Организационные принципы.

Принципы гражданского судопроизводства подразделяются на организационные (судоустройственные), определяющие уст­ройство судебной системы и общие начала отправления право­судия, и функциональные(судопроизводственные), регулирую­щие конкретную процессуальную деятельность каждого участ­ника гражданского процесса.

Таким организационным принципом гражданского процес­суального права является принцип законности. Применительно к гражданскому процессу он означает строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами правоотношений порядка судеб­ного производства по гражданским делам в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Реализация принципа законности в гражданском судопро­изводстве воплощает положение ст. 2 Конституции РФ о при­знании, соблюдении и защите прав и свобод человека и граж­данина. Любое лицо, чьи права нарушены, может обратиться в судебные органы по вопросу защиты нарушенных либо оспа­риваемых прав, свобод и законных интересов.

Такая защита прав возможна на каждом уровне судебной системы в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью. То есть спор о нарушенном праве может быть рассмотрен либо судом общей юрисдикции, либо арбитражным судом. Принцип законности реализуется на каждой стадии рассмотрения дела в строгом соответствии с процессуальным законодательством.

Только установленный законодателем процессуальный поря­док исследования обстоятельств по делу способствует установле­нию судебной истины по делу и защите нарушенного права.

Нередко нарушение установленного процессуального по­рядка приводит к неправильным оценкам и выводам, поэтому гражданское процессуальное законодательство в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных инте­ресов предоставляет возможность неоднократной перепроверки принимаемых судебных постановлений в апелляционной, кас­сационной и надзорной инстанциях, что в большой степени гарантирует соблюдение законности.

Принцип осуществления правосудия только судом. Этот принцип основан на положении ст. 118 Конституции, в кото­рой указано, что правосудие в Российской Федерации осуще­ствляется только судом. Судебная власть осуществляется по­средством конституционного, гражданского, административно­го и уголовного судопроизводства.

В развитом обществе только суд является гарантом защиты прав граждан и вершит правосудие. И наоборот, только по су­дебной системе можно определить, насколько развито государ­ство и насколько защищены права граждан и организаций в нем.

С принятием нового комплексного законодательства о су­допроизводстве общество все больше и больше насыщается постулатами правового государства. Так, введены институты суда присяжных и мировых судей, установлены разумные сро­ки судопроизводства, нет ограничений в правах на судебную защиту конституционных и гражданских прав, расширены пра­ва физических и юридических лиц в стадиях обжалования су­дебных решений.

Совершенно очевидно, что, развивая принцип осуществле­ния правосудия только судом, в настоящее время Российская Федерация постепенно становится все более и более правовым государством. Продолжение совершенствования судебной системы является признаком движения в таком развитии. Наряду с созданием института мировых судей, совершенствованием деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов продолжают создаваться и совершенствоваться конституцион­ные суды субъектов Федерации (уставные), планируется созда­ние административных судов.

Таким образом, создавая единую и сильную судебную сис­тему, государство становится действительно правовым.

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел. Реализуя принцип осу­ществления правосудия только судом, гражданские дела рас­сматриваются судом в составе либо одного судьи (единолич­но), либо коллегии судей (коллегиально).

До вступления в силу нового ГПК коллегиальный состав суда по определенной категории гражданских дел мог состоять из судьи и двух народных заседателей. Этот способ отправле­ния правосудия был вызван политической необходимостью осуществления принципа контроля и участия народа в отправ­лении правосудия.

Однако произошел обратный процесс, при котором народ­ные заседатели, не обладая познаниями в области юриспруден­ции, были лишь формальными участниками процесса, реально не оказывали помощь судьям в отправлении правосудия по конкретным делам, а в последние годы возникли проблемы с их явкой в суд, из-за чего нарушались сроки рассмотрения гражданских дел. Таким образом, институт народных заседате­лей сам изжил себя. С 1 февраля 2003 г. новый ГПК установил коллегиальное рассмотрение гражданских дел только с участи­ем судей-профессионалов.

В ст. 14 ГПК установлен порядок судопроизводства, при котором дела в судах первой инстанции рассматриваются судь­ями единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — коллегиально в составе трех профессиональных су­дей. Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей, а в порядке судебного надзора — в составе не менее трех судей.

Один судья из состава судебной коллегии является предсе­дательствующим по делу.

Принцип независимости судей. При осуществлении правосу­дия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 120 Кон­ституции). Этот принцип фактически придает неограниченную власть суду в процессе отправления правосудия. Но эта види­мая «неограниченность» ограничена законом.

Почему в этом принципе усматривается неограниченность судебной власти при отправлении правосудия? Потому что, рассматривая то или иное дело, судья применяет и оценивает не только доказательства, но и сами законы, нормативные правовые акты, которые регулируют спорное правоотношение и которые иногда противоречивы в применении к конкретным обстоятельствам.

Помимо положений Конституции принцип независимости судей нашел свое подтверждение в федеральном законодатель­стве — Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации» (ст. 1, 9, 12, 16)1.

Независимость судей предполагает:

— запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению право­судия;

— установленный порядок приостановления и прекраще­ния полномочий судьи;

— право судьи на отставку;

— неприкосновенность судьи;

— определенную систему взаимоотношений органов судей­ского сообщества;

— государственное материальное и социальное обеспече­ние, соответствующее статусу судьи;

— несменяемость и невозможность перевода на другую должность или в другой суд без согласия судьи;

— невозможность прекращения или приостановления пол­номочий судьи иначе как по основаниям и в порядке, установ­ленным законом;

— невозможность привлечения к административной и дис­циплинарной ответственности, к какой-либо иной ответствен­ности за выраженное судьей при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении;

— ответственность лиц, виновных в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а так­же в ином вмешательстве в деятельность суда.

Независимость судей обеспечивается также обязанностью судьи:

— неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы при исполнении своих полномочий;

— во внеслужебных отношениях избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство су­дьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливо­сти и беспристрастности;

— не заниматься политической и предпринимательской деятельностью;

— не совмещать работу в должности судьи с другой опла­чиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литера­турной и иной творческой деятельности.

Принцип равенства всех перед законом и судом является не только конституционным, но и универсальным в гражданском процессе. С одной стороны, главные участники судопроизвод­ства — это стороны, которые имеют противоположные право­вые позиции, и задача суда — реализовать принцип равенства сторон, с тем чтобы не проявилось превосходство в защите своей позиции одной из сторон.

С другой стороны, правовым равенством в судебном засе­дании обладают все субъекты гражданских правоотношений, которым предоставлена возможность в каждой стадии судопро­изводства отстаивать свою позицию законными способами.

В то же время при наличии спорных правоотношений и процессуальном равенстве участников процесса суд, приме­няя нормы материального права, своим решением пресекает нарушение материального права и восстанавливает в этой от­расли права равенство сторон.

Нормы гражданского процессуального права устанавливают равенство как для граждан независимо от пола, расы, националь­ности и других личных характеристик, так и организаций незави­симо от их организационно-правовой формы, формы собствен­ности, подчиненности и других обстоятельств (ст. 6 ГПК).

Принцип государственного языка. В Российской Федерации государственным языком является русский язык (ст. 68 Кон­ституции). В ст. 9 ГПК предусмотрено, что ведение граждан­ского судопроизводства осуществляется на русском языке.

В то же время законодатель предусмотрел возможность рас­смотрения гражданских дел на государственном языке той рес­публики, в которой ведется судопроизводство. При такой си­туации участникам процесса, не владеющим языком республи­ки, обеспечивается переводчик.

В отличие от прежнего ГПК новый не предусмотрел воз­можность пользоваться языком, на котором общается боль­шинство населения.

Соответственно процессуальная документация судебного за­седания ведется на принятом в суде языке общения. Те же участники, которые не владеют языком судопроизводства, вправе представлять суду процессуальные документы на род­ном языке и выступать также на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 9 ГПК).

В военных судах гражданское судопроизводство проводится на государственном языке Российской Федерации.

Принцип гласности. Конституция РФ (ст. 123) провозгласила принцип гласности, указав, что разбирательство во всех судах открытое. Гражданское процессуальное законодательство (ст. 10 ГПК) основывается на этом принципе.

Прежнее процессуальное законодательство реализовывало этот принцип только посредством допуска в зал судебного за­седания любого гражданина, достигшего 16 лет. Однако как только стороны пытались фиксировать процесс посредством магнитофонной записи, суды запрещали им это делать.

Новый гражданский процессуальный закон расширил дей­ствие принципа гласности и ввел положение, при котором лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в от­крытом судебном заседании, имеют право в письменной фор­ме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. А с разрешения суда допускается фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению.

Однако ряд положений Конституции РФ устанавливает применение некоторых принципов и положений с оговоркой. Например, в п. 3 ст. 17 Конституции указано, что осуществле­ние прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В ст. 23 Конституции также гово­рится о том, что каждый имеет право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почто­вых, телеграфных и иных сообщений.

Статья 29 Конституции, гарантируя свободу поиска, полу­чения и передачи информации любым законным способом, а значит, и посредством получения информации в судебном заседании, вместе с тем указывает на наличие перечня сведе­ний, составляющих государственную тайну, который определен соответствующим федеральным законом.

Все эти положения Конституции обязали законодателя ус­тановить определенные условия, при которых невозможно про­ведение открытого судебного заседания.

Законодатель установил следующие условия закрытого су­дебного разбирательства:

1. По делам, содержащим сведения, составляющие госу­дарственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федераль­ным законом.

2. Если необходимо сохранение коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Если это связано с неприкосно­венностью частной жизни граждан или имеются иные основа­ния, не допускающие их гласного обсуждения.

Нарушение этих правил может помешать правильному раз­бирательству дела либо повлечь за собой разглашение государ­ственных, профессиональных и иных тайн, в результате чего могут быть нарушены права и законные интересы гражданина.

Если имеются основания рассматривать гражданское дело в закрытом заседании, то суд обязан вынести об этом мотиви­рованное определение, а участники процесса и иные лица, ко­торым в судебном заседании могут стать известны сведения, составляющие тайну, должны быть предупреждены судом об ответственности за их разглашение.

В зале закрытого судебного заседания могут присутствовать лишь лица, участвующие в деле, их представители и при необ­ходимости — свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

Однако принцип гласности распространяется на объявле­ние решений судов как открытого, так и закрытого судебных за­седаний. Исключение из этого правила составляют решения, за­трагивающие права и законные интересы несовершеннолетних.

 

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 937;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.