Индексы развития гражданского общества
Важным направлением исследований гражданского общества является измерение уровней его развития. В современной науке используется множество различных показателей – индексов, позволяющих классифицировать страны или отдельные регионы по уровню развития гражданского общества и критериям их демократичности.
Для определения индексов и для постоянного мониторинга состояния гражданского общества пользуются также индикаторами. Индикатор – это фрагмент информации (о сложной системе), позволяющий судить о состоянии системы в целом. Динамика любого индикатора нуждается в объяснении, интерпретации. Тем не менее, для того чтобы оценить ситуацию с одного взгляда, индикаторы очень полезны.
С помощью индексов можно оценить различные аспекты организации гражданского общества: качество жизни, состояние самочувствия населения, уровень свободы, степень влияния его на политику, меру гражданского доверия к основным политическим институтам, активность общественного сектора, уровень политического и гражданского участия, степень политической конкурентности и т. д.
Неоднозначность и неконвенциональность интерпретаций многих полученных результатов не позволяют делать на их основе широкие обобщения и далекоидущие выводы; вместе с тем эти результаты показывают динамику социальных и политических изменений, позволяют осуществлять сравнительный анализ отдельных стран и их регионов.
Эмпирической базой для расчета индексов чаще всего служат данные периодических опросов населения по репрезентативной выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию) или данные экспертных опросов.
Мы остановимся только на некоторых, наиболее значимых, на наш взгляд, индексах и показателях уровня развития гражданского общества и степени его демократичности.
Индекс гражданского общества (CIVICUS Civil Society Index).Весной 2005 г. в России стал реализовываться проект организации «Всемирный альянс за гражданское участие» «Индекс гражданского общества» (CIVICUS Civil Society Index). Проект нацелен на профессиональное исследование организаций гражданского общества и стимулирование гражданской активности. Индекс будет отражать состояние структуры гражданского общества, внешней среды, в которой оно существует и работает, ценностей, которых придерживаются и которые защищают его организации, и влияния, которое оказывают организации гражданского общества.
Измерение структуры включает в себя такие параметры, как величина и активность негосударственного общественного сектора в стране, его составные части, порядок их взаимодействия друг с другом, ресурсы, которыми располагают институты гражданского общества.
Измерение внешней среды проводится по следующим параметрам: ценности, нормы и отношения, которые представляют и пропагандируют институты гражданского общества, степень консенсуса или разногласий между ними.
Измерение ценностей касается оценки правовых, политических и социокультурных условий функционирования и развития гражданского общества, порядка его взаимодействия с государством, сферой бизнеса, международными неправительственными организациями.
Измерение влияния связано с оценкой реального влияния гражданского общества на решение конкретных социально‑экономических и политических проблем.
Для каждого из этих параметров разработаны особые индикаторы. Некоторые из них являются универсальными, применение других возможно в специфическом социальном и культурном контексте.
«Индекс развития гражданского общества» – это новая международная программа, позволяющая странам регулярно сверять состояние гражданского общества с международными стандартами и на этой основе разрабатывать пути его развития. В конечном счете «Индекс развития гражданского общества» – это средство оценки, выработки на ее основе целей и программы укрепления и развития гражданского общества.
Другим показателем развития гражданского общества служит «Индекс устойчивости неправительственных организаций» (НПО или NGO).Индекс устойчивости НПО, разработанный организацией Freedom House (www.freedomhouse.org), отражает степень развитости в исследуемой стране некоммерческого или неправительственного сектора.
«Индекс устойчивости НПО» – инструмент сравнительной оценки уровня развития гражданского общества, включающий семь групп показателей: организационный потенциал, финансовые возможности, правозащитную деятельность, возможности продвижения общественных интересов, предоставление услуг, инфраструктуру и образ в глазах общественности. Измеряются они по шкале от 1 до 7 (1 – лучшее значение, 7 – худшее). Значение от 1 до 3 указывает на устойчивость НПО, 4 – среднее, можно сказать, нейтральное значение, показатели от 5 до 7 говорят о наличии препятствий устойчивости и развитию НПО.
Динамика российского индекса в последние годы такова: 2000 г. – 4,3; 2001 г. – 4,3; 2002 г. – 4,0; 2003 г. – 4,4; 2004 – 4,2.
По данным международного исследования «Индекс устойчивости неправительственных организаций» (The 2003 NGO), в последние годы значение этого индекса ухудшается. По сравнению с 2002 г., в 2003 г. ухудшение произошло по всем группам показателей, кроме финансовой жизнеспособности (последнее положительно характеризует отечественный бизнес, который гораздо активнее, чем бизнес Восточной и Центральной Европы и СНГ, финансирует некоммерческие организации). Российская Федерация демонстрирует негативную динамику и при сопоставлении стран. В 1997 г. по уровню развития гражданского общества она опережала большинство стран постсоветского пространства, за исключением Венгрии, Польши и Словакии. Сегодня Россия находится среди таких государств, как Киргизия, Молдова, Армения.
Проблемы гражданского общества в России имеют комплексный характер. Это и ограниченная поддержка со стороны населения, и трудности взаимодействия с властью, и финансовая неустойчивость, и отсутствие критической массы организаций с прозрачной системой управления, действительно подотчетных широкой общественности, и отсутствие инфраструктуры в виде отечественных фондов и системы специализированного образования и повышения квалификации. Большинство из этих проблем в той или иной мере обусловлено «примитивным, архаичным, неясным законодательством», создающим «жестко ограничивающую деятельность, недоброжелательную среду» для развития инициатив снизу. В первую очередь это касается налогового законодательства.
В отечественной социологии для оценки развития гражданского общества используют и иные показатели, например индексы общественных настроений, которые регулярно рассчитываются ВЦИОМом. Эмпирической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных экспресс‑опросов, которые ВЦИОМ проводит по репрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 39 областях, краях и республиках России в 100 населенных пунктах (количество респондентов – 1600 человек). Индикаторы социального самочувствия населения включают оценки:
1) удовлетворенности жизнью в целом;
2) материального положения своей семьи;
3) жизни семьи через год;
4) приспособленности к происходящим в стране переменам. Отношение населения к положению дел в стране замеряется следующими индикаторами:
1) оценка экономического положения России;
2) оценка политической ситуации в стране;
3) согласие/несогласие с тем, что дела в стране идут в правильном направлении.
Индикаторами отношения к деятельности демократических институтов является одобрение/неодобрение деятельности,президента России; председателя правительства России; правительства России; Государственной Думы России; представителя президента в федеральном округе; губернатора области, главы субъекта Федерации; Совета Федерации; главы администрации, мэра города; политических партий; правоохранительных органов; средств массовой информации; российской армии; профсоюзов; а также функционирования судебной системы.
Для анализа и визуализации полученных в ходе исследований динамических рядов, данных нами, используется метод построения индексовкак частного, так и комплексного характера.
Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок:
Jч = S положительных и средних оценок – S отрицательных оценок
В исследовательской и аналитической практике различных центров, занимающихся изучением общественного мнения, используются разные методические подходы к расчету индексов. Основная их цель состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в обществе. Возможность получения при этом (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет зафиксировать некие «критические точки» в общественном мнении, а главное – в реальном положении дел. При визуализации полученных результатов приближенность или, напротив, удаленность графических изображений индексов от оси ОХ, фиксирующей состояние паритета позитивных и негативных настроений, как раз и отражает наличие (отсутствие) этих самых «критических точек».
Основные понятия: гражданское общество, демократия, свобода человека и гражданина, индексы развития гражданского общества.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы социальные, исторические и политические предпосылки формирования гражданского общества?
2. Каковы элементы, структура и функции гражданского общества?
3. Как описывал гражданское общество А. де Токвиль?
4. Как связаны между собой гражданское общество и демократия?
5. Как связаны между собой гражданское общество и правовое государство?
6. Какими индикаторами можно измерить развитие гражданского общества?
7. Каковы основные признаки гражданственности (по Г. Эрмэ)?
8. Что отражают индексы развития гражданского общества?
9. Каковы основные проблемы развития гражданского общества в России?
Литература
Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание// Полис. 1995. № 3.
Белов А. А., Елисеев С. М. Политические процессы и институты в современной России. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 2006.
Кин Дж. Демократия и гражданское общество / Пер. с англ. М. 2001.
Коэн Дж ., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.
Негосударственные некоммерческие организации в Санкт‑Петербурге. 2005. Информационно‑аналитический отчет. Материалы к Форуму «Социальный Петербург: новые решения». СПб.: ЦРНО, 2005.
Патнэм Н. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996.
Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2008. Гл. 10.
Сморгунов Л. В. Современная сравнительная политология. М., 2002.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. М., 1992.
Хлопин А. Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et contra. 2002. Т. 7.
Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992.
Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века. Материалы к научно‑общественному форуму. СПб., 2000.
Эрмэ Г. Культура и демократия / Пер. с франц. М., 1994.
GramsciA. Quaderni del carcere. Torino, 1975. Vol. II.
The 2003 NGO Sustainability Index for Central and Eastern Europe and Eurasia//USAID. 2004. Seventh Edition (June 2004).
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3060;