Философское осмысление глобальных
Проблем современности
Вы будете изучать:
♦ исторически изменяющиеся отношения общества и природы;
♦ глобальные проблемы современности;
♦ философские концепции современного общества и его будущего.
Цели модуля:
♦ познакомить с философскими представлениями о взаимоотношении общества и природы;
♦ представить смысл проблем, занимающих футурологов и глобалистов;
♦ проследить постоянное изменение взглядов философов на будущее развитие общества;
♦ научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития;
♦ развить способность самостоятельного анализа современных социальных проблем.
После изучения модуля вы сможете:
♦ понимать, какие философские системы стоят за разнообразными сценариями будущего развития человечества;
♦ различать типы философских позиций в понимании взаимоотношений общества и природы;
♦ рассматривать свои собственные представления о роли природы и развитии общества в контексте истории философии;
♦ разбираться во взаимосвязи философии и глобалистики и футурологии;
♦ знать факты и понимать причины глобальных проблем;
♦ ориентироваться во множестве современных сценариев будущего;
♦ иметь представление о сложности тех проблем, с которыми столкнулось человечество;
♦ применить полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Литература
Основная
1. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2002.
2. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002.
3. Толпыкин В.Е. Введение в философию. Учебное пособие. – М. – Воронеж, 2002.
4. Краткая история философии / Под ред. В.Г. Голобокова. – М., 1996.
5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.X. Философия. – М., 1999.
6. Немировская Л.3. Философия: Курс лекций. – М., 1998.
7. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М., 2001.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. – М., 1969–1971. – Т. 1–4.
2. Аксенов Г.П. Вернадский. – М., 1994.
3. Березовская Л.В., Ковалев А.М. Россия на пороге XXI в.: Фило-софско-социологические исследования. – М., 1998.
4. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.
5. Введение в социальную философию. – М., 1996.
6. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 1998.
7. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина, ресурс человечества. – М., 1999.
8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
9. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. – М., 1998.
10. Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI (социально-философский анализ и прогноз). – М., 2000.
11. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2000.
12. Скирбекк Г., Гилъе Н. История философии. – М., 2000.
13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.
14. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. Ростов н/Д, 2002. – 192 с.
15. Гетманов И.П., Рядинских Л.В. Философия культуры: коэволюционный аспект. – Ростов н/Д, 2006.
16. Гетманов И.П. Коэволюционная динамика ноосферогенеза. – Ростов н/Д, 2004.
17. Гетманов И.П. Кимстач В.Н. Коэволюция технической и гуманитарной культур в контексте Big History. – Ростов н/Д, 2006
Общество и природа
В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество же предстает как обособившаяся часть природы, являющаяся условием и продуктом человеческой деятельности. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, поскольку она выступала в качестве естественной основы его существования и развития. Человек природен в силу биологической основы своего существования, в то же время он надприроден, так как вырабатывает сложные формы социальной жизни. Между человеком и природой происходит своеобразный «обмен веществ», который является необходимым условием существования человека и общества, поэтому природные факторы в развитии общества необходимо обязательно принимать во внимание. Природа всегда была объектом внимания философов и предметом философского осмысления. Такие вечные философские вопросы, как взаимодействие природных и духовных начал в развитии человека и общества, отношения природы и культуры, волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Характер взаимодействия общества и природы меняется на разных этапах исторического развития.
ПРИРОДА – совокупность естественных условий существования человека и общества. |
Формы отношения человека к природе были разнообразны. В античной философии космос понимался как неразделенность природы и человека, а сама философия была космоцентричной. Средневековая христианская философия понимала природу как последнее звено лестницы, ведущей от Бога к человеку. Человек, развивая свои духовные силы, должен стремиться к возвышению над природой. В Новое время природа впервые предстала в качестве объекта научного анализа. Природа стала приниматься как объект приложения практических усилий человека на основе законов, которые открывают естественные науки
В 1868 г. французский ученый Э. Реклю ввел понятие «биосфера» для обозначения живой оболочки Земли, слоя животных и растений. В XX в., когда деятельность человека приобрела небывалый ранее размах, была создана концепция «ноосферы», сферы разума, преобразующей планету. Русский ученый В.И. Вернадский и французский философ Т. де Шарден пришли к выводу о том, что взаимодействие человека и природы достигло нового качественного уровня. В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты-биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, т. е. область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно его целям и потребностям.
НООСФЕРА – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития. |
Первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации появились уже в конце XIX в. А в XX в. человечеству пришлось отказаться от взгляда на природу как на простой источник сырья для развития производства. Было осознано, что планета и ее живая оболочка – это единая система.
В современную эпоху взаимодействие общества и природы приобретает принципиально новый характер. Природа все больше включается в деятельность человека и в то же время требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Главная цель концепции ноосферы – определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между природой и обществом.
Часть природы, включенная в непосредственную деятельность человека, называется природной или естественной средой. К естественной среде относятся: земной ландшафт, океаны и моря, горы и равнины, поля и леса, реки и озера. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Естественная среда кроме географической среды включает все природные условия жизни людей и развития общества (космос, атмосферу, недра земли). Для развития общества имеет значение как неживая, так и живая природа (биосфера).
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА–та часть природы, которая включена в непосредственную деятельность людей на данном историческом отрезке. |
Размышляя о значении природы для общества, некоторые философы приходили к выводу, что ей принадлежит решающая роль в его развитии. Подобная позиция получила название географического детерминизма.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ – представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества. |
Географический детерминизм сформировался в XVIII в. Его представителями были французские просветители и историки (например, Ш. Монтескье и А. Тюрго), утверждавшие, что именно природа выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Именно природа определяет как хозяйственную деятельность, так и формы государственного правления, психический склад народа, его обычаи и нравы (подробнее см.: 35. Философия Просвещения).
Для XVIII в. географический детерминизм был передовым учением, видевшим земное, а не божественное происхождение общественных порядков, но в XIX и XX вв. стало понятно, что эта теория предлагала упрощенный подход к пониманию общественного развития.
Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый, исторически изменчивый характер, зависят от типа культуры. Современная типология культуры различает восточный и западный типы культуры как традиционный и новационный. В традиционных обществах человек приспосабливался к природе, подчинялся ее законам и ритмам, поскольку люди занимались преимущественно аграрным хозяйством. Традиционные общества, не знавшие машинного производства и научно-технического прогресса, не нарушали природного равновесия глобально. Они могли столкнуться с экологическими кризисами, но лишь в локальных масштабах. Такие случаи, связанные с неправильной обработкой земли или ирригацией, можно найти в истории культуры. Но в целом в традиционных обществах существовало экологическое равновесие, отношения с природой были гармоничными. Человек не противовопоставлял себя природе, он был гармоничен и соразмерен ей. В мифологии это отражалось в персонификации природы: т. е. существовало представление, что за каждым явлением природы стоит то или иное божество. Невозможно было искать некие закономерности в волеизъявлениях различных одухотворенных сущностей. В мифологическом сознании отношения человека и природы представали как субъект-субъектные (одним субъектом является сам человек, а другим – дух, олицетворяющий то или иное природное явление). Современные философы и культурологи считают, что именно такое понимание отношений человека и природы не давало возможности развиваться чисто научному подходу. Наука исходит из рассмотрения природы как объекта. Только в этом случае можно говорить об объективных законах, управляющих развитием мира. Для того чтобы относиться к природе как объекту, следовало исключить из нее всевозможные мифологические существа. Единственной цивилизацией, исключившей Бога из природы, была иудейско-христианская цивилизация. Бог создает природу, но потом уже не существует в ней, его в природе нет. Именно такое понимание природы позволяет появиться науке как особой форме рационального знания. Однако научно-технический прогресс, реализовавшийся как особый путь развития в западной культуре, привел к нарушению баланса во взаимодействии общества и природы.
Сегодня человечество переживает глубочайший кризис из всех, что были в истории. Кризис обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба, специалисты выделяют десятки неотложных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Одни из них связаны с отношением между человечеством и природой, другие – с отношениями внутри сообщества людей. К первой группе глобальных проблем следует отнести экологический кризис и угрозу экологической катастрофы, ко второй – предотвращение использования оружия массового уничтожения, гонки вооружений, сокращение экономического разрыва между населением наиболее развитых стран мира (так называемого «золотого миллиарда») и огромной массой беднейшего населения.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС – тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия систем «общество – природа». |
Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным моментам:
♦ происходит очень быстрое истощение природных ресурсов человечества;
♦ слишком быстро загрязняется окружающая природная среда, что приводит к катастрофическим последствиям;
♦ чрезмерно быстро увеличивается численность населения.
Два первых из них непосредственно порождены научно-технической революцией. Из чисто экологического кризис превратился в общий кризис цивилизации, деформирующий все стороны жизни: экономическую, социальную и духовную. Современная экологическая ситуация и заключенный в ней кризис носят прежде всего цивилизационный характер, они порождены всем ходом цивилизационного развития человечества.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Как изменялись философские воззрения о природе?
2. Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему?
3. Как соотносятся понятия географическая среда и природа?
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 876;