Афганистан, как производитель наркотиков.
В Афганистане снимается, как минимум, 80% всего мирового урожая опиумного мака. Только в 2012 году на афганских полях собрали 3,7 млн. тонн сырья для изготовления героина. Основной потребитель наркотиков, поступающих из Афганистана, – Россия. Жители страны употребляют в год 70 тонн героина, а количество его потребителей достигло 1,6-1,8 млн. чел., или 1,3% населения. Ежегодно в России от наркотиков умирает до 100 тысяч человек.
Только за 2012 год, согласно данным доклада Управления ООН по наркотикам и преступности, на афганских полях было собрано 3,7 млн. тонн опиумного мака, т.е. сырья для изготовления героина. Причём в 2011 году количество выращенного мака несколько уменьшилось из-за непогоды и болезни, поразившей растения.
Афганские площади, засеянные маком, значительно расширились площади. По сравнению с 2011 годом они выросли почти на 20% (со 131 тысячи гектаров до 154 тыс. га). И теперь 80% всего мирового урожая опиумного мака снимается в Афганистане. (По оценкам, которые можно встретить в разных СМИ, даже не 80, а более 90% от мирового урожая)[148].
Четверть афганского героина попадает в Россию через Центральную Азию. Протяжённость границы между Россией и Казахстаном – 7 тысяч километров, то есть ровно в два раза больше, чем протяжённость американо-мексиканской границы. При этом граница охраняется не слишком жёстко, а граждане пограничных с Афганистаном центрально-азиатских государств пользуются правом безвизового въезда в Россию.
Ежегодный оборот наркотиков в мире превышает 500-600 млрд. долларов, а торговля опиумом из Афганистана – третья в мире по прибыльности после торговли нефтью и оружием.
Наркомафия в Афганистане с помощью западных коллег освоила новый вид спутниковой связи, обеспечивающий максимальную скрытность подготовительной части операций по переброске наркотиков через границы республик СНГ.
Доходы афганских «макоробов» превышают 3 млрд. долл. в год (10-15% ВВП Афганистана). Площадь посевов опийного мака в Афганистане превосходит площади плантаций коки в Колумбии, Перу и Боливии, вместе взятые.
Доходы от этой торговли, в свою очередь, используются для покупки оружия и взрывчатки.
Опиумный мак для засушливого климата Афганистана подходит как нельзя лучше. Во-вторых, неприхотливая культура, за которой не требуется особого ухода, дает хороший урожай. В-третьих, за этот урожай крестьяне получают в несколько десятков раз больше, чем за выращивание других видов агрокультур. Например, за один только сезон крестьянин зарабатывает от 600 до 1000 долларов за килограмм опия, в то время как килограмм риса приносит ему всего один доллар прибыли. В четвертых, развал в экономике не только подтолкнул к земледелию, но и определили вид культуры, урожай которой сможет прокормить семью крестьянина.
Еще большую роль сыграли факторы внутреннего порядка. Свыше 20 лет в Афганистане, то усиливаясь, то временами прекращаясь, идет война, которая была и продолжает оставаться основным занятием моджахедов и сменивших их талибов. Страна разорена, и противоборствующие стороны испытывают острую нехватку финансовых средств для закупки оружия и Других целей. Часто опиаты вывозятся по тем же каналам, по которым в Афганистан поступает оружие. Нередко грузовики, доставляющие в эту страну вооружение из Пакистана, обратно возвращаются с грузом наркотиков.
В условиях длительных потрясений, стрессов и хаоса в стране, вызванных продолжительными военными действиями, произошел также значительный рост потребления наркотиков афганцами, как военнослужащими, так и гражданским населением. Свыше 9/10 афганского опия производилось из мака, выращиваемого на территории, контролируемой талибами. Режим талибов стал крупнейшим в мире производителем опия-сырца, морфина и героина. Взимая 20 % в виде налога на наркодельцов, включая перевозчиков наркотиков, талибы заинтересованы в максимальном развитии производства опиатов и особенно самого дорогого из них — героина. Полученные средства идут в основном на войну.
Специалисты по переработке сырца в сильнодействующие наркотики разработали методику маркировки героина под чай, сахар, изюм, создали новый жидкий высококонцентрированный субстрат героина «Слезы Аллаха», быстро приводящий к наркозависимости, организовали поставки семян высокоурожайных сортов мака и удобрений из Пакистана.
Талибские власти выплачивали каждому крестьянину, сдавшему один килограмм опия-сырца, 5000 пакистанских рупий и выдавали документ, разрешающий владеть землей, собственностью, продавать и перевозить опий. А если уплачивалось 200 долларов США, то выдавалось разрешение беспрепятственно перевезти воздушным транспортом 1 кг героина из Кабула в Кундуз, где его можно было продать по более высокой цене.
В результате можно констатировать сохранение тенденции к производству наркотиков и расширение путей наркотрафика с территории Афганистана в сторону Европы и США. При этом нельзя упускать из виду влияние наркотрафика на общую дестабилизацию ситуации в Центрально-азиатском регионе, в том числе и связь наркоторговцев с экстремистскими группировками. И если коллективные меры государств Центрально-азиатского региона могут как то воспрепятствовать распространению наркотиков, то в Афганистане ситуация будет сохраняться как минимум пять-семь лет. При всем вышесказанном Афганистан как и был, так и остается питательной средой для международного терроризма, коррупции, отмывания денег и других преступлений, подрывающих основу стабильного развития государств Центральной Азии. И вероятность того, что Афганистан еще длительное время будет оставаться источником роста напряженности в регионе, не только чрезвычайно высока, но и реальна.
12.4. Современные наркоугрозы России.
Наркотики поступают к нам не только из ближнего зарубежья и Центральной Азии, Кавказа, Закавказья, но также и с Украины, Молдовы, Беларуси, где выращиваются и опийный мак, и конопля. Надо сказать, что в последнее время мы отмечаем значительное внимание к России и со стороны международных наркосиндикатов, действующих в Европе и Азии. Это, например, поставки из всем вам известного «золотого треугольника» – Мьянмы, Лаоса и Таиланда морским или воздушным путем через Юго-восточную Азию, Восточную Азию в Россию, на Дальний Восток, в Приморье и в Сибирь[149].
В последние годы, не без участия международной наркомафии, произошло сращение афганских наркодельцов с криминальными и хозяйственными деятелями разных уровней в государствах СНГ, в том числе и в России. Компетентными органами было установлено, что некоторыми фирмами Подмосковья, Санкт-Петербурга и Нижегородской области в лаборатории Афганистана незаконным путём, под видом гуманитарной помощи, переправлялся такой важный ингредиент для производства наркотиков, как ангидрид уксусной кислоты. Это сильнодействующее средство и организаторы поставки неплохо на этом заработали.
Надо сказать, что центральную роль в поставках наркотиков не только в Россию и страны СНГ, но и в Европу, в последнее время играют, как это ни странно, албанские наркодельцы. Они потеснили в этом бизнесе другие, в первую очередь итальянские и турецкие криминальные структуры. Переработка сырья осуществлялась более чем в 200 лабораториях, оснащённых современнейшим оборудованием. Известный международный террорист, Усама Бен Ладен, активно содействовал превращению наркобизнеса в один из главных источников финансирования талибов. Им закупалось современное оборудование, приглашались специалисты-химики высочайшего класса, в том числе из Европы.
По оценкам программы ООН по контролю за незаконным оборотом наркотиков, только в 2010 году от продажи опиума талибы выручили 200 миллионов долларов. В США стоимость одного килограмма опиума колеблется от 30 до 70 долларов. Наряду со ставшими традиционными транзитными путями поставок наркотиков через Пакистан, Иран а далее Турцию и Балканы, всё более заметным становится рост объёма наркотрафика через Центрально-Азиатские страны СНГ, а оттуда через Россию, Украину, Молдову, страны Балтии – в Восточную и Западную Европу.
Около 90% героина и опиума на российском нелегальном рынке имеет афганское происхождение. В Западной Европе – 70%, в США – 30%[150].
Количество героина и других видов наркотиков, доставляемых наркоторговцами для продажи в Россию, другие страны СНГ и Европы неуклонно возрастает. Причём география ввоза афганских наркотиков в российские регионы расширяется. Были сделаны попытки перевозить афганские наркотики в Китай.
Складывавшаяся картина, с учётом увеличения при режиме талибов количества лагерей для подготовки террористов, свидетельствовала о формировании на территории Афганистана агрессивного транснационального сообщества террористов и экстремистов, которое сращивалось на почве общих интересов с международным наркобизнесом. Его остриё было направлено против безопасности Центральной Азии, рассматривавшейся им в качестве наиболее слабого звена. Отметим в этой связи, что талибы в качестве стратегической цели выдвигали задачу по насильственному изменению, под религиозными лозунгами, политического деления Центральной Азии, перекройку геополитической карты региона с последующим распространением этого процесса на другие регионы, в том числе и места компактного проживания мусульман в России. Ключевую и координирующую роль в этой деятельности играли возглавляемая Бен Ладеном организация «Аль Каида» и «Фронт всемирного джихада». Необходимо отметить, что к ним примыкали и другие центры, в том числе и из нашего ближнего зарубежья. Например, лидер исламского движения Узбекистана Юлдашев был известен как заместитель Бен Ладена.
Сейчас в Афганистане находится на хранении огромное количество опия (приблизительно 12 тысяч тонн) - этого количества хватит на то, чтобы в течение двух лет удовлетворять спрос героинозависимых наркоманов всего мира.
В последнее время отмечается активизация наркопотока из Афганистана в среднюю Азию, Абхазию, Азербайджан. Очевидно, США, решая задачи по нейтрализации влияния России в странах центрально-азиатского и Кавказского регионов, намерены превратить бывшие советские республики, в пограничные России наркогосударства.
Сейчас в Афганистане находится на хранении огромное количество опия (приблизительно 12 тысяч тонн) - этого количества хватит на то, чтобы в течение двух лет удовлетворять спрос героинозависимых наркоманов всего мира.
В последнее время отмечается активизация наркопотока из Афганистана в среднюю Азию, Абхазию, Азербайджан. Очевидно, США, решая задачи по нейтрализации влияния России в странах центрально-азиатского и Кавказского регионов, намерены превратить бывшие советские республики, в пограничные России наркогосударства[151].
Наиболее привлекательным для наркодельцов, занимающихся транспортировкой наркотиков из Афганистана является Таджикское направление. Из Таджикистана наркотики расходятся в Киргизию, Узбекистан, Казахстан. Здесь наркодельцы, с помощью местных жителей, создают в этих районах сети перевалочных «ям» - мест хранения крупных партий наркотиков. Из этих бывших союзных республик наркотики уже непосредственно попадают в Россию, где наиболее крупными транзитными пунктами являются приграничные города: Оренбург, Курган, Омск и другие.
Прозрачность границ, между Россией и бывшими среднеазиатскими республиками, а также различные двусторонние, межправительственные соглашения, согласно которых жители приграничных территорий могут пересекать практически беспрепятственно границу, и слабый контроль за миграционными процессами только способствует увеличению потока афганских наркотиков на территорию нашей страны.
За 11 месяцев 2009 года в целом в России всеми правоохранительными органами из незаконного оборота было изъято 2934,6 кг героина.
Значительная часть поставок героина пресекается органами наркоконтроля. Так, например сотрудниками Управления ФСКН России по Оренбурской области в феврале 2011 года была пресечена контрабандная поставка 107 кг героина, ввезенного на территорию области из Казахстана.
В складывающейся обстановке назрела необходимость поиска новых подходов в борьбе с возрастающей наркоугрозой, успех которой зависит от скоординированных действий всех органов власти и общественных организаций. В этих целях разработана Стратегия государственной антинаркотической политики РФ, которая определят приоритетные направления по снижению спроса и предложения на наркотики, включая формирование системы мониторинга наркоситуации в стране, медико-социальную и правоохранительную составляющую, а также организацию международного сотрудничества в антинаркотической сфере.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2299;