Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества.
В современной философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания,известное как теория отражения.Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Элементарными формами отраженияявляются: механическое; физическое; химическое.
Особой формой отражения является биологическое отражение.Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения(присущего живым организмам) являются:
- раздражимость— простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".
- чувствительность— следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.
- психическое отражение- систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.
Сознание и мозг.Материальным субстратом (основой) психики (сознания) является центральная нервная система, кора головного мозга, а механизмом - происходящие здесь аналитико-синтетические процессы. В ходе биологической эволюции мозг развился как сложная кибернетическая система, включающая в себя несколько этажей: стволовая часть мозга (регулирует физиологические функции организма), подкорковые образования (выполняют вегетативные функции организма и служат субстратом эмоций), кора головного мозга (непосредственный материальный носитель высших психических функций, на базе которых возникает сознание).Проблема "сознание и мозг" включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания с физиологическими процессами в мозгу (психофизиологическая проблема). Второй аспект, тесно связанный с первым, соотношение идеального и материального.
Психофизиологическую проблему материализм и идеализм решали по-разному. Физикализм отождествляет сознание и физические процессы - сознание признается нейрофизическим, биологическим и, в конечном счете, физическим явлением и, как качественно особая реальность, не существует. Вульгарный материализм полагает, что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое - это единая материя. Солипсизм в подходе к качественному своеобразию сознания отрицает существование материи и утверждает, что сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир - лишь его порождение. Собственно материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону - сторону отражения. Однако экспериментальный опыт показывает, что мозг не мыслит, ибо психический процесс вынесен за его пределы. Функционирование психики человека есть функционирование его души, а не мозга, но оно протекает под явным его влиянием. Человеческий мозг не только связан с душой, но и демонстрирует положительную обратную связь между уровнем и темпами своего развития: чем сложнее и совершеннее становится ЦНС, тем интенсивнее она развивается и совершенствуется.
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы. Во-первых, внешний предметный и духовный мир, природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов (отображениях, копиях, символах предметного мира). Вторым источником сознания является социокультурная среда. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система. Пятый источник сознания - космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого выступает сознание индивида. Зависимость биополя (ауры) от материальной и духовно-нематериальной составляющих природы человека.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1899;