Переход к демократии
Французский политический мыслитель, социолог, историк, государственный деятель Алексис де Токвиль (1805–1859) сформулировал «золотой закон» политического развития: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Процесс перехода к демократии – демократизация – сложный и противоречивый. Ни в одной стране он не проходил безболезненно.
Современные институты демократии утверждались, по мнению американского политолога Сэмюэля Хантингтона (род. 1927), тремя этапами[76]:
· Первый подъем «волны» демократизации – 1828–1926 гг., пик приходится на период после первой мировой войны. За ним следует первый спад в 1922–1942 гг., вызванный, прежде всего, возникновением фашизма и возвращением ряда стран к авторитаризму и установлению тоталитаризма.
· Второй подъем (1943–1962) был стимулирован окончанием второй мировой войны и процессами деколонизации. Второй спад демократизации наблюдался в 1958–1975 гг.
· Третий этап начался в 1974 г. с падения авторитарных режимов в Португалии, Испании и Греции. Затем «волна» распространилась на некоторые латиноамериканские, восточноазиатские страны, бывший СССР, страны Центральной и Восточной Европы.
С. Хантингтон, исследовав демократические процессы, привел следующие данные (табл. 10. 1):
Таблица 10.1. Волны демократизации и реверсивные волны
Годы | Число демократий | Число стран, возвратившихся к авторитарным режимам |
Первая волна: 1828–1926 1922–1942 | ||
Втора волна: 1943–1962 1958–1975 | ||
Третья волна: 1974–по настоящее время | около 40 | 4–5[77] |
Для начала перехода страны к демократическому развитию и стабильному существованию демократии необходимы соответствующие условия. К ним относятся:
1) Национальная идентичность и государственное единство. Граждане должны осознавать совместную государственную идентичность. В обществе не должно быть раскола, стремления к объединению с другими сообществами. Американский политолог Данкварт Растоу (1925–1996) сформулировал данное условие следующим образом: «У значительного большинства граждан потенциальной демократии не должно быть сомнений относительно того, к какому обществу они принадлежат».
2) Уровень экономического развития. Это условие дополнительное, но необязательное, оно лишь облегчает становление демократии и ее последующее сохранение. В качестве экономических предпосылок демократии, как правило, выделяют такие: продвинутая индустриализация; распространенная урбанизация; высокая грамотность; определенное благосостояние; достаточное развитие СМИ.
3) Культурные факторы. В обществе должны быть распространены ценности и установки, ориентированные на индивидуализм, рационализм и демифологизированное мировосприятие. Австро-британский экономист и политолог Фридрих Хайек (1899–1992) утверждал, что если в обществе возобладают коллективистские настроения, демократии неизбежно приходит конец или же она никогда не возникает.
Все эти условия сами по себя не являются ни необходимыми, ни достаточными для перехода к демократии. Набор тех или иных предпосылок может меняться. Считается, что демократия способна сама создавать условия для самосохранения.
Демократический транзит проходит три стадии:
1. Либерализация. Происходит закрепление некоторых гражданских свобод без преобразования власти. Вся система пока не меняется и сохраняет недемократические характеристики. Появляются несовпадающие мнения относительно дальнейшего развития государства и общества, происходит столкновение различных интересов. На определенном этапе возникает необходимость «договориться» об основных правилах поведения в политике. С этого момента начинается следующая стадия.
2. Демократизация. Самым главным процессом становится институционализация, т.е. внедрение новых политических институтов. Широкие общественные круги становятся заинтересованными и в проведении реформ, и в сохранении порядка. Наряду с крайними политическими позициями возникает центризм. Демократизация закрепляется проведением основополагающих выборов. После того, как выборы повторяются несколько раз и при этом не нарушаются установленные ранее правила их проведения, происходит переход к следующей стадии.
3. Консолидация. Пока данная стадия не достигнута, ни один режим не может считаться демократическим, а лишь является переходным (транзитным). Далее происходит дальнейшее развитие демократии, т.к. современная демократия – соревновательный, плюралистический, всегда «незавершенный проект».
Вопросы и задания
1. Каким образом общество может избежать «парадокса свободы», заключающегося в возможности людей отказаться от законов и самой свободы в пользу тирана?
2.Существуют ли пределы для прямого самоуправления народа и нужно ли ему правительство?
3.Как вы понимаете высказывание: «Способность человека к справедливости делает демократию возможной, но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»?
4.Насколько совместимо непосредственное осуществление власти всеми с установлением меры политического участия каждого в процессах самоуправления?
5.Укажите, какие идеи и политические доктрины Нового времени оказали решающее влияние на современные представления о демократии:
а) концепция естественного права, свободы и автономии личности;
б) теория «общественного договора» Т. Гоббса;
в) теория правового государства И. Канта, Р. Моля, Р. Вилькерта;
г) концепция «общей воли» Ж.Ж. Руссо;
д) теория разделения властей Ш. Монтескьё.
6.Анализ институтов и ценностей народовластия показывает, что в России существовали мощные, глубоко укорененные в национальном сознании демократические традиции. Но парадокс нашей истории, как отмечал русский философ Н.О. Лосский, состоял в том, что Россия, оставаясь абсолютной монархией «наверху», «внизу», в глубинах народной жизни, была «бытовой демократией».
Какие виды самоуправления существовали в России и в чем их историческое значение?
7.Следует ли признать любое правление в интересах народа демократичным?
8.Чем современная демократия отличается от античной?
9.В некой стране Х проводятся выборы и существует парламент. Можно ли на основании этих признаков утверждать о существовании демократии в данной стране?
10.Сформулируйте условия, препятствующие превращению демократии в деспотизм большинства.
11.В современной политической науке есть точка зрения, согласно которой стабильная демократия может утвердиться только в экономически развитом обществе. Можно ли согласиться с нею? Ответ аргументируйте.
12.Должны ли все граждане участвовать в политическом процессе и как обеспечить их максимально возможное участие?
13.Означает ли делегирование власти ее утрату? Как избежать такой утраты?
14.Что позволяет гражданам контролировать тех, кому они делегировали власть?
15.Можно ли сравнивать демократию с рынком и если да, то почему?
16.Как вы думаете, изменились бы результаты выборов в России, если бы голосование было обязательным?
17.Какие возможности для политического участия предоставляют демократические режимы? Как вы участвуете в политическом процессе?
18.Сформулируйте основные положения указанных в таблице современных теорий демократии:
Теория демократии | Основные положения |
Либеральная | |
Плюралистическая | |
Плебисцитарная | |
Партиципаторная | |
Элитарная | |
Полиархия |
19.Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
а) деспотия;
б) политический режим;
в) олигархия;
г) демократура;
д) демократия;
е) тирания;
ж) «авторитаризм развития»;
з) тоталитаризм;
и) бюрократический авторитаризм;
к) диктатура;
л)авторитаризм;
м) диктократия;
н) полиархия;
о) делегативная демократия;
1) неограниченная власть одного лица или небольшой группы;
2) историческая разновидность диктатуры, при которой власть осуществляется военачальником;
3) политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдельности;
4) политический режим, при котором власть осуществляется политическим блоком бюрократии, национальной буржуазии, военных;
5) упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей;
6) власть небольшой группы богатых и привилегированных людей;
7) политический режим, при котором монополией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, однако сохраняются в ограниченном виде некоторые гражданские свободы;
8) разновидность авторитарного режима, ориентированного на социальную и экономическую модернизацию;
9) гибридный режим, характеризующийся проведением либерализации без демократизации;
10) политический режим, отличающийся высокой степенью полити-ческой конкурентности элит и высоким уровнем политического участия;
11) гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либерализации;
12) историческая разновидность диктатуры, характеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чиновничий аппарат;
13) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы человека;
14) политический режим, при котором электорат делегирует права исполнительной власти, ограниченной лишь сроками действия своих полномочий.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Я думаю, все придерживаются того мнения, что самое ужасное – это уравнивание в правах людей порядочных и дурных, а самое справедливое – тщательное проведение разграничения между ними с тем, чтобы люди, неравные между собою, не получали и равных благ, но каждый пользовался и положением и почетом по достоинству. Между тем олигархические и демократические государства всегда добиваются равенства среди тех, кто располагает гражданскими правами, и у них высоко ценится, если один ни в чем не может иметь преимущества перед другим – обстоятельство, которое на руку дурным людям» (Исократ, афинский оратор, публицист V – IV вв. до н.э.).
«Демократии всегда являли собой зрелище смут и раздоров, всегда оказывались неспособными обеспечить личную безопасность или права собственности, существовали очень недолго и кончали насильственной смертью» (Дж. Мэдисон, политический философ, государственный деятель, четвертый президент США, XVIII–XIX вв.).
«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Д.Б. Шоу, английский драматург XIX–XX вв.).
«Американская демократия часто ошибается в выборе людей, которым она доверяет власть. Однако совсем нелегко ответить на вопрос, почему управляемое этими людьми государство процветает» (А. де Токвиль, французский политический мыслитель, историк, социолог XIX в.).
«Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование, теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий» (П.И. Новгородцев, русский юрист и философ ХХ в.).
«Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою» (В.И. Ленин, русский мыслитель, революционер и политический деятель XIX–XX вв.).
«Демократия – это худшая форма правления, если не считать все остальные» (У. Черчилль, английский политический деятель, премьер-министр Великобритании, ХХ в.).
«Народные депутаты не суть и не могут быть представителями народа» (Ж.Ж. Руссо, французский философ-просветитель XVIII в.).
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3535;