина позволяет прояснить его содержание: в слове «идеология» два греческих корня: idea — понятие, образ и logos — слово, учение, мысль. В таком смысле — как науки об идеях — идеология изначально воспринималась философами. Считается, что первым это понятие использовал Антуан Дестют де Траси, мыслитель эпохи Французской революции. В его представлении идеология — особая, ценностно-нейтральная, а значит, беспристрастная наука, изучающая природу и происхождение идей, взглядов и представлений людей. Он надеялся, что со временем идеология займет в своде человеческих знаний такое же место, как биология либо физика.
Однако уже в начале XIX в. понятие идеологии приобретает в обыденном языке осуждающий оценочный смысл. Вспоминают, в частности, Наполеона, который презрительно называл «темными метафизиками» и «идеологами» либеральных интеллектуалов эпохи Просвещения, чьи воззрения, по мнению императора, были совершенно оторваны от реальной жизни из-за того, что в своем взгляде на мир они руководствовались лишь надуманными умозрительными — «идеологическими» — схемами. В наполеоновской Франции слово «идеология» воспринималось пренебрежительно, и такие негативные ассоциации распространились по Европе, закрепившись за понятием на будущее.
Это тем не менее нисколько не помешало ученым размышлять о природе идеологии и связанных с ней явлениях жизни. В истории политической мысли среди различных концепций идеологии четко выделяются две, видимо, самые авторитетные — Карла Маркса и Карла Мангейма. Обе концепции весьма сильно повлияли на современные представления об идеологии. Для Маркса идеология — прежде всего, безусловно,«ложное сознание», т.е. извращенное и искаженное представление о действительности. Это главная отправная точка в его понимании идеологии.
В.И. Ленин хотел соединить воедино идеологию и науку: идеология может стать научной только в одном случае — если это прогрессивная пролетарская идеология, и никакая иная.
Тем самым научность идеологии у Ленина определяется не задачами познания, а напрямую связана с революционным (т.е. в основе своей партийным) характером пролетарской идеологии.
Карл Мангейм (выдающийся немецкий философ и социолог) формулирует свой подход к идеологии как к социально значимой системе идей, которую отстаивает определенный общественный слой в собственных интересах. Он также противопоставил идеологию и утопию. Утопия содержит революционный элемент и направлена против существующего строя (Идеальный, по сути несбыточный образ будущего). Идеология защищает существующий строй.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 622;