Легитимность политической власти
Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них важная роль принадлежит обоснованию законности политической власти, признанию обществом ее права на руководящую роль, т.е. легитимности (лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный). В научный оборот данный термин был введен М. Вебером.
Легитимность – это положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие ей подчиняться. Она связывается с правомерным и справедливым использованием власти. Действующие принципы легитимности устанавливают необходимый минимум доверия между правящими и управляемыми и предполагают наличие авторитета власти и поддержки со стороны большинства граждан общества. Люди добровольно, без принуждения подчиняются властным приказам, руководствуются указаниями правителей.
В то же время легитимность власти подразумевает не только признание управляемыми право на руководство ими, но также монополию на принуждение со стороны властвующих.
М.Вебер выделял три основных типа легитимности власти:
· Традиционный тип (власть основана на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка; наследственная, персонифицированная, действующая обычно в условиях абсолютной монархии власть). Эта структура господства очень устойчива. Опирающийся на нее политический режим может существовать очень долго (например, Китай).
· Харизматический[5] тип (власть основана на вере в исключительные качества и величие личности вождя; экстраординарная, вождистская, обычно осуществляемая в условиях тоталитарных и авторитарных режимов власть). Это аффективный тип социального действия, основанный на эмоциональном переживании. Сила правителя состоит не в опоре на традицию, закон, аппарат управления, а в обладании редким даром, вызывающим у подвластных сходное с религиозным преклонение. Харизматические правители очень часто бывают тиранами и деспотами. Такое господство – явление преходящее, постепенно превращающееся в рутину, эмоциональная привязанность к правителю со стороны подданных исчезает.
· Легальный тип (власть основана на подчинении законам; выбранная, деперсонифицированная, действующая обычно в условиях демократической республики власть). Аппарат управления состоит из чиновников, которые обязаны действовать в соответствии с законами, нормами, правилами. Классической основой легального господства является бюрократия.
Эти типы власти не исключают друг друга, они лишь фиксируют разные и реальные аспекты власти.
Французский политолог Доминик Кола («Политическая социология», 1994) составил следующую сводную таблицу типов политического господства по М. Веберу (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Сравнение типов политического господства
Основания для сравнения | Традиционный | Харизматический | Рациональный |
Инструмент господства | Уважение к священному характеру традиции | Признание «милости» | Законопослушание |
Наименование главного властителя | Повелитель (сеньор) | Руководитель | Высший чиновник |
Наименование подвластных | Слуги (компаньоны или подданные) | Адепты | Граждане |
Ресурсы | Сбор податей (дани) | Добыча, дары | Налоги |
Типичный политический режим | Монархия | Плебисцитарная диктатура | Парламентская демократия |
Используемое качество для властвования | Почтение | Эмоции | Разум |
Тип революции | Традиционная революция | Радикальный революционный переворот мира | _ |
Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Во второй половине ХХ века усилилось значение идеологической (оправдание власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание), этнической (формирование властных структур по национальному признаку), технократической (умение властвовать) легитимности.
Наряду с понятием легитимность используется понятие легитимации. Легитимация означает процедуру общественного признания какого-либо события, действия, факта, действующего лица.
Можно говорить о девальвации и ревальвации (лат. приставки de- – снижение, re- – противоположное действие, фр. evaluation) власти. Делегитимация власти связана с утратой доверия, лишением политики и власти общественного кредита. Она зависит от того, насколько предсказуемо и точно будут выполняться взаимные обязательства властей и подвластных, равно как и граждан по отношению друг к другу. Чем надежнее выполнение обязательств, тем выше цена власти, чем меньше власть выполняет свои обязательства, тем значительнее падает доверие к ней.
Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия есть важный фактор ее эффективности. И, наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть стремится поддерживать и стимулировать доверие народа.
Вопросы и задания
1. Чем власть отличается от господства, влияния, мощи и силы?
2. Может ли власть быть неполитической? Если да, то чем политическая власть отличается от других видов?
3. Каковы пределы власти? Как она связана с принуждением и насилием?
4. Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим?
5. Когда, при каких обстоятельствах и почему возникает политика?
6. Почему на протяжении долгого времени под политикой понималось главным образом государственное управление?
7. Как соотносятся мораль и политика? Может ли политика быть «моральной»?
8. Какова степень взаимовлияния политики и экономики? Назовите направления взаимопересечения их интересов.
9. Как соотносятся политика и мораль как механизмы регуляции общественной жизни? Может ли политика быть «моральной»?
10. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры такого подчинения.
11. Объясните, как Вы понимаете выражения «политика как наука и искусство», «политика грязное дело».
12. Назовите причины (и ситуации), по которым власть может игнорировать политические права и свободы личности, а личности высказывать недоверие к властям.
13. Всегда ли легитимная власть бывает эффективной, т.е. оперативно и успешно решать назревшие в обществе проблемы, удовлетворять интересы и потребности широких слоев населения? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.
14. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимного господства.
15. Приведите примеры из мировой истории, когда действия власти были незаконными, но оказались легитимными.
16. Политика часто определяется как специфическая сфера деятельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утверждают, что политика тесно связана и ассоциируется с функционированием общества на уровне индивида, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи «большой политики» и «повседневной жизни».
17. Влияет ли политика на ту профессиональную деятельность, которой Вы рассчитываете заниматься после окончания вуза? Ответ аргументируйте.
18. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксистского учения, теоретикам христианской религиозной доктрины?
а) «Задача политики – привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства».
б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое».
в) «Там, где начинается политика, кончается мораль».
г) «Во многих случаях то, что является правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими».
д) «Политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами».
е) «Политика – это расчет, похожий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали».
ж) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера».
19. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) харизма;
б) легитимность;
в) медиакратия;
г) кратология;
д) легальность;
е) охлократия;
ж) плутократия;
з) легальное господство;
и) теократия;
к) традиционное господство;
л) власть;
м) геронтократия;
1) юридическое обоснование законности политической власти;
2) власть мудрецов-старейшин;
3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;
4) власть толпы;
5) наука о власти;
6) тип господства, опирающийся на освященные обычаями нормы;
7) власть, основанная на воздействии средств массовой информации;
8) один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение;
9) тип господства, основывающийся на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства и подчинения;
10) признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания;
11) форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества;
12) один из типов легитимного господства, который характеризуется отношением к политическому лидеру как к высшему, сверхординарному существу.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью» (Платон, древнегреческий философ V–IV вв. до н.э.).
«Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела» (Ш. Монтескьё, французский философ-просветитель XVIII в.).
«Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно… Великие люди почти всегда – дурные люди… Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть – самая постоянная и активная сила» (лорд Актон, британский политик XIX в.).
«Репутация власти и есть сама власть» (Т. Гоббс, английский мыслитель XVII в.).
«Хорошая власть – это здоровое и осторожное управление несправедливостью» (А. Камю, французский писатель, философ-экзистенциалист ХХ в.).
«Власть – всегда аморальна» (М. Бакунин, русский революционер, анархист XIX в.).
«Власть, как и любовь, – это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое» (Т. Мартин, английский ученый ХХ в.).
«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины и политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем» (М. Вебер, немецкий социолог, экономист, политический философ и историк XIX–XX вв.).
«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл, древнегреческий правитель V в. до н.э.).
«Политика – тухлое яйцо» (А.В. Суворов, русский полководец, генералиссимус XVIII в.).
«У меня отвращение к «политике», которая есть самая зловещая форма объективации человеческого существования, выбрасывание его вовне. Она всегда основана на лжи… Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитарный нарост, высасывающий кровь из людей» (Н.А. Бердяев, русский философ XIX–XX вв.).
«Политика – концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин, русский мыслитель, революционер и политический деятель XIX–XX вв.).
«Политика – совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее… Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций» (Н. Макиавелли, итальянский политический деятель, мыслитель XV–XVI вв.).
«Несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же подчинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие; подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю, и который редко позволяют выполнить благоразумию» (Ш. Монтескьё, французский философ-просветитель XVIII в.).
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 6047;