Соотношение правовой идеологии и правовой психологии

Психологическая сторона правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение к тем или иным правовым изменениям. Массу примеров для подтверждения вышесказанного дают, нам правовые отношения стран Востока, где основой права является религия, прочно закрепившая представления общества о праве, правовом статусе представителей различных социальных групп, положении женщины и т.д. И самым важным на наш взгляд, является тот факт, что человек в своем сознании, в своем мировоззрении ощущает себя носителем именно этих прав, и именно этих правовых отношений.

Правая идеология и правовая психология всегда отражают определенный конкретно-исторический характер общественных отношений, и, говоря о правовой идеологии необходимо говорить и об очень близком понятии - политической идеологии государства. Обладание властью требует ее легитимности, в том числе и в духовной сфере. Выполняя эту задачу, идеология приспосабливает теорию, "подгоняя" ее к непосредственным нуждам государственных интересов, и превращает ее в орудие идеологической обработки массового сознания. Особенно наглядно подмена правовой идеологии - политической отражена в истории тоталитарных режимов.

Правовая психология влияет на формирование правового сознания и права в целом. Правовая идеология играет так же немаловажную роль. Экономическое и политическое развитие общества, с одной стороны, формирует соответствующие правовые отношения, а с другой - невозможно без них, и правовая идеология, в данном случае, является двигателем прогрессивного развития общества, т.к. правовая психология, как часть психологии в целом, является наиболее консервативным и устойчивым элементом общественного сознания. Так, сегодня мы можем наблюдать жизнь обществ, в своем развитии остановившихся на уровне первобытно-общинного строя, несмотря на то, что эти общества территориально граничат с районами, далеко ушедшими по пути цивилизации. Такое соседство должно было бы оказать влияние и подтолкнуть к развитию экономические, политические и общественные отношения, но этого не происходит, т.к. в их основе лежит консерватизм правовой психологии с ее традициями и вековыми устоями.

Правовая психология и правовая идеология находятся в решающем взаимодействии, и для гармоничного развития правовых отношений общества должны "работать синхронно", т.к. "перевес" одного из начал правового сознания влечет за собой негативные последствия для общества в целом. Так, Россия, к середине XIX века имела все условия для того, чтобы развиваться как индустриальная держава, что поддерживалось и общественным правосознанием, т.е., по системе Л.И.Петражицкого, правовой психологией. Однако серьезным препятствием на пути этого развития стояло право, утверждавшее положения крепостного права, которое государство, как носитель правовой идеологии, не решалось отменить, т.к. это потребовало бы создания новой правовой базы, отражающей новые общественный отношения.








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1699;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.