Понятие, общая характеристика и виды экологических преступлений
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» подчеркивается, что правильное применение законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования обеспечивает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду[260].
Видовым объектом экологических преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок восстановления и рационального использования природы. Под природой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Этим понятием не охватываются антропогенные объекты, созданные человеком для удовлетворения материальных и иных потребностей и не обладающие свойствами природной среды.
Соответственно, непосредственным объектом конкретных экологических преступлений будут являться общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок восстановления и рационального использования конкретных компонентов природы: атмосферы, гидросферы, литосферы, флоры и фауны.
Предметом экологических преступлений являются естественные элементы природной среды (земля, её недра, атмосфера, воздух, воды, растительный и животный мир). В некоторых случаях предметом экологического преступления выступают особо охраняемые природные территории и природные объекты (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и т. д.).
Если предметом преступления являются природные ресурсы, в которые вложен труд человека, и они обособлены от окружающей природной среды (рыба, которую разводят в бассейнах предприятия, звери в зоопарке, пиломатериалы и т. п.), то такие деяния являются преступлениями против собственности.
Объективная сторона экологических преступлений характеризуется нарушением правил, устанавливающих порядок восстановления и рационального использования природной среды. Подавляющее большинство норм, содержащихся в главе 26 УК, носит бланкетный характер. В п. 1 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 отмечается, что «при рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования. Судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья)».
По конструкции составы большинства экологических преступлений носят материальный характер. Так, в ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч.ч. 1 и 2 ст. 254 УК предусмотрено наступление последствия в виде причинения вреда здоровью человека, под которым понимается причинение вреда здоровью любой степени тяжести (легкого, средней тяжести или тяжкого) одному или нескольким лицам. В главе 26 УК имеют место и так называемые «составы угрозы», в которых преступление считается оконченным при наличии конкретной опасности реального причинения вреда, то есть при возникновении такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила (например, ч. 1 ст. 247 УК). Состав нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК) является формальным. Составы преступлений, предусмотренных ст.ст. 256 и 258 УК, сконструированы как формально-материальные. Так, пункт «а» частей первых этих статей предусматривает причинение крупного ущерба, а в пункте «б» последствий не предусмотрено.
В материальных составах и составах угрозы особое внимание приобретает установление причинной связи между деянием и наступившими последствиями или состоянием угрозы наступления последствий. В п. 41 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 обращается внимание судов на то, что «по делам, связанным с причинением вреда окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан, судам необходимо устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Для этого судам следует выяснять, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (например, в целях обеспечения функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения)».
Субъект экологического преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В некоторых случаях предусмотрена ответственность специального субъекта (например, в ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, п. «в» ч. 2 ст. 260 УК – совершение преступных деяний с использованием своего служебного положения). В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 разъясняется, что «к лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 256, частью 2 статьи 258 и пунктом "в" части 2 статьи 260 УК РФ, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением». Далее подчеркивается, что «использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими незаконных добычи (вылова) водных биологических ресурсов, охоты или рубки лесных насаждений. В связи с тем, что в указанных нормах специально предусмотрена ответственность за деяния, совершенные с использованием служебного положения, содеянное квалифицируется только по части 3 статьи 256, или части 2 статьи 258, или пункту "в" части 2 статьи 260 УК РФ без совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями 201 или 285, 286 УК РФ. В случаях, когда названные лица совершают иные экологические преступления, они должны нести ответственность по соответствующим статьям главы 26 УК РФ, а при наличии в их действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо превышения должностных полномочий содеянное квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями 201 или 285, 286 УК РФ».
Субъективная сторона большинства экологических преступлений характеризуется только неосторожной формой вины. Некоторые из экологических преступлений совершаются только умышленно, а ряд из них как умышленно, так и по неосторожности. В п. 4 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ говорится о том, что «исходя из положений части 2 статьи 24 УК РФ, если в диспозиции статьи главы 26 УК РФ форма вины не конкретизирована, то соответствующее экологическое преступление может быть совершено умышленно или по неосторожности при условии, если об этом свидетельствуют содержание деяния, способы его совершения и иные признаки объективной стороны состава экологического преступления. Например, преступления, предусмотренные статьей 246, частью 2 статьи 247, частью 1 статьи 248, частями 1 и 2 статьи 250 УК РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, тогда как преступления, предусмотренные частью 3 статьи 247 УК РФ, частью 2 статьи 248 УК РФ, частью 3 статьи 250 УК РФ, совершаются только по неосторожности». Только умышленной формой вины характеризуются экологические преступления, предусмотренные ст.ст. 256, 258, 260 УК.
Таким образом,под экологическими преступлениями следует понимать предусмотренные главой 26 УК РФ общественно опасные посягательства на общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок восстановления и рационального использования природы.
Дифференциацию экологических преступлений на группы необходимо, на наш взгляд, производить по характеристикам непосредственного предмета преступления, но учитывая несовершенство ряда составов, следует признать и некоторую условность их классификации.
Мы предлагаем следующую классификацию экологических составов преступлений, состоящую из трех групп и семи подгрупп:
1. Преступные посягательства на компоненты живой природы. К ним относятся:
1.1. Преступные посягательства на фауну: нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК); нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249 УК); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов – в части, касающейся животного мира (ст. 256 УК); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК); незаконная охота (ст. 258 УК); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации – в части, касающейся животного мира (ст. 259 УК).
1.2. Преступные посягательства на флору: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249 УК); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов – в части, касающейся растительного мира (ст. 256 УК); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации – в части, касающейся растительного мира (ст. 259 УК); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК).
2. Преступные посягательства на компоненты неживой природы. К ним относятся:
2.1. Преступные посягательства на атмосферу: загрязнение атмосферы (ст. 251 УК).
2.2. Преступные посягательства на гидросферу: загрязнение вод (ст. 250 УК); загрязнение морской среды (ст. 252 УК).
2.3. Преступные посягательства на литосферу: порча земли (ст. 254 УК); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК).
3. Экологические преступления не связанные с посягательством на конкретный компонент природной среды:
3.1. Экологические преступления, характерные для определенного вида деятельности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК).
3.2. Комплексные экологические преступления: нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК).
При анализе конкретных составов преступлений гл. 26 УК предложенная нами классификация будет соблюдена лишь относительно групп. Поскольку в некоторых статьях гл. 26 УК предметом преступления являются как представители флоры, так и фауны, такие составы преступлений анализируются полностью в одном из параграфов.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1344;