Предмет и исторические формы диалектики.

Наряду с вопросом о сущности бытия, первичности в нем материи или духа огромное значение для онтоло­гии (позже увидим, что и для остальных разделов философии) имеет вопрос о его развитии: устойчив ли мир, или же он постоянно меняется и, если меняется, то есть ли в этом изменении закономерность и направленность? Решая его, философы разделились, как и при решении основного вопроса философии, на два противоборствующих лагеря – диалектиков и метафизиков.

Слово «диалектика» в переводе с греческого означает «искусство вести беседу, рассуждать». В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих зако­нах развития природы, общества и мышления. Диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Сегодня можно выделить три ее исторические формы – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику не­мецкой классической философии и материалистическую диалектику современно­сти.

Стихийная диалектика древних. В наиболее ясной форме она была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса, согласно которому, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить пре­вращение вещей в их собственную противоположность: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и об­ратно – то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем в своих апориях поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл его «изобретате­лем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассмат­ривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противопо­ложных мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика". Платон называл диалектикой логический ме­тод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти и в других философских учениях античного материализма и идеализма, но все их авторы были стихийными диалектиками.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграли представители немецкой классической философии Кант, Шеллинг, Гегель.

Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменения, взаимосвязи вещей и процессов, качественные превращении, переходы от низшего к высшему через отрицание от­жившего и утверждение нового, растущего. Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом реше­нии основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира есть саморазвитие абсолютной Идеи, мирового Разума в процессе своего самопознания.

Материалистическая диалектика современности. Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, K. Маркс стремился ос-вободить ее от идеализма и элементов мистики. Он писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Для материалистической диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть в совокупности ее многообразных отношений к дру­гим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика – это движение и развитие в материальном мире как едином взаимосвязан­ном целом. Она не зависит от сознания ни человека, ни человечества. Субъективная диалектика, или диалектическое мыш­ление – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объектив­ную диалектику. Субъ­ективная диалектика, следовательно, вторична, а объективная – первична. Первая зависит от второй, вторая же не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, по­стольку она совпадает с ней по содержанию: и та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1326;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.