Жизненный подвиг святителя Феофана
Выдающийся богослов Русской Церкви святитель Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 (23) января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. С детства Георгия окружала атмосфера истинной христианской любви и благочестия.
Его отец был священником и отличался особой ревностью в духовной жизни. Мать будущего святителя тоже происходила из семьи священника. Она имела тихий и кроткий нрав, любвеобильное и сострадательное сердце. Под мудрым руководством отца, под нежной заботой матери и при общем благочестивом настроении всего семейства прошли детские годы Георгия.
Первоначальное образование отрок получил в родительском доме и в восемь лет поступил в Ливенское духовное училище. Духовный и нравственный климат школы способствовал укреплению и развитию стремлений юной души к благочестивой и богоугодной жизни. Способный и хорошо подготовленный, он легко прошел курс духовного училища и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию. Именно здесь юноша впервые начал сознательно работать над собой. Уже в эти годы стала проявляться его склонность к уединению. За время учебы в семинарии у Георгия появилось необычайное и все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. Еще не прославленный в те годы задонский подвижник стал идеалом и примером для будущего святителя. Всю жизнь святитель Феофан благоговел перед памятью святого, подражая ему в жизни и творениях.
Семинарию Георгий Говоров закончил так же успешно, как и училище, и в 1837 году по личному распоряжению епархиального архиерея — Орловского епископа Никодима — был зачислен в Киевскую духовную академию. Академия в те годы процветала и могла вполне удовлетворить как умственные запросы, так и духовные стремления будущего святителя. Следует отметить, что Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), прозванный за святость жизни Филаретом Благочестивым, уделял очень большое внимание духовно-религиозной жизни студентов. Окруженный умнейшими людьми своего времени и святынями Киево-Печерской Лавры Георгий возрастал духом и совершенствовался в богословских науках. Здесь окончательно сформировались направления его будущей деятельности: проявилась любовь к писательству. 1 (14) октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал прошение о пострижении в монашество, написав: "Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое в предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию"[1].
Получив благословение академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года, Георгий Васильевич Говоров принял постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Уже 6 апреля в большом Успенском соборе Киево-Печерской Лавры он был рукоположен в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха. В этом же году отец Феофан закончил академию со степенью магистра богословия.
После окончания высшей школы будущий святитель и сам много потрудился на поприще духовного образования. Практически сразу после выпуска, в конце августа 1841 года, он был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища. В конце 1842 года был перемещен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора и преподавателя. Высоко оценив нравственные качества и духовные дарования иеромонаха Феофана, в 1844 году церковное руководство направило его в Санкт-Петербургскую духовную академию преподавателем Нравственного и Пастырского богословия. В 1845 году он был назначен помощником инспектора академии, хотя на деле исполнял обязанности самого инспектора. В Санкт-Петербурге начинается в полном объеме его литературная деятельность. К этому времени относится его труд "Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения?" и несколько проповедей под общим названием "Поучения к говеющим во святой Великий пост".
Святитель Феофан был глубоко предан делу духовного воспитания, однако его влекло другое — монашеская уединенная жизнь. Учебная работа всегда соединялась с административными и хозяйственными заботами, и эти житейские попечения отвлекали от внутреннего делания. Но вскоре представилась возможность удовлетворения духовных потребностей отца Феофана.
В августе 1847 года он был назначен членом создаваемой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В Палестине иеромонах Феофан познакомился с древним подвижничеством восточных монастырей, памятниками аскетической письменности, отыскал старинные рукописи, углубил познания древних языков (к концу жизни святитель Феофан в совершенстве владел древнегреческим, латинским, новогреческим и несколькими европейскими языками). Не смотря на то, что ему лично не удалось побывать на Святой Горе Афон, он завязал очень тесную духовную связь с иноками Русского Свято-Пантелеймонова монастыря, которую сохранил до конца своих дней. (Большинство книг святителя было издано типографией этой обители.) Своими пастырскими трудами, любовью, заботливостью он снискал к себе глубокое уважение и оставил о себе самые светлые воспоминания.
В 1854 году из-за начавшейся Крымской войны Русская Духовная Миссия была отозвана и отец Феофан вернулся в Санкт-Петербургскую духовную академию. За труды в Миссии во славу святой Церкви он был возведен в сан архимандрита.
Всегда покорный воле Божией архимандрит Феофан принимает новое назначение. В сентябре 1855 года он заступает на должность ректора и профессора Олонецкой духовной семинарии. Но помимо организации учебного процесса и соблюдением доброго духовного климата самой семинарии ему пришлось заниматься и многими епархиальными вопросами. Всего один год отец Феофан возглавлял Олонецкую семинарию, но за это время он сумел организовать строительство нового корпуса для семинарии, открыл класс рисования и иконописи, создал противораскольническую библиотеку, следил за проповеднической деятельностью епархиального духовенства, в чем и сам был неотразимым примером. Самоотверженными трудами и заботами святой Феофан снискал к себе взаимное уважение и привязанность паствы и воспитанников семинарии.
Определением Святейшего Синода от 21 мая 1856 года архимандрит Феофан снова был послан на Восток, на этот раз в должности настоятеля Посольской церкви в Константинополе. Здесь будущий святитель проявил себя как искусный дипломат в распрях между греками и болгарами.
Водимый Промыслом Божиим в мае 1857 года отец Феофан вновь возвращается в Санкт-Петербургскую духовную академию, но на этот раз, чтобы занять должность ректора. Исполняя порученные обязанности, он особое внимание уделял студенческим проповедям, считая проповедь основным делом пастырства. И, безусловно, сам подавал безупречный пример. Отец Феофан часто произносил проповеди, проводил встречи со знатными людьми, стараясь при этом поднять авторитет академии. Проповеди пастыря отвечали запросам того времени и удовлетворяли духовные потребности общества. Его слово было открытым, наполненным любовью и благочестием. Находясь на посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Феофан всеми силами старался вложить в души студентов любовь к Богу, людям и всему окружающему. Будучи прекрасным психологом, он любил беседовать со студентами о душе, ее стремлениях и предназначении, что очень нравилось юным слушателям и подогревало сыновнюю любовь к своему отцу-ректору.
Время ректорства будущего святителя совпало с 50-летним юбилеем Санкт-Петербургской духовной академии. Ему пришлось немало потрудиться в организации торжеств по этому поводу. После богослужения, в день праздника, отец Феофан был награжден знаком ордена Святого Владимира 3-й степени "за отлично-ревностную и полезную службу Православной Церкви"[2].
Как и другие церковные послушания, обязанности ректора архимандрит Феофан исполнял недолго. Уже 29 мая 1859 года отец Феофан был назначен епископом Тамбовским и Шацким. В этот же день состоялось его наречение, после чего он произнес речь, в которой, обнаруживая глубокое смирение, выразил свое недостоинство и покорность воле Божией, сравнив себя с шаром, без треска и шума катящегося туда, куда его направляют. "Не скрываю, что не чуждо было бы тайным желаниям сердца, если бы на мою долю выпало такое место, где бы я свободно мог предаться занятиям по сердцу"[3]. Этими словами он поведал архипастырям о своем тайном желании высших подвигов добродетели. Его душа стремилась к совершенствованию, но он не смел перечить промыслу Божьему, предаваясь Ему всецело.
1 июня того же года состоялась хиротония архимандрита Феофана в епископа Тамбовского и Шацкого и уже 5 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, святитель вступил в управление епархией. Его первым делом на новом месте стала, конечно же, проповедь. С самого начала он предложил свое исповедание православной веры, прося держаться ее и не внимать лжеучениям. Он просил быть мудрыми при встрече с новизной и не соглашаться с ней, не посоветовавшись с лицом духовным, знающим. Епископ Феофан, дав обет служения Богу и Церкви, не щадил своих сил и здоровья на благо и спасение своей паствы. Он был заботливым отцом, ревностным учителем и истинным светильником Тамбовской епархии. Будучи ревнителем благочестия и православной веры, владыка много трудился в борьбе с сектантами и раскольниками. Но предметом стараний и забот святителя было не внешнее управление, а тонкое и зыбкое устроение душ своих пасомых. Считая себя нравственно ответственным за спасение вверенных ему чад Церкви Христовой, он всю свою жизнь отдавал духовному руководству. Святитель понимал, что в деле религиозно-нравственного просвещения имеет особое значение проповедование Слова Божия, и ни одного богослужения не проводил без назидательных поучений.
Сколь бы важными не были для святителя заботы об устроении духовной жизни паствы, ему приходилось заниматься и многими внешними вопросами. Капитальный ремонт общежития семинарии и домовой церкви, организация церковно-приходских школ и многое другое происходило не без непосредственного внимания и участия владыки.
Жизнь епископа Тамбовского была очень проста: обычной его одеждой был подрясник, поверх которого — ряса из черной недорогой шерсти; к пище он относился невзыскательно, ел мало и не ужинал; весь день проводил в молитве, находя время и для научно-литературной работы[4]. Все его дела и мысли были направлены на исполнение Закона Божьего. Он всем своим существом, всей своей жизнью стремился научить народ добродетели. Все сказанные на проповедях слова святитель всегда подкреплял собственным примером.
Недолго утешал владыка своими трудами Тамбовскую паству. Через четыре года его направили на Владимирскую кафедру, более древнюю и обширную. В конце августа 1863 года епископ Феофан прибыл во Владимир и 1 сентября произнес свою первую проповедь, обращенную к новой пастве. Как и при вступлении на Тамбовскую кафедру, в своем обращении святитель призывал владимирцев не уклоняться истинной веры, быть верными Богу и святой Церкви.
Предчувствуя непродолжительность пребывания на новом месте, архипастырь торопился привести к Богу как можно большее число душ. За короткое время служения на Владимирской кафедре он произнес гораздо больше проповедей, чем в Тамбовской епархии, хотя и пробыл здесь меньше. Предметы владимирских поучений различны, но все они проникнуты одной заботой — спасение ближних. Чтобы упорядочить и усилить проповедническую деятельность приходских священников, преосвященный Феофан издал инструкцию для проповедования слова Божия. В качестве образцов для составления проповедей священниками, святитель распорядился печатать во "Владимирских епархиальных ведомостях" как свои проповеди, так и лучшие проповеди местных священников. Для наблюдения за проповедничеством по всей Владимирской епархии святитель учредил особый Цензурный комитет при Духовной консистории, в состав которого входили высшие священные лица из числа городского духовенства, наставники семинарии, духовных училищ и гимназий, имеющих священный сан. Благодаря этому комитету, епископ Феофан всегда был осведомлен о проповеднической деятельности в епархии.
Преосвященный Феофан с глубоким, неослабевающим вниманием следил за нравственной жизнью и духовным ростом своей паствы, с отеческой любовью и заботой всегда стремился удовлетворить их духовный голод. Владимирская епархия, как может ни одна другая, очень нуждалась в православном миссионерстве. Губерния была местом, где скрывались многочисленные раскольники и еретики. Много раз, за три года правления в епархии, святитель предпринимал поездки в центры раскольнического движения, объясняя простым языком всю несостоятельность теории раскола. По опыту Олонецкой епархии он знал, какую опасность представляют раскольнические движения, и потому вел упорную и непрестанную борьбу с ними.
Помимо духовного руководства и борьбы с расколом, святитель продолжал труды своего предшественника, епископа Иустина, в постройке общежития Владимирской духовной семинарии, здания училища для девиц, церковноприходских школ, воскресных школ при сельских храмах, а так же восстанавливал и благоукрашал храмы епархии. Словом, владыка стремился не только духовно напитать души верующих, но и создать внешние условия для их возрастания.
Непродолжительным было служение святителя и на этой кафедре, но и здесь он сумел завоевать всеобщую любовь и уважение. За усердную и плодотворную архипастырскую деятельность во благо Святой Церкви, епископ Феофан был награжден орденом Анны 1-й степени 19 апреля 1864 года[5].
Продолжая заботиться о пастве, святитель всей душой стремился к уединению и покорению вершин духовной жизни. Он желал уединения не только для спасения своей души, но и для написания трудов, во имя спасения ближних. Он для того хотел удалиться от мира, чтобы с высоты своей подвижнической жизни яснее видеть нужды и недуги современного ему общества и по возможности полнее оказывать ему необходимую духовную помощь. Господь исполнил сердечное желание Своего избранника. Святейший Синод одобрил просьбу святителя об отставке, и 17 июня 1866 года владыка был освобожден от управления Владимирской епархией и направлен в Вышенскую пустынь в должности настоятеля. Спустя несколько месяцев Синод освободил его и от этого послушания, видя в том великую пользу не только для самого владыки, но и для всей Церкви. Мысль же о полном затворе зрела у святого Феофана постепенно. Шесть лет он жил с братией, совершал богослужения, принимал всех нуждающихся в утешении, поддержке и наставлении. И только в 1872 году, после пасхальных дней, раздав все свое имущество, епископ Феофан начал вести затворническую жизнь. С этого времени он принимал только настоятеля, духовника и келейника, а со всеми другими, ищущими духовного руководства, владыка общался только через письма.
Время затвора — важнейший период, центр жизни преосвященного Феофана. Именно в это время явились великие подвиги святого и написаны основные труды. Главным его занятием была, безусловно, молитва, но находилось время и для писательской, и для научной работы. Святитель вел активную переписку, занимался переводческой деятельностью. В это время из-под пера преосвященного Феофана вышли толкования на Священное Писание, перевод Добротолюбия, и другие сокровища духовной мудрости.
Суровая, аскетическая жизнь и неисчислимые труды подрывали здоровье святого. Его дух возрастал, но вместе с тем множились и телесные немощи. Почил богомудрый пастырь 6/19 января 1894 года, не дожив несколько дней до 79 лет. Святитель встретил свою смерть так же спокойно, как и ожидал ее. Поистине для него была "жизнь — Христос, и смерть — приобретение" (Фил. 1, 21).
Феофан в переводе с греческого означает "Богом явленный", и жизнь святителя поистине явилась отражением его имени. Обширная и плодотворная деятельность святого Феофана — это продолжение тех начатков и порождение тех семян доброй нравственности и благочестия, которые он получил еще в отеческом доме. С юных лет имея навык послушания и всесовершенно предаваясь Божественному промыслу, святитель Феофан всегда смиренно повиновался распоряжениям высшего духовного начальства. Святая вера и преданность воле Божией привели его к исполнению глубоких сердечных желаний — уединенной монашеской жизни. Все труды владыка всегда совершал во славу святого Имени Христова, утешая, укрепляя и наставляя всякого обращающегося к нему за поддержкой и помощью. Образ Вышенского светильника складывался постепенно на протяжении всей его жизни. Плодами его духовных подвигов стали небесная слава самого святителя и тысячи духовных чад, в разные времена наставляемые его многочисленными богопросвещенными поучениями.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 577;