ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Политическая система является одной из систем общества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой деятельности. Специфика политической системы проявляется, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая частью, она вместе с тем является частью надстройки общества, которая предопределяется экономическим базисом. В-третьих, она имеет относительную самостоятельность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, функций и ролей. Отношения в ней регулируются специально правовыми и политическими нормами. Политическая система общества — это система политических организаций и институтов, политических взглядов, политических, нравственных и правовых и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.

Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним можно отнести:

определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;

мобилизацию материальных и духовных ресурсов и общего общества на выполнение социально-политических целей и задач;

политическую социализацию общества;

формирование политического сознания граждан;

политическую связь элементов системы, системы, среды;

укрепление общественно-политического строя, о печение его безопасности;

норм сотворчество;

легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

В структуре политической системы выделяются следующие ее основные элементы: политические организации институты; политические и правовые нормы; политические отношения, политическое сознание и политическая культура. В политическую систему в качестве подсистем включается избирательная система.

Составной частью, фундаментом политической системы является политическая организация общества. Он представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют вол определенных социальных групп. Политическая организация цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, формирует средства воз действия на общество, создает нормы политическое жизни. Посредством политической организации обеспечиваются необходимые организационные формы и возможности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.

Для общества должна быть характерна разветвлен политическая организация в силу того, что класс, нация другие социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации. Их интересы могут быть выражены и обеспечены только создаваемыми ими общественными объединениями.

Наряду с реализацией воли и интересов классов, наций, всего народа в политической организации общества'' находят выражение интересы различных слоев населения,, различающихся и демографическими, и иными признаками (пенсионеры, молодежь, дети, женщины, город, деревня, регионы, интеллигенция и т.д.). У этих социальных слоев могут быть свои организации.

Все структурные элементы политической системы взаимосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связаны с политической идеологией, государство — с правом. Политическая культура накладывает отпечаток на все элементы политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определенностью и самостоятельностью.

Возьмем такой элемент политической системы, как политические институты. Понятие "институт" (от лат. institutum — установление, учреждение) имеет несколько значений: совокупность норм в какой-либо области общественных отношений (институт брака, собственности); название высших учебных заведений или НИИ.

Политический институт — это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, политические партии, общественные организации, коллективы, избирательные системы).

Важный признак политических институтов состоит в этом,что они активно взаимодействуют в процессе осушения власти и социального управления, причем как по горизонтали (государство, партии, избирательные системе и т.д.), так и по вертикали (политические институты страны, области, района).

Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество, Обладает суверенитетом в рамках государственных границ независимостью за их пределами.

Институтом любой развитой политической системы являются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Для их деятельности характерны усилия на объединение различных социальных слоев и групп вокруг своих идей и программ для достижения политических целей.

На политическую жизнь того или иного общества сильное влияние оказывают такие элементы политической системы, как общественные организации и движения, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации. Без них невозможны ни эффективное управление, ни развитие демократии. Чем более развиты в обществе разнообразные политические институты, тем благоприятнее их влияние на общественное развитие.

Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, основу которых образует право. Именно право служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций.

Эти нормы регулируют политические отношения в обществе, через них официально признаются и закрепляются определенные социальные интересы и политические устои. Правовыми нормами являются прежде все конституции, на которых базируются законы и другие нормативные акты. Важную роль в осуществлении политической деятельности играют нормы, создаваемые общественными организациями, прежде всего уставные, которые регулируют отношения внутри них.

В систему социально-политических норм, кроме того, входят политические традиции и обычаи, моральные нормы, соблюдение которых особенно необходимо в условия демократического общества.

В состав политической системы общества входят и политические отношения. Это отношения политических субъектов, разновидность общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления политической власти.

Политические отношения как элемент политической системы складываются в зависимости от наличия тех или иных классов, социальных групп, типа государственного устройства, однопартийной или многопартийной системы формы управления, установившегося режима.

Один из элементов политической системы — политическое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и политические убеждения людей, на процесс формирования общественного мнения, а все вместе — на политические отношения и процесс функционирования политической системы.

Политическая система общества адекватно отражает изменяющиеся условия, рост политической и общей культуры.

Политическая культура — это элемент политической системы, определяющий уровень, характер и содержание политических знаний, идеологию, ценности, традиции, убеждения, навыки и действия.

Политическая система не должна уподобляться закрытой системе, где процесс принятия политических решений зависит от немногих людей, не контролируется народом.

Типы политических систем.В отечественной политической литературе длительный период выделялись два типа политических систем: буржуазная и социалистическая. Однако в наше динамичное время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда обстоятельств, новых явлений жизни. В частности, многие капиталистические государства в настоящее время могут с достаточными на то основаниями по ряду признаков разделены на государства капиталистического классического типа и социал-демократической направленности.

Во многих буржуазных странах уровень социализации ала и обобществления производства достиг такой степени, что явно просматриваются элементы социализма, поэтому анализировать и оценивать социально-экономические структуры как чисто капиталистические было неправильно.

В свою очередь важно отметить и то, что большие трудности и сложности наблюдаются и в определении критериев социализма. Это вызвано рядом причин, и в первую очередь искажениями и деформациями социалистического строительства во всех бывших странах социализма.

Политическая система советского общества с первых дней образования мыслилась глубоко демократичной, при которой все трудящиеся смогут выполнять государственные и общественные функции. Однако процесс соединения демократии с социализмом шел очень трудно, болезненно, противоречиво, был заторможен и во многом деформирован. Причины этого различны. Они коренятся в конкретно-исторических особенностях политического развития народов СССР, во внешних и внутренних условиях, в уровне их политической культуры и других факторах. При этом следует учитывать и причины субъективного характера, в первую очередь установление режима личной власти. Он базировался на безраздельном господстве административно-командных методов руководства, когда решения принимались единолично, узким кругом людей, без учета мнений и предложений масс.

Во второй половине 50-х гг., когда были осуждены культ личности и массовые нарушения законности, предпринимались попытки осуществления ряда демократических преобразований. Однако начатые преобразования вводились непоследовательно, а главное — в рамках сохранившейся административно-командной системы. В результате были устранены лишь некоторые явные беззакония и нарушения. В последующем в политической жизни страны еще большее распространение получили формализм и заорганизованность.

В постсоветский период переход от командно-административной системы к демократическому обществу и соответственно формирование новой демократической, стабильной и эффективной политической системы оказался также чрезвычайно сложными. И это естественно. Не сразу могут возникнуть демократические политические институты и организации, сформироваться и утвердиться новые политические и правовые нормы и отношения, политический режим свободного общества, идеология политического плюрализма. Во многом трудности этого процесса сводятся к проблемам взаимоотношения граждан государства, формирования личности с высоким политическим сознанием, чувством гражданственности, развитой политической культурой.

Современные политологи классифицируют политические системы по различным критериям. В зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные системы. Распространено деление политических систем на традиционные, модернизированные и переходные. Основу традиционных систем составляет неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существует развитое гражданское общество, рациональный. способ обоснования власти.

Выделяются также консервативные, сохраняющие и, поддерживающие установленный порядок политические: системы, трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования, ориентирующие на реформы.

Трансформирующиеся политические системы могут быть реакционными, ориентирующимися на прошлое, и прогрессивными, берущими курс на формирование общества нового типа.

По признаку участия в политическом процессе выделяют либеральную демократию, где высока степень добровольного, но пассивного участия, коммунистическую, характеризующуюся высокой степенью принудительности, развивающуюся — снизким участием в политике.

Политические системы подразделяются на открытые и закрытые в зависимости от связей с внешней средой и другими странами.

Выделяют завершенные и незавершенные политические системы, имеющие место особенно в развивающихся, странах, централизованные и децентрализованные в зависимости от концентрации или распределенности власти и ряд других.

В литературе встречается и формационный (марксистский) подход к делению политических систем на типы рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические. Такое множество типологий политических систем определяется сложностью политического мира, многообразием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в враждой стране.

Политические режимы.Понятие "режим" (от лат. kgimen, от фр. regime — управление) означает совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Политический режим возникает не стихийно и не в пустом пространстве. Он образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда

факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии; степень остроты классовых и межзональных противоречий; наконец, уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.

По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима определяетсярядом критериев. К их числу относятся:

1) роль и функции главы государства в системе политического руководства;

2) способ и порядок формирования представительных учреждений;

3) положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений;

4) правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан;

5) наличие объективных источников информации, гласности.

Для определения политического режима необходимо оставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой, проводимой в государстве.

В научной литературе предлагаются различные классификации, или типологии, политических режимов. Так, в марксистской литературе классификация политических режимов осуществляется в основном с помощью тех же критериев, что и классификация политических систем: формационного и социально-классового. Соответственно до недавнего времени современные политические режимы подразделялись на буржуазно-авторитарные, социалистические и переходные. После того как в бывших странах социализма было признано, что существовавшие там режимы носили тоталитарный или авторитарный характер, очевидно, что данная классификация утратила свое значение.

В немарксистских исследованиях предлагаются иные критерии типологий политических режимов. В частности, численность политических партий, наличие или отсутствие правительственной оппозиции; характер конституционных взаимоотношений центральных органов государства; наличие или отсутствие политических свобод и свободных выборов и др. Однако при всем различии подходов марксистской и немарксистской школ к трактовке; политического режима есть между ними и нечто общее. Некоторые представители и того и другого направлений полагают, что политические режимы необходимо классифицировать, во-первых, по степени развитости политической демократии и, во-вторых, с учетом реального политического правового статуса личности. Основываясь на этих критериях, современные политические режимы можно подразделить на тоталитарные, авторитарные и демократические. При этом следует подчеркнуть отсутствие жестких границ между ними и наличие переходных, смешанных форм. Такой, например, формой является иногда) выделяемый в научной литературе либеральный режим.

Тоталитарный и авторитарный политические режимы.Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим — феномен ХХ в. В политический лексикон термин "тоталитаризм" (от лат. "totalis" — весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, использовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К.Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Хотя тоталитаризм становится политической реальностью лишь в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое. В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о безусловном подчинении индивида и сословия государству, корню сильной власти Н. Макиавелли, концепцию общества

государства Т.Гоббса, идею Гегеля о всеобъемлющем актере государства.

Научное осмысление тоталитаризма началось в середине 40-х гг. ХХ в. В 1944 г. выходит первое крупное политико-философское исследование этого феномена "Путь к рабству", автором которого был австрийский ученый Ф.А. фон Хайек. Он рассматривает появление тоталитаризма как следствие кризиса к концу XIX в. идеалов принципов классического либерализма, с одной стороны появления массового социалистического движения — с другой Хайек обвиняет социалистов в том, что, стремясь создать массовое движение, опирающееся на единую идеологию, они создали те идеологические модели, которыми так успешно воспользовались нацисты и фашисты. Хайек тонко подметил общее для социалистов и нацистов требование главенства политики над экономикой, которое неизбежно приводит к присвоению государством абсолютной власти. Фундаментальная теоретическая разработка проблемы тоталитаризма была продолжена 50-е гг. и связана с именами Х.Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тотальная диктатура и автократия"), а также Р.Арона, Л.Шапиро, Дж. Киркпатрик.

В бывших социалистических странах данная проблема до недавнего времени не изучалась, за исключением работ югославского ученого М.Джиласа и болгарского Ж.Желева, которые исследовали казарменно-коммунистическую модель тоталитаризма. Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность практической реализации лишь в ХХ в. Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало технически возможным и тотальное "промывание мозгов", и всеобъемлющий контроль над личностью. Кроме того, появление тоталитаризма связано с ломкой старых политических и социальных структур, с возникновением острого социально-экономического кризиса, резко усилившего бедствия и недовольство населения. Социальное отчуждение личности привело к появлению многочисленных маргинальных: слоев, не имеющих устойчивого положения в социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания, особенно восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного политического режима?

В политической сфере для него свойственны:

1) культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования;

2) монополия одной партии на власть, не ограниченная по существу никаким законом и даже уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;

3) срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть. По существу, правящая партия превращается в "государство в государстве", становится над государством и над гражданским обществом.

4) культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и "дух нации", ее "историческую судьбу" (как в фашизме или нацизме) или "борьбу народа за социалистические и коммунистические идеалы" (как в сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую функцию, сплачивал нацию или народ на основе господствовавших отношений и ценностей;

5) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;

6) наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. Основным лозунгом тоталитарного политического режима является лозунг "запрещено все, что не приказано".

В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью.

В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового "наилучшего" политического и социального порядка и создание нового типа личности. Основу такой идеологии составляет привлекательная утопия, например, достижение конечного смысла существования века, которым может выступать коммунизм, 1000-летний рейх и т.п., рисующая сверкающий образ будущего совершенного строя и использующаяся для оправдания огромных повседневных жертв народа. Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины, и поэтому как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон, предусматривающий единую для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда приобретает некоторые черты религиозного культа. Приверженность населения официальной идеологии достигаетсяпосредством централизации идеологических средств воздействия, монополии госаппарата на информацию, нетерпимости ко всякому инакомыслию. Названные черты в большей или меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Однако при этом можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм. Исторически первой и классической формой тоталитаризма стала его казарменно-коммунистическая модель, которая предполагала полное уничтожение частной собственности, абсолютную власть государства во всех без исключения сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан. Тоталитаризм в его так называемой коммунистической форме оказался наиболее живуч. В середине ХХ в. этот строй испытала на себе примерно треть населения земного шара, а в ряде стран он существует еще и сегодня. Вторая разновидность тоталитаризма — фашизм, который впервые был установлен в Италии в 1922 г. Итальянскийфашизм выступал не столько за радикальное преобразование всего общества в соответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской империи, очищение "народной души", установление твердой государственнойвласти.

Третья форма тоталитаризма — национал-социализм. Как общественный строй он возник в Германии в 1933 г Национал-социализм имеет много общего со сталинизмом — оба паразитировали на притягательной идее социализма, на вере в возможность создания общества социальной гармонии, и даже обращение "товарищ" было для них общим. В то же время в национал-социализме место класса занимает нация, место классовой ненависти — национальная и расовая, агрессивность национал-социализма направлена не против собственных граждан (как при сталинизме), а против других народов.

Очевидно, что тоталитарная модель общества является нежизнеспособной, тупиковой, хотя она обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и усилий для достижения узко ограниченных целей, например, военного строительства или в периоды войн. Но, как показывает исторический опыт, тоталитарный режим не в состоянии длительное время обеспечивать эффективную жизнедеятельность общества. Это связано с тем, что осуществляемые насильственно меры характеризуются нерациональностью, большими социальными издержками, нарастанием структурных диспропорций в экономике. В условиях тоталитаризма человек лишается внутренних побудительных стимулов к труду, отсутствие которых власть компенсирует либо применением насилия, либо попытками разжечь массовый энтузиазм.

Нынешнее состояние нашего общества характеризуется в научной литературе как посттоталитарное (Демократия и тоталитаризм. Материалы дискуссии // Свободная мысль. 1991. №15. С.34, 38), открывающее возможности для перехода при благоприятных условиях к демократическому режиму, но вместе с тем сохраняющее опасность установления авторитарной власти.

Авторитарный режим по своему характеру близок к тоталитаризму. В истории авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным. Это происходило тогда, когда наступал кризис тоталитаризма, приводивший к некоторым послаблениям в политической жизни. При внешнем сохранении старой системы власти ее контроль над обществом перестает быть тотальным, всепоглощающим. Авторитарный режим при всей близости к тоталитаризму отличается от него следующими признаками.

Во-первых, авторитаризм не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества. Обеспечивая любым путем, включая прямое насилие, политическую власть, авторитарный режим не вмешивается в те сферы, которые не связаны непосредственно с политикой. Для него характерны разгосударствление, деэтатизация экономики, культуры, социальной сферы. И, хотя власть может активно влиять на стратегию экономического развития и проводить достаточно активную социальную политику, механизмы рыночного саморегулирования при этом не разрушаются.

Во-вторых, здесь нет единой идеологической базы, сверхидеи или она довольно размыта. Западные политологи называют авторитарные режимы прагматическими диктатурами в отличие от идеократических при тоталитаризме. Не случайно А.Солженицын в своем "Письме вождям Советского Союза" (1973) необходимым этапом оздоровления советского общества называл отказ вождей есть пока не от власти, а от идеологии. Он не предлагал преследовать или запрещать марксизм, а лишь только «лишить марксизм мощной государственной поддержки, и пусть он существует сам по себе, на своих ногах» (Солженицын А. Письмо вождям Советского Союза /Диалог. Р 1990. № 4. С.9).

В-третьих, авторитарный режим по сравнению с тоталитарным более гибок, способен к трансформации и модернизации. Он допускает размежевание и поляризацию различных политических сил и интересов, разрешает в определенных рамках легальную оппозицию и тем самым способствует зарождению демократических механизмов и институтов.

В-четвертых, тоталитарные режимы опираются прежде всего на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка — армии, бюрократии, церкви.

Авторитаризму присущи следующие черты.

1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчетны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же населения отчуждается от власти.

2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Фактический отказ от концепции р деления властей.

3. Опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого.

4. Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Конкуренция в политической сфере отсутствует.

5. Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики".

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человека или, группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющую автономию личности и общества во, внеполитических сферах. При авторитарном политическом режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий (кроме заверений властей) своей автономии и безопасности (Основы политологии. Курс лекций под ред. В.П.Пугачева. М., 1992. С. 200). Авторитарные политические режимы — самые распространенные в истории человечества. Это древневосточные деспотии, тиранические режимы античности; абсолютистские монархии позднего Средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX в., военно-полицейские режимы в Латинской Америке и авторитарные режимы в социалистических странах в ХХ в. В период после второй мировой войны авторитарный политический режим носит чаще всего переходный характер. Обычно он ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию. Так, авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе, не только выбрал коммунистическую ориентацию, но и перерос в тоталитаризм. В других же государствах (Южная Корея, Чили, Таиланд, Аргентина и т.д.) авторитаризм постепенно эволюционировал в демократию.

При справедливой критике авторитарных режимов за централизацию власти, жестокость и т.д. необходимо видеть конструктивную роль в некоторых случаях, особенно в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, стабилизацию общества осуществить быструю реорганизацию общественных тур вопреки сопротивлению консервативных сил, центрировать усилия и ресурсы на решении определенных вопросов. Все это способствует формированию национального рынка, гражданского общества, политической культуры и проведению радикальных реформ.

Интерес к авторитарным формам власти значительно возрос в конце 80-х — начале 90-х гг. в связи с крахом тоталитаризма в большинстве так называемых коммунистических государств мира.

При отсутствии во многих из них таких необходимых условий демократии, как рыночные отношения, элементы гражданского общества, готовность к компромиссам, сильная авторитарная власть, ориентирующаяся на демократию, может оказаться наиболее эффективным средством окончательного слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаоса, проведения радикальных экономических фефером. Вместе с тем, как показывает опыт, очевидно, что на сегодняшний день нельзя исключать вероятность установления авторитарных политических режимов в государствах Восточной Европы и бывшего СССР.

 

 








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1031;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.