Философско-правовые концепции марксизма

Основоположники материалистического понимания исто­рии К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) уделяли особое внимание философским проблемам права — его при­роде, сущности и перспективам развития.

Уже в ранней работе «К критике гегелевской философии права. Вместо введения» К. Маркс отмечал, что немецкая фи­лософия права далека от практики, от революционных преоб­разований, способных поднять Германию до уровня передо­вых стран того времени, и вполне соответствует сложившейся в германском государстве реальности, где «идеальные порядки отрицают реальные порядки».

Исследуя экономическую обусловленность права и его клас­совую сущность, К. Маркс пришел к выводу, что классовые отношения не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа. Классовые отношения коренятся в материальных условиях общества, основой которого является способ производства материаль­ных благ.

Способ производства материальных благ — определяющая причина общественного развития. Конкретные явления — и материальные, и духовные — имеют свои непосредственные причины, которые следует искать во взаимодействии эконо­мического базиса и надстройки. Экономический базис— это совокупность экономических производственных отношений. Надстройка — система идеологических отношений, идеоло­гических учреждений, идей и соответствующих им форм обще­ственного сознания.

«Право— это надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь экономических, отношений»[1]. Право — идеологическое выражение классовых интересов: в государстве существует только одно право — право экономически господствующего класса, а государство — лишь средство практической реали­зации этих интересов.

Право тесно связано не только с экономикой, но и с политикой, при этом право является концентрированным вы­ражением политики. Маркс подчеркивал, что политическая и правовая идеологии образуют неразрывное единство, на­правленное на формирование политико-правового сознания, т.е. взгляда человека на справедливость и несправедливость, право и обязанность, власть и государственное устройство и т.д. Он опровергал доводы буржуазных идеологов о возможности «разумного» обустройства без изменения законов. Доказывая, что буржуазное общество несправедливо изначально, «изнутри», и никакие самые справедливые законы его не изменят, Маркс утверждал, что справедливость — это равенство всех и перед законом, и перед собственностью.

Гражданское общество как ступень развития буржуаз­ного общества, по мнению Маркса, не имеет будущего, ибо сохраняет эксплуатацию человека человеком и лишает лю­дей духовности. Классовому гражданскому обществу Маркс противопоставлял общество, в котором не будет частной соб­ственности и эксплуатации. Переход к такому обществу должен совершить пролетариат через социалистическую революцию. Нa первой ступени развития, при социализме, общество со­хранит остатки буржуазного права (распределение по труду и др.). Но при коммунизме, когда производительные силы достигнут высочайшего уровня развития, частная собствен­ность исчезнет окончательно и люди достигнут высокой сте­пени сознательности. Государство, а вместе с ним и право, постепенно отомрут.

Для К. Маркса послекапиталистическая судьба права — во­прос второстепенный. Он также не занимался исследованием личностного начала и гуманистического измерения правовой жизни, когда отдельный индивидуум признается в качестве неза­висимого, свободного и самостоятельного лица — субъекта права, не только в экономическом отношении, но и в юриди­ческом.

Частично этот пробел восполнил Ф. Энгельс в работе «Про­исхождение семьи, частной собственности и государства». Материальная основа моногамной семьи, по Энгельсу, — это право наследования. Он выделил признаки государства — тер­риториальное деление, наличие публичной власти и налогов. Возникновение государства Энгельс объяснял необходимостью «держать в узде противоположность классов»[2]. Он также обо­сновал правовое неравенство мужчин и женщин в браке как результат экономического угнетения женщин[3].

Таким образом, диалектико-материалистическая концепция права показала непосредственную связь экономических отно­шений и права как их отражения, установила классовое содер­жание права в классовом государстве и обозначила перспективу и права и государства — отмирание. В то же время, несмотря на провозглашенный классиками марксизма тезис — «свобод­ное развитие каждого есть условие свободного развития всех», их учение о праве не получило индивидуально-человеческого обоснования как свободы личности во всех ее проявлениях.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 425;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.