Крупный — глаза человека, часы на руке, кисть музыканта на грифе скрипки.
Аналогично зрительным различают звуковые планы. Классификация звуковых планов менее детализирована. Она включает в себя
-общий или дальний звуковой план,
-средний или нормальный звуковой план,
- крупный или ближний звуковой план.
Общий или дальний план используют для создания эффекта расширенного пространства, например, в случаях, когда нужно передать массовое действие, шум толпы, гул голосов, батальные сцены, бурю, грозу. Эти звучания характеризуются силой и мощью. Общий звуковой план уместен в финалах крупных симфонических произведений. Сухая акустическая обстановка создаст для такой музыки тесную, бедную звуковую среду.
Средний звуковой план является основным при передаче драматических спектаклей и камерной музыки. Средний звуковой план характеризуется примерно равенством плотностей энергий прямого звука εпр и диффузного звука εд. Отношение этих плотностей энергий выражают параметром, называемым акустическим отношением
R = εд/ εпр.
Крупный или ближний звуковой план служит для выражения внутренних чувств человека. Он уместен при передаче музыкальных произведений лирического характера — романсов, "песенок настроения".
Ближним планом широко пользуются эстрадные исполнители.
Краткая сводка особенностей звуковых планов представлена в табл. 12.1.
Таблица 12.1
Звуковой план | Акустическое отношение | ^ Кажущаяся величина источника | Кажущийся размер пространства | Производимое впечатление |
Общий или дальний | Велико: 5-6 и больше | Меньше действительного | Наибольший | Впечатление большого пространства и мощи |
Средний | Близко к единице | Нормального размера | Соответствует натуре | Естественное впечатление, соответствующее реальному присутствию |
Крупный или ближний | Близко к нулю | Больше действительного | Наименьший | Близость, интимность, ограниченность в пространстве |
Если действие переносится из помещения на открытое пространство, соответственно должна меняться акустическая обстановка, меняться звуковые планы.
В монофоническом звуковом вещании различия звуковых планов усиливают впечатление достоверности происходящего. Более широкие возможности предоставляет стереофония. К звуковым планам разной глубины добавляется размещение кажущихся источников звука по ширине воображаемой сцены. Этот эффект в некоторой степени возмещает отсутствие зрительных ощущений.
Несоответствие звуковых планов зрительным и отсутствие звуковой перспективы особенно заметны в телевизионных постановках.
Сцена изображает открытое пространство, где не может быть реверберации, а диалог героев слышен с отзвуком, присущим помещению. Бывает наоборот, сцена изображает гулкое помещение — заводской цех, храм, подземелье, а диалог звучит без отзвука, "сухо", "стерильно".
Уход от правды жизни снижает художественный эффект, ухудшает эмоциональное состояние зрителей и даже раздражает их.
Особенности восприятия и воздействия видеопрограмм на зрителей
Человек думает и мыслит, прежде всего, визуальными образами. Когда мы что-либо вспоминаем, то перед нами встает зрительная картинка. Именно поэтому передача информации в виде визуальных образов является не только самым древним способом подачи информации, но и самым эффективным. Но одновременно с этим человеческое сознание устроено таким образом, что оно не может долго сосредотачиваться на статическом, неподвижном образе. Это связано с тем, чтонаше сознание настроено на восприятие и анализ, прежде всего, динамических визуальных образов – именно они являются наиболее важными для нашей жизни
Некоторые исследователи полагают, что с развитием речи язык зрительных образов отошел на второй план, ушел, главным образом, в область подсознатепьного восприятия.. Психологи предупреждают: с изображением, воздействующим на область подсознательного, нужно обращаться осторожно.
При просмотре видеоряда человек получает образы восприятия в готовом виде, поскольку по причине высокой скорости предъявления изображения недостаточно времени для формирования образов представления.
При восприятии видеопрограмм визуальный и словесный материалы совмещаются, что требует мыслительных затрат и, прежде всего, оптимального, достаточно медленного темпа предъявление обоих стимулов, поскольку при быстром восприятии материала (на слух и зрительно) отсутствует глубокое осмысление получаемой информации из-за постоянного переключения внимания от визуальных элементов сообщения к словесным и наоборот.
Поэтому содержание речи воспринимается отдельными фрагментами, что препятствует формированию целостного образа исходного содержания. В результате снижается объем содержания в воспринятом аудиовизуальном сообщении.
В связи с этим были экспериментально определены виды аудиовизуального восприятия, в виде связанного или фрагментарного восприятия. Для первого характерно последовательное наращивание отдельных элементов содержания, что предполагает рассмотрение каждого из них как непосредственного логического развития предыдущего.
При фрагментарном виде восприятия воссоздаваемое содержание представляет собой воспроизведение его фрагментов как ряда отдельных представлений без определения их целостной и связной содержательной структуры, логической последовательности и дифференциации по степени значимости.
Экспериментальновыявлены два способа построения целостного образа в результате аудиовизуального восприятия: интерпретирующего способа и эмоционально-оценочного способа.
Интерпретирующий способ построения целостного образа связан с процессом создания образа воспринимаемого материала на основе опыта собственной познавательной деятельности и предварительных знаний в данной области.
Для эмоционально-оценочного способа характерно произвольное создание собственного варианта сообщения (нередко весьма отдаленного от оригинала) за счет «приписывания» предъявляемому сообщению воображаемого содержания, основанного на эмоционально-личностном аспекте его восприятия.
Исследования выявили, что при аудиовизуальном восприятии существует приоритет фрагментарного вида восприятия и эмоционально-оценочного способапостроения целостного образа над связным видом восприятия и интерпретирующим способом построения целостного образа.
У нас в стране и за рубежом ведется поиск режимов работы телевизионного оборудования, обеспечивающего качественное восприятие зрителем значительного количества информации. В этой области отмечаются следующие тенденции:
- При разработке аудиовизуальных программ в них закладываются модели психофизического плана, которые учитывают особенности физиологии зрения, слуха и мышления аудитории. При этом опираются на два типа памяти человека (логическую и ассоциативную),а также на целый ряд других принципов и механизмов мышления.
- Существует стремление добиться максимального эффекта сопричастности зрителя к ситуациям, изображаемым на экране. При этом сложились определенные соотношения между полнотой имитации «эффекта присутствия» и стоимостью телевизионной аппаратуры
Фиксация внимания зрителя с помощью различных средств художественной техники (растяжки кадров, мультипликации, монтажа фактографической и образной фотографии и т. д.). - Воздействие на интеллект и поведение зрителя осуществляется в четырех направлениях: на сознание, на подсознание, на ощущения и чувства. Привлечение внимания зрителя осуществляется путем: - создания на экране зрительных (световых, цветовых, яркостных, семантических и т. д.) контрастов в пределах световых частот, воспринимаемых человеком; - создания слуховых (звуковых и звуко-семантических) контрастов в области звукового, диапазона частот; - создания на экране необычной (конфликтной, динамической и т. д.) ситуации; - активизации природной человеческой любознательности (показа фантастических кадров, моды, стиля и т. д.); - создания комических ситуаций.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 643;