Формирование общественных отношений.
Табу на близкородственные связи – первый в роду простейших нравственно-социальных запретов, возникших в глубокой древности. Табу различаются тремя существенными признаками:
1. Нравственно-социальные запреты касаются всех членов родовой общины, как слабых, так и сильных, тогда как в стаде, «недозволенное» существует лишь для слабейших
2. Они принципиально несводимы к инстинкту самосохранения, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные (самоограничение), а иногда даже и самоубийственные (самопожертвование).
3. Они имеют характер обязательств, нарушение которых ведет за собой кару, исполняемую общиной как целым. Это – остракизм, т.е. поголовное отвращение от преступника, изгнание его из племени.
Можно выделить три простейших нравственно-социальных требования: 1. запрет на инцест, 2. абсолютный запрет на убийство соплеменников, 3. требование поддержания жизни и прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. В ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию.
Проблема смерти.
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего существования, человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Смерть вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины человеческого мира. Человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Эта тема как правило занимает центральное место во всей культуре и творчестве человека.
В наши дни социально-этические и нравственно-гуманистические аспекты проблемы смерти привлекают к себе возрастающее внимание в связи не только со все более широко осознаваемыми и обострившимися личностными дилеммами и альтернативами бытия, но и с успехами биомедицинских исследований, в частности реаниматологии, способствующей возвращению к жизни людей, в том числе даже находившихся в состоянии клинической смерти. Уже сейчас многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, как наука о жизни, была дополнена новыми представлениями о биологии смерти.
В какой-то мере проблема, да и сам термин «право на смерть» звучит парадоксально – ведь на протяжении веков предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное – право на жизнь. Добровольный уход из жизни – самоубийство – осуждалось и осуждается не только религией, психиатрией, вплоть до того, что самоубийц запрещается хоронить на кладбище. Однако до сих пор вопрос о выборе права на жизнь или смерть остается не только правом добровольного выбора, но и сложнейшей социальной проблемой, в которой задействованы не только проблемы ответственности, но и отчуждения (продукт творчества может стать враждебным его создателю).
Проблема жизни.
Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая форма, но включающая их в снятом виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т.п.).
Известен ряд концепций происхождения и сущности жизни:
1. Креационизм (Линней, Кювье) – жизнь суть творение высшей сущности.
2. Витализм, восходящий к учению об энтилехии тела Аристотеля, пытающийся объяснить процессы жизни действием нематериальной «жизненной силы», «жизненного порыва (Бергсон), аналогичные идеи высказывались представителями эмерджентной эволюции (философии экстремальных ситуаций) и холизма (философия целостности, согласно которой миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности, формы материи обновляются, преобразуются, развиваются не оставаясь никогда постоянными, таким образом холистический процесс отвергает закон сохранения материи.
3. К концепциям, свойственным метафизическому материализму относят гипотезу С.Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К.Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи.
4. Теория, выдвинутая Опариным, предполагающая первоначальное образование белково-подобных комплексных коллоидных систем – коацерватов, а затем первых живых тел.
Среди материалистических теорий, предназначенных для объяснения механизма развития органического мира, важнейшими являются учение Ж.Б.Ламарка и неоламаркизм об упражнении и неупражнении органов как источнике новых признаков организмов, приобретаемых или в процессе индивидуальной жизни и якобы наследуемых. Теория естественного отбора Ч.Дарвина.
Согласно данным современной науки, в результате соединения, возникших абиотическим путем аминокислот образовалась материальная система, состоящая из двух подсистем – управляющей и управляемой (ядра клетки и цитоплазмы). Вопрос – является ил жизнь на Земле уникальной остается открытым. Поиски проявлений жизни на других небесных телах солнечной системы до сих пор не увенчались успехом. Решение вопроса о том, является ли существующая на Земле жизнь требует экспериментального исследования и не может быть получено умозрительным путем.
Лекция № 10
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 681;