Эстетическое воспитание школьников

Спорят ли о вкусах, читатель? Да, спорят. Эстетические вкусы, ценно­сти, идеалы, культура толпы, массовая культура, получившая огромное рас­пространение в XX в., обсуждается и осуждается, подвергается резкой кри­тике со стороны ученых, интеллигенции, представителей, так сказать, вы­сокой культуры. Проблема в том, что в XX в. начался и продолжается, как считают культурологи, социологи и другие специалисты, кризис культуры вообще и эстетической культуры, искусства, в частности. Он состоит в том, что искусство, основной носитель, агент формирования эстетической куль­туры, превратилось в товар. Ценность произведения искусства измеряется егоспособностью развлекать и быть проданным, тогда как в прошлом ис­кусство прежде всего ценилось за способность возвышать, облагораживать людей, за то, что оно вызывало высокие чувства, служило средством позна­ния жизни. Согласно эстетической теории восприятие прекрасного, искус­ство — способ отражения и познания мира человеком через эстетическое переживание, эмоции. Состояние духовного, эмоционального потрясения, нравственного очищения и возвышения зрителя античной трагедии греки назвали катарсисом.

О кризисе искусства блестяще писал великий социолог П. Сорокин еще в3(Ье гг. прошедшего столетия. Искусство «... вынуждено фактически пре­небрегать всеми религиозными и моральными ценностями, так как они редко бывают «развлекательными» и «забавными»... Из царства абсолют­ных ценностей оно опускается до уровня производства ценностей товар-


ных... Искусство становится лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки и им подобных»1.

Внешнее выражение кризис культуры находит в таком явлении, как массовая культура, в которой художественная, эстетическая продукция, то­вар, живут по законам спроса и предложения. Массовая культура проникла во все виды искусства: литературу, кино, музыку, театр, изобразительное искусство. Массовый потребитель ценит в искусстве детектив, любовный роман, мюзикл, комикс, эстраду, шлягер — все то, что приятно развлекает и на языке подростков, не «грузит», т. е. не заставляет напрягаться ум­ственно и эмоционально. Чтобы всегда отвечать спросу, продукция массо­вой культуры должна захватывать внимание, интерес потребителя. Для это­го современная массовая культура все более изощряется, играет на низких чувствах зрителя: все больше насилия, патологии, эротики, точнее порно­графии, мистики — словом, хорошо все то, что, опять-таки на языке этой культуры, «цепляет», т. е. заинтересовывает, заставляет смотреть тот или иной канал ТВ.

Наряду с массовой культурой существует молодежная субкультура, ко­торая имеет много общего с первой, но и отличается от нее. Трудно отде­лить, да, вероятно, и не надо, эстетические вопросы в культуре от нрав­ственных, социальных, гражданских, правовых. Более всего нравственные и эстетические вкусы и ценности молодежи проявляются в моде, внешнем облике, в поведении и общении (дружеском и публичном), в музыкальных пристрастиях, во времяпрепровождении, образе жизни.

Все это видно всем нам в повседневной жизни и в СМИ, приведем только несколько деталей. Внешний облик представителей разных групп, неформальных направлений нарочито антиэстетичен, рассчитан на эпатаж, на конфликт, на устрашение: крашеные гребни волос, металл на кожаной одежде и он же на лице, голове, животе и прочих местах; одежда большого размера и иллюзорно огромного размера; бритая голова, камуфляж, тяже­лые ботинки и т. д. Эстетичным считается стоять в кругу с пивом, сигаре­тами и сплевывать в центр. Все знают, что такое диско-клуб, куда ходят средние и старшие школьники: оглушительная музыка и специфический свет, алкоголь, наркотики, дух агрессии и секса. Социологи изучали цен­ности, отраженные в текстах рок-музыки (не говорим уже о самой атмо­сфере рок-концерта). Первая ценность — сама музыка и уход от жизни: «металлический рай», «тяжелый нектар», сны, ирреальное, алкоголь, нар­котики, секс. Второй комплекс ценностей — агрессия, черный юмор, ци­низм, вандализм, насилие, ненависть. Ярко выражены также мотивы смер­ти, самоубийства, одиночества, страха, гибели2.

Для взрослых, которые думают о настоящем и будущем жизни людей на земле, такая эстетика и мораль, мягко сказать, неприемлемы. Есть, однако, взрослые, которые молодежную эстетику в моде, музыке, образе жизни, поведении поддерживают и поощряют, потому что делают на этом деньги. Эти люди всегда видны на телеэкране, их занятие так и называется — шоу-

' Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 452. 2 Там же. С. 345.


бизнес. К сожалению, это явление — эксплуатация подростковой незрелос­ти — подтверждает сказанное выше: главное — продать. Происходит ком­мерциализация и дегуманизация искусства, культуры и самой жизни. Это тот фон или та среда, в которой школа, система образования, родители и само общество должны решать вопросы эстетического воспитания детей и подростков, это является предметом тревоги, проблемой для тех, кто зани­мается воспитанием.

Что же может сделать школа, другие социальные институты и ты, чита­тель, в области эстетического воспитания? Общий ответ такой. Несмотря на тяжесть проблемы, школа должна делать свое дело: передавать, приви­вать культурные, эстетические ценности прошлого, великих образцов клас­сического искусства, ценности культуры так называемого образованного слоя общества. Кроме классического искусства, к традиционной, так ска­зать, культуре следует отнести народную культуру, фольклор с его богатым воспитательным потенциалом, а также духовную культуру в религиозном, а не светском значении слова «духовный». Школа вообще консервативна, ее задача — передать традицию, конечно при этом учитывая современную ситуацию и выбирая адекватные средства. Гете говорил, что молодежь на­чинает с истории, с общего, с истоков. Школа делает прививку культуры, вводит противоядие, тем самым оберегая от слишком поспешных шагов неокрепшей юности в современность и давая ей основу, опору для само­стоятельного освоения мира.

Итак, эстетическое воспитание процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эсте­тических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области ис­кусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;

эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оце­ночным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эс­тетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

эстетические вкусы — способность оценивать произведения искус­ства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;

эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержа­ние эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вку­сов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эс­тетических умений, творческих способностей. Как уже сказано, задачи эс­тетического воспитания тесно связаны с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реа­лизуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музыки, Изобразительного искусства. В школах сегодня имеется курс «Мировая ху­дожественная культура» для учащихся средних и старших классов, в кото-


ром учитель располагает богатейшими возможностями для эстетического воспитания, изучая с подростками шедевры литературы, музыки, архитек­туры, живописи. Учителя и школы, специалисты могут разрабатывать свои курсы и делают это. Так, к факультативному преподаванию допущен курс М. Новицкой «Народоведение» для начальной школы, где дети знакомятся с русской этнографией, традиционной национальной бытовой культурой, крестьянским годовым циклом, в котором тесно слились народная и пра­вославная культура. Сейчас разработаны несколько курсов по основам пра­вославной культуры (Л. Л. Шевченко, А. В. Бородина и др.), эстетическая и нравственная культура в них формируется в первую очередь через эмоцио­нальные переживания ребенка при знакомстве с мировой и русской живо­писью, музыкой.

Трудно переоценить эстетические занятия, деятельность детей во вне­урочное время. Школьные педагоги имеют возможность проводить инсце­нировки, конкурсы, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, походы на природу и по историческим и художественным памятникам и многое дру­гое. Организуется также работа кружков, студий, создаются группы художе­ственной самодеятельности, ансамбли, наконец, школьные театры.

Все детали школьного спектакля, ученический самодеятельный театр, сделанный по законам взрослого, приобщает школьников к национальной и мировой художественной культуре, развивает их эстетические вкусы, в значительной мере защищает от массовой культуры, пошлости. Театраль­ные кружки, студии всегда были в школах, есть и сегодня. Так, в одной из московских школ еще в 60-е гг. был создан и работал много лет «Школь­ный поэтический театр» — ШПТ, спектакли которого отличались прекрас­ным эстетическим и нравственным содержанием (звучали лучшие русские стихи) и чрезвычайно высоким уровнем исполнения. Руководил им и до сих пор занимающийся театром со школьниками учитель литературы Ю. А. Халфин1.

Природа, труд, техническая эстетика тоже являются средством эстети­ческого развития детей, равно как и совместный досуг, деловое и друже­ское общение детей со взрослыми, подростковые движения и объединения.

Огромную роль в эстетическом воспитании детей играют музеи, театры и учреждения дополнительного образования: центры, Дома творчества, ху­дожественные и музыкальные школы, студии (кроме «фабрики звезд» и других образцов массовой культуры). Широко известна развивающая и об­разовательная работа Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, музеев Петербурга и других городов. Учреждения дополнительного образования занимаются художественным воспитанием и образованием детей, реже взрослых. Художественное образование, буду­чи частью эстетического воспитания, использует в основном средства ис­кусства и все средства процесса обучения.

Школа и учителя не должны надеяться на работу музеев. Для эстетиче­ского воспитания надо сделать обязательным и регулярным посещение ху­дожественных музеев школьниками, особенно в больших городах. Сложнее

1 Халфин Ю. А. Воспитание гармонией. М., 1978. 120


в малых городах и селах, но сегодня все больше компьютеров. Они тоже средство эстетического воспитания: через Интернет можно видеть шедевры музеев мира, есть и образовательные, развивающие компьютерные по­собия, энциклопедии (диски, программы в разных форматах), служащие удовлетворению и развитию художественных потребностей и способностей. Конечно, для учеников с их родителями и учителями должно быть нормой регулярное посещение театра, концертов серьезной, классической и совре­менной, народной музыки.

Показателями эстетической воспитанности являются желание человека читать художественную литературу, ходить в музеи и на выставки, слушать серьезную музыку (И. С. Баха, П. И. Чайковского, Р. Щедрина и др.). Эс­тетически воспитанный человек обычно и сам занимается каким-либо ви­дом искусства, творчеством, создает новое, развивая лучшие традиции про­шлого.

6. Физическое воспитание молодежи

Поставим сразу вопрос шире: речь следует вести не только о развитии у человека двигательных умений, силы, ловкости, которые во многом фор­мируются естественно при нормальном образе жизни, и не о здоровье в уз­ком смысле, т. е. отсутствии морфологических и функциональных измене­ний. Речь должна идти о формировании здорового образа жизни, культуры тела и духа. По существу, вопрос полноценного физического развития рас­тущих поколений — это проблема экологии человека, сохранения его как вида. Не случайно и в античной Греции, и в культурах других народов фи­зическое воспитание стояло наряду с умственным, нравственным и эстети­ческим. О связи физического развития с интеллектом и сознанием писал создатель научной системы физического воспитания в России П. Ф. Лес-гафт. Современные психолого-педагогические и медико-биологические ис­следования убедительно доказывают единство физического, умственного, эмоционального развития человека.

На первое место среди задач физического воспитания современная пе­дагогика, в союзе с другими социальными и медицинскими отраслями зна­ния, ставит вопрос о здоровье людей. Недавно возникла даже межнаучная дисциплина валеология, изучающая проблемы здоровья человека. В России с 1994 г. выходит журнал «Школа здоровья», публикующий материалы по разным аспектам здоровья школьников, в том числе по образовательным программам в области здоровья, т. е. о том, как обучать детей и взрослых сохранению и укреплению здоровья. Медики, психологи и социологи раз­личают, кроме физического и физиологического здоровья, психическое, нравственное, духовное. Наука понимает здоровье не как отсутствие болез­ни, а как способность активно жить, как состояние благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно видеть связь физической культуры, развития организма, здоровья и образа жизни, поведения чело­века.

Ученые доказывают, что здоровье не столько счастливая случайность, сколько следствие самовоспитания, поведения, стиля жизни, взглядов на


жизнь, это способность к развитию, совершенствованию. Поэтому здоро­вью надо учить'.

В настоящее время, примерно со второй половины XX в., в физическом и нравственном развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно:

• ухудшение здоровья, заболеваемость, неудовлетворительное физи­ческое развитие;

• прямо-таки эпидемическое распространение курения, алкоголя, наркотиков;

• увеличение числа психически нездоровых молодых людей, групп молодежи с девиантным поведением.

Можно сказать, значительная часть молодежи школьного возраста и студентов ведет нездоровый образ жизни: недостаточность физических на­грузок, пребывание в закрытом помещении, втом числе у компьютера, от­сутствие контактов с живой природой, нездоровое питание, отсутствие со­циально ценной деятельности, смысла жизни, пустое времяпрепровожде­ние, табак, пиво, грубая речь.

В широкой печати и в специальной литературе сообщается о наиболее распространенных болезнях молодежи: хронические болезни желудка и ор­ганов дыхания, зрения, нарушение осанки и др. Делаются пугающие выво­ды о том, что очень мало детей школьного возраста практически здоровы. Еще более тревожат данные о росте показателей по венерическим заболе­ваниям, ВИЧ-инфекции, гепатитам, абортам, беременности школьниц. Эти заболевания и явления есть прямой результат образа жизни, в которой для многих на первом месте «психотропные удовольствия» и ранняя поло­вая жизнь. Подобное медики называют болезнями поведения. Все эти «увлечения» несовершеннолетних граждан общество должно считать откло­няющимся поведением, т. е. противоречащим социальным нормам.

Следует указать на две основные группы причин нездорового состояния части детей и школьной молодежи. Это социальные и педагогические при­чины. К первым относится общее социально-экономическое положение в России, низкий уровень жизни большинства населения и нездоровая мо­рально-психологическая атмосфера в обществе, втом числе безответствен­ное поведение взрослых. Среди педагогических причин надо назвать такие: перегрузка учебных планов школ и вузов (слишком много дисциплин и аудиторных занятий); мало уроков физкультуры и внеурочных оздорови­тельных и спортивных занятий; в больших городах часто нет условий про­водить уроки физкультуры на воздухе. Все сказанное делает проблему фи­зического воспитания сложной и комплексной.

И тем не менее образовательные учреждения всех уровней, а также уч­реждения дополнительного образования, общественные, спортивные орга­низации, предприятия, органы федерального и местного управления про­водят работу по физическому воспитанию.

Физическое воспитание — это процесс организации оздоровительной и по­знавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоро-

1 Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию здоровья // Школа здо­ровья. 1998. № 1.


 


вья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале, гармонически развитом человеке, знание о единстве тела и духа и система дея­тельности по сохранению здоровья, развитию духовных и физических сил.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспи­тание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и антич­ные учения о гармоническом развитии человека, о духовно-нравственном и физическом совершенствовании человека. На эти традиции опирается фи­зическое воспитание в современных обществах. Для совершенствования теории физического воспитания в современной России важно использо­вать весь спектр культуры и знаний в этой области: научные теории, народ­ные традиции и культуру, философско-религиозные учения и системы со­вершенствования человеческого духа и тела. Анализ народного опыта и учений прошлого показывает, что здоровое и гармоническое развитие лич­ности зависит от искусства дыхания, движения, питания и все вместе от сознания человека.

К задачам и содержанию физического воспитания в школе относятся:

• развитие основных двигательных качеств, умений и навыков;

• обеспечение правильного физического развития, укрепление здоро­вья, закаливание, повышение работоспособности;

• воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом;

• формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к понима­нию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому об­разу жизни;

• формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Систему физического воспитания в школе составляют физические уп­ражнения, а также знания, приобретаемые в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства физического воспитания включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).

Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки наряду с убеждением, инструкциями, положи­тельным примером взрослых. С помощью последних у учащихся формиру­ются знания, потребности, личные качества, способствующие их правиль­ному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима дня в школе и дома.

К сожалению, уроки физкультуры в России носят излишне академиче­ский, спортивный характер, т. е. у нас больше искусственных гимнастиче­ских упражнений на снарядах. Это имеет отрицательные стороны: не все дети могут выполнить нормы и потому негативно относятся к занятиям; кроме того, на уроке слишком мало времени для активной работы каждого ребенка, если снаряд один на тридцать человек. Более активное использо­вание подвижных, народных и спортивных игр целесообразно на уроках физической культуры. Большие возможности для физического развития и


просвещения детей в области физического самосовершенствования имеет внеучебная работа: ежемесячные дни здоровья для всей школы, кружки, секции, соревнования, туристические походы, прогулки, игры на воздухе и др.

Физическое воспитание, как мы сказали, тесно связано с формировани­ем здорового образа жизни школьников. Напомним, речь идет о предупрежде­нии, профилактике вредных привычек и поведения, которые оказывают разрушительное воздействие на физическо-физиологическое здоровье и имеют серьезные морально-психологические и социальные последствия. К этим привычкам и поведению, повторим, относятся: курение, употребле­ние алкоголя, наркотиков, ранняя половая жизнь и неразборчивое сексу­альное поведение, сексуальная распущенность. Такое поведение ведет к противоправным действиям, к беременности несовершеннолетних и со­циально незрелых девочек, соответственно к абортам, к оставленным в Доме малютки детям, к заболеваниям, передающимся половым путем. Следовательно, задача школы и общества по формированию здорового об­раза жизни — это привитие резко негативного отношения к такому поведе­нию и образу жизни, его категорического неприятия и одновременно утверждение в сознании молодежи социально одобряемых ценностей и по­ведения, не вредящего здоровью.

Средняя школа, образовательные учреждения могут проводить такую работу, но при помощи специалистов, при наличии соответствующей сис­темы и подготовки учителей. Предупреждать названные отклонения в по­ведении учащихся учителя могут в процессе преподавания почти всех пред­метов: на уроках ботаники, биологии, анатомии, химии, физики и даже математики, с одной стороны; на уроках литературы, истории, права, об­ществоведения, музыки, физкультуры, безопасности жизни, с другой сто­роны. Задача учителей в том, чтобы дать информацию о «саморазрушитель­ном поведении», о средствах, «вызывающих химическую зависимость», сформировать способность к самоконтролю, способствовать интериориза-ции социально одобряемых ценностей и индивидуально приемлемых норм поведения.

Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. На Западе имеются многочисленные курсы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России был некоторое время предмет «Этика и психология семейной жизни», который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Основой формирования здорового образа жизни в деятельности учите­лей должны быть глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Содержание такого обуче­ния и воспитания не должно сводиться к «анти», т. е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоро­вой, гармонической и счастливой жизни каждого. Учителя должны исполь­зовать все средства просвещения и пропаганды: не только лекции и объяс­нения, но и наглядные пособия, аудиовизуальные материалы, дискуссии, игры, в том числе и личное влияние, пример. Учителя не должны курить,


не говоря уже об алкоголе и наркотиках. Школьные психологи и учителя могут проводить тренинги по выработке поведения, сохраняющего здоро­вье и способствующего личностному росту.

Во внеурочной работе школы также имеются значительные возможно­сти для антиотравляющего воспитания, для предупреждения губительного поведения подростков. Главным условием такой работы, помимо пропа­ганды и просвещения, является создание условий для альтернативного по­ведения, свободного от вредных модных увлечений, от зависимости. Име­ется в виду главный закон воспитания — воспитывать, вовлекая в деятель­ность. Лучшее, что может сделать школа, — организовать интересную и содержательную жизнь детей и подростков, предоставить возможности для разнообразных занятий: познавательных, исследовательских, художествен­ных, технических, спортивных и др. Конечно, в этом школа должна тесно сотрудничать с общественными организациями и государственными учреж­дениями, а также обучать и привлекать родителей.

Особого внимания в проблеме формирования здорового образа жизни требует половое воспитание — система воспитательной и просветительской работы в целях формирования полового поведения, отвечающего нормам обще­ства, и подготовки к семейной жизни.

Проблема полового воспитания является комплексной и сложной в силу ряда социокультурных и педагогических факторов, общей либерали­зации жизни, и в частности из-за сексуальной революции. Главные тревожа­щие проявления остроты и сложности проблемы таковы: снижение мораль­ных требований в отношениях полов, пропаганда полной свободы полового поведения, кризис семейных отношений, внебрачная беременность несовер­шеннолетних, венерические заболевания, преступления на сексуальной поч­ве, проституция. Названным определяются задачи полового воспитания:

• формирование полоролевой идентификации мужского и женского поведения;

• формирование психосексуальной и моральной культуры поведения в соответствии с нормами национальной культуры;

• подготовка к ответственному супружеству и родительству.

Также важно сформировать сознание связи сексуального поведения со здоровым образом жизни, со свободой от разрушающих здоровье и лич­ность привычек.

Решая эти задачи, школа, во-первых, может и должна обучать, просве­щать и, во-вторых, воздействовать на поведение, воспитывать. Для этого, считают специалисты, недостаточно общеобразовательных предметов, необ­ходимы программы по половому просвещению и воспитанию всех детей Школьного возраста. Такие программы имеются в школах многих стран Мира, есть они и в России (см. Д. В. Колесов, В. Е. Каган). Пока проводи­лись и проводятся экспериментальные занятия по ним, и результаты оцени­ваются неоднозначно. Есть много проблем по содержанию информации, по срокам сексуального просвещения (возраст детей), по подготовке учителей К проведению занятий, наконец, по отношению к этим программам общества.

В 1995 г. Министерство образования ввело в ряде школ эксперимен­тальные курсы полового просвещения, что привело к скандалу и отступле­нию его сторонников. По мнению большинства специалистов и обще-


ственности, методология, содержание и методика программы, рекомендо­ванной министерством, не могут быть принятыми в российских школах. Программа не просвещает, а развращает, стимулирует сексуальную актив­ность детей и подростков, провоцирует раннюю половую жизнь, иначе го­воря, дает обратный ожидаемому результат. Дело в том, что в науке имеют­ся три модели полового просвещения: либеральная, ограничительная и де­мократическая. Отвергнутая программа была либеральной, что означает: можно сообщать всю информацию и без всяких моральных оценок. Тогда дети узнают не только то, в чем они действительно нуждаются и что будет служить их правильной половой социализации, но и вообще все о сексу­альной жизни людей, в том числе о, мягко сказать, нестандартных ее фор­мах. При этом им объясняется, что все формы и пути одинаково хороши.

Ограничительно-охранительная модель полового просвещения предпо­лагает: чем меньше информации, тем лучше; есть определенное поведение в отношениях полов, ему надо следовать. Согласно демократической моде­ли полового воспитания молодежи следует сообщать только то, что требу­ется знать в каждом возрасте, обосновывать нормы поведения, убеждать, предоставлять выбор и одновременно формировать чувство ответственно­сти за свое поведение1.

Половым просвещением в школе должны заниматься специалисты, учителя же и родители должны заниматься в первую очередь нравственным воспитанием детей, так как сексуальное просвещение, равно и занятия фи­зическими упражнениями, спортом, вне морально-психологического и со­циального контекста дают скорее негативные результаты.

Таким образом, мы пришли к началу — нравственному и гражданскому воспитанию, ибо нездоровые привычки и поведение ведут к нарушению нравственных норм, к девиантному (отклоняющемуся) поведению, а даль­ше и к правонарушениям. Необходимо единство всех направлений воспи­тания, комплексный подход к организации воспитательной работы в систе­ме образования и в обществе. Вместе с тем анализ проблем в воспитании, обзор главных социальных ценностей, составляющих основу содержания воспитания, позволяет уяснить педагогам, родителям и всем членам обще­ства, ответственным гражданам страны актуальность конкретных воспита­тельных задач и пути их решения школой.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте значение слов «содержание воспитания» и подходы к нему.

2. Опишите задачи и пути решения нравственного и эстетического воспитания школьников.

3. Назовите проблемы в гражданском воспитании подростков, охарак­теризуйте формирование политической и правовой культуры.

4. Опишите особенности трудового воспитания современных подрост­ков и возможности их профессиональной ориентации.

5. В чем состоят проблемы физического воспитания, формирования здорового образа жизни подростков?

1 Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М, 1991. С. 222.


Основная литература

1. Газман О. С, Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя. М., 1992.

2. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценно­стей, Самара, 1997.

3. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьников. М., 2002.

Дополнительная литература

1. Кульневич С. В., Лакодекина Т. 77. Воспитательная работа в современ­ной школе. Воспитание: от формирования к развитию. М., Росгов-на-До-ну, 2001.

2. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Ни­колаевича. М., 1994.

3. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

4. Крылова 77. Б. Культурология образования. М., 2000.

5. Шнекендорф 3. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 2001.








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 897;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.035 сек.