Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
В английском государстве абсолютизм имел некоторые особенности, сильно отличавшие его от французского абсолютизма. В Англии не сложилась доктрина, согласно которой монарх подчинен только Божественным законам, но не обязан подчиняться человеческим. Английский монарх должен был действовать в рамках общего права королевства и соблюдать законы страны. Свою власть король осуществлял вместе с парламентом, органом сословного представительства. Монарх рассматривался как неотъемлемая часть парламента, как одна из его корпораций (estates) наряду с корпорациями общин, светских и духовных лордов. Считалось, что только в парламенте король достигает высшего величия и его власть становится подлинно абсолютной. Без парламента власть короля менее значительна и подчинена первой власти. В отличие от Франции монарх в Англии также не располагал большой вооруженной силой, здесь не было создано разветвленной бюрократии. По-прежнему сохраняло свои позиции местное самоуправление. Все это дает исследователям основания утверждать, что абсолютизм в Англии носил «незавершенный характер», он якобы не развился до уровня классического французского абсолютизма. Некоторые ученые вообще отрицают его существование и приходят к выводу о зарождении конституционной монархии уже в этот период[8].
Усилению королевской власти в Англии XV–XVI вв. способствовал ряд факторов. Прежде всего, оказала воздействие Война Алой и Белой розы 1455–1485 гг. – династическая война между Ланкастерами и Йорками. В результате войны на престоле утвердилась новая династия, связанная родственными узами с обеими династиями – Тюдоры (1485–1603). В ходе войны был уничтожен цвет английской знати, много феодалов погибло, что автоматически усиливало власть короля. Первый монарх из династии Тюдоров Генрих VII произвел пожалования званий лордов, новая знать оказалась прочно связана с короной. Желая также укрепить позиции центральной власти, король упразднил ливрейные свиты (отряды слуг, одетых в ливрею господина), широко использовавшиеся феодалами во время междоусобий, и ввел королевскую монополию на применение артиллерии. Другим фактором, который способствовал укреплению абсолютизма, стала Реформация церкви в Англии XVI в. Начавшись как личное противостояние короля Генриха VIII и папы римского Климента VII (из-за несогласия папы на развод короля с первой женой Екатериной Арагонской), этот конфликт быстро перерос в дело общенационального масштаба, затронувшее конфессиональные интересы всех англичан. Монарх разорвал отношения с римской курией и встал на путь создания самостоятельной христианской церкви – Англиканской. В 1534 г. был принят Акт о супрематии, согласно которому король был объявлен главой новой церкви в Англии. Эта церковь сохраняла епископат, прежнее богослужение, в основном следовала старой католической догматике (отдельные лютеранские догматы вошли затем и в англиканский символ веры). Во время реформы были уничтожены монастыри, а их имущество (включая четверть всех обрабатываемых земель Англии) отошло к короне. Безусловно, распространение власти монарха на духовную сферу должно было усилить ее влияние во всем государстве. Усилению этого влияния способствовали и внешнепо-литические успехи английских монархов, территориальное расширение государства. При Генрихе VIII в состав английских владений окончательно включается Уэльс; ведется наступление в Ирландии, и в 1541 г. монарх принимает титул короля Ирландии. В 1603 г. со вступлением на английский трон Якова I Стюарта достигается личная (династическая) уния Англии и Шотландии.
Высшие органы власти и управления. Тайный совет.Незадолго до воцарения Тюдоров Королевский совет был переименован в Тайный совет. Короли стали формировать его в основном из назначенных чиновников, а не из знати. Состав совета не был стабильным и часто менялся. Так, при Генрихе VII в нем находилось более 200 членов, в царствование его сына Генриха VIII (1509–1547) состав уменьшился до 120, а в последние десять лет правления этого короля вообще не превышал
19 человек. В дальнейшем он изменялся, но не столь значительно. Непременными членами Тайного совета («великими официалами») являлись: лорд-канцлер, лорд-хранитель печати, лорд-камергер, вице-камергер, казначей двора, королевский конюший и лорд-адмирал. Почетным председателем Совета был лорд-канцлер, но неформальное лидерство в нем в XVI в. перешло к государственному секретарю (secretary of state). Такой секретарь, по сути, являлся посредником между королем и всей остальной администрацией. (Могло назначаться два государственных секретаря.) При Совете имелся ряд комитетов, которые осуществляли текущее управление страной. Совету были предоставлены широкие полномочия: он участвовал в законодательной работе, вел контроль за центральными и местными органами власти, вырабатывал внешнюю политику и управлял колониями Англии. Указы Тайного совета использовались для ареста преступников.
Парламент. В период абсолютизма парламент из органа, представлявшего интересы сословий и в определенной мере находившегося в оппозиции к королевской власти, превращается в послушное орудие этой власти. Парламент действует уже не вопреки королевской воле, но вполне согласно ее предписаниям. Монарх при этом обладает достаточными рычагами, чтобы держать парламентариев в повиновении.
Король определял в значительной мере состав представительного органа. Монарх обладал правом назначения светских лордов, а после проведения Реформации – и духовных. Таким образом, от него зависел состав верхней палаты. Нижняя палата формировалась на основе выборов от графств и городов, но эти выборы также находились под контролем монарха. В графствах шерифы получали от правительства указания о подборе удобных кандидатов в депутаты. Что касается городов, то их участие в избирательной кампании определялось наличием соответствующей привилегии, дарован-ной монархом. Не все города наделялись таким правом, часто привилегию имели мелкие населенные пункты, где легче было добиться благоприятного для властей исхода голосования. Король обладал правом контроля над правильностью проведения выборов в парламент. В случае признания факта незаконного избрания лица, оно подлежало удалению из палаты общин. Впрочем, начиная с 1581 г. палата сама стала осуществлять такой контроль. Но в правление Елизаветы I (1558–1603) была установлена присяга для всех членов палаты общин в отношении главы государства: не присягнувшее лицо не могло находиться в ее составе. В палате лордов в XVI в. было менее 100 человек (например,
в 1563 г. – 80). В палате общин численность избранных возросла за XVI столетие с 296 до 462.
В эпоху абсолютизма парламент заседал нерегулярно. За 118 лет правления Тюдоров он созывался 58 раз. Однако по желанию монарха представительный орган мог долго не распускаться. Созванный в 1529 г. Реформационный парламент (для проведения церковной реформы) заседал целых семь лет. Процедура голосования в палате общин первоначально предполагала голосование криком, в начале царствования Елизаветы I оно было заменено разделением голосующих (голосовавшие «за» обязаны были покинуть палату). Король мог повлиять на позицию депутатов палаты через ее спикера, который имел право предоставления слова ораторам и право прекращения выступлений. Постепенно складываются особые привилегии депутатов, которые рассматриваются пока только как королевская милость, а не как их неотъемлемые права. К таким привилегиям относятся: свобода от ареста, свобода слова в парламенте и право на внутренний парламентский контроль. Последнее право выражалось в проведении контроля палаты общин над правильностью выборов в парламент и осуществлении суда в отношении своих членов.
Парламент сохраняет свои прежние функции: законодательные, финансовые и судебные. Хотя, как и ранее, основными законами королевства считались статуты, в 1539 г. равную силу с ними получили прокламации короля, принимаемые им единолично. Свое право импичмента парламент тоже использует по желанию монарха, а не самостоятельно.
Местное управление. Местное управление осуществлялось мировыми судьями. Мировой судья назначал низших служащих: помощников шерифов в сотнях бейлифов, полицейских служащих – констеблей, коронеров (служащих, расследовавших дела о насильственной смерти), дорожных надсмотрщиков. С конца XV в. шерифы графств также оказались под контролем мировых судей. Надзор же над самими мировыми судьями были призваны осуществлять с XVI в. лорды-лейтенанты. Изначально это была военно-административная должность: лорды-лейтенанты присылались из центра для сбора местного ополчения. Со временем им были присвоены функции контроля над местной администрацией. В период абсолютизма вводится также низовая административная единица – церковный приход. Приход ведал распределением налогов среди прихожан, занимался содержанием мостов и дорог, следил за поведением членов прихода. Мировые судьи осуществляли надзор за деятельностью приходов.
Судебная система.На низшем уровне функционировали магистратские суды – суды мировых судей. Мировой судья разбирал мелкие гражданские дела и проводил предварительное следствие по уголовным делам. Дела о мелких правонарушениях решались мировым судьей самостоятельно в суммарном (от фр. sommaire – «упрощенный») порядке, без участия присяжных. Более опасные преступления рассматривались мировыми судьями в суде четвертных сессий (созывавшемся четыре раза в год), в присутствии присяжных. Продолжали действовать и разъездные суды в форме Судов ассизов. Он вели судебное разбирательство по уголовным делам и рассматривали земельные споры.
На высшем уровне сохраняют свое значение Вестминстерские суды общего права и суд справедливости (Суд лорда-канцлера). К первым относились Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд Палаты шахматной доски. Суд королевской скамьи был специализирован на апелляциях по уголовным делам, Суд общих тяжб рассматривал гражданские иски и являлся надзорной инстанцией для низших судов, Суд Палаты шахматной доски (Суд казначейства) разбирал спорные дела, связанные с королевской казной. Апелляции от Суда общих тяжб можно было подавать в Суд королевской скамьи, а от последнего суда – в палату лордов парламента. В 1585 г. был учрежден особый Суд казначейской палаты для принятия апелляций от Суда королевской скамьи во время парламентских каникул.
Абсолютизм отличался использованием органов чрезвычайного правосудия. Чрезвычайным судом являлся Суд Звездной палаты (назван по росписи потолка в зале заседаний, изображавшей небесный свод). Его состав почти совпадал с составом Тайного совета. Он был учрежден в конце XV в. для борьбы с мятежами и другими политическими преступлениями, но с 1540 г. был специализирован на делах о мисдиминорах, поэтому не использовал в качестве санкций смертную казнь и членовредительные наказания, но зато мог налагать большие штрафы. Ему также принадлежала цензура печатных изданий. Палата широко применяла пытки, процесс в ней носил инквизиционный характер. По образцу данного суда были учреждены Советы по делам Уэльса и по делам северных территорий. Другой чрезвычайный суд касался церковных преступлений и назывался Высокой комиссией. Это высший трибунал по вопросам веры, который рассматривал дела о ересях и других преступлениях против религии. Он был учрежден при Елизавете I.
Среди органов специальной юрисдикции следует отметить Суд адмиралтейства, получивший особое значение в связи с превращением Англии в XVI в. в крупнейшую морскую державу. Данный суд рассматривал гражданские дела, связанные с морской торговлей, и уголовные дела о преступлениях, совершенных на английских судах.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1392;