Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков
1. Виды изобразительного искусства.
Особенности современной живописи
Искусство как форма общественного сознания является одним из ранних способов, с помощью которого люди отражали окружающую их действительность в зримых и осязаемых образах. Зародившись еще в первобытном обществе, искусство становится неотъемлемой частью всех типов культуры.
По мере развития оно утрачивает черты синкретизма (слитности); из него выделяется изобразительное искусство и его основные виды: живопись, архитектура, скульптура, графика и др. В дальнейшем эти виды уже не просто отражают, а преобразуют окружающий человека мир. Происходит индивидуализация творческого процесса. Временные события, сложные духовные переживания и взаимоотношения людей раскрываются посредством определенной личности, которая сама начинает влиять на формирование общественных идей. Материальный и технический прогресс расширяет возможности отдельных видов изобразительного искусства и способствует возникновению новых направлений.
Искусство своими средствами исследует жизненные процессы, и это роднит его с другими формами общественного сознания. Оно выполняет ряд важных функций: эстетическую, гносеологическую (познавательную), воспитательную, развивающую.
Что же представляют собой основные виды изобразительного искусства? В живописи замысел произведения конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Именно от цветовой гаммы, характера мазка во многом зависит выразительность живописных полотен. Основные жанры – религиозный, исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт. Различаются монументально-декоративная, станковая, декорационная живопись, миниатюра, диорама и панорама. Для российской культуры вплоть до XVIII в. основным видом была иконопись. В зависимости от материалов, используемых для приготовления красок, существует множество техник живописи. Среди них – живопись масляными красками, разноцветными мелками (пастель), разноцветными кусочками стекла, камня или других материалов (мозаика), живопись по сырой штукатурке (фреска) или по сухой штукатурке красками на клеевой основе (а секко), темпера, акварель, гуашь и т.д.
Слово «архитектура» в переводе с греческого означает «строительство», или – как было принято на Руси – «зодчество». Это здания и сооружения, необходимые людям для их жизни и деятельности. Архитектура должна сочетать в себе пользу, прочность и красоту. Для достижения этого необходимо четко определять план и объемно-пространственную структуру, учитывать технические возможности и экономическую целесообразность. Во второй половине XIX – XX вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, индустриальных методов строительства. Все это не умаляет эстетического начала и требует особого внимания к выразительным средствам архитектуры – композиции, тектонике, масштабу, пропорции, фактуре и цвету материалов.
Архитектурная организация пространства населенных пунктов, регулирование систем расселения выделились в особую область – градостроительство, к которому, в свою очередь, примыкает такой вид изобразительного искусства, как архитектура малых форм – небольшие сооружения, дополняющие основную композицию (фонтаны, ограды и т.д.).
Скульптура (ваяние, пластика) – латинское слово, означающее «вырезаю, высекаю». Произведения имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Основные жанры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические сюжеты, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства достигаются за счет построения объемной формы, пластической моделировки (лепки), разработки силуэта, фактуры. Различаются круглая скульптура (статуя, бюст) и рельеф. Монументальная скульптура связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, крупными размерами.
Слово «графика»имеет греческие корни и означает – «пишу». Это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.). В основе лежит искусство рисунка, но обладающее собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики располагаются акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую, книжную и газетно-журнальную, прикладную и плакат. Выразительные средства – контурная линия, штрих, пятно, фон листа, с которым изображение образует контраст. Стилистические средства разнообразны – от беглых набросков, этюдов до тщательно разработанных композиций.
Таким образом, все виды изобразительного искусства, каждый своими средствами, формируют единое эстетическое окружение человека. Они выражают общественные идеи, влияют на развитие искусства в целом.
ВХIX в. в странах Западной Европы на смену традиционному типу общества приходит индустриальный. Кардинально меняются все сферы жизни. У деятелей искусства появляется необходимость и возможность доступными им средствами выразить свое отношение к происходящему, согласно своим взглядам и убеждениям.
По отношению к новой буржуазной действительности все многообразие художественных стилей можно разделить на официальный, поддерживающий ценности того времени, и критический. Тогда же впервые заявили о себе различные течения эстетизма, для которых смысл искусства заключался в самом искусстве.
К официальному направлению относится поздний классицизм, где отсутствовала социальная критика и какой-либо намек на какие бы ни было изменения. Романтизм объединяет вокруг себя тех, кто разочаровался в прогрессе и хотел бы вернуться к патриархальному укладу добуржуазной жизни. С другой стороны, существовал и революционный романтизм. Изнанку современного общества нелицеприятно показывают направления натурализма и социального или критического реализма. На рубеже XIX – XX вв. место выразителей новых взглядов занимают модернисты. Широкое распространение получает бытовая и политическая карикатура. Используя обличительную сатиру, художники таким образом реагировали на злобу дня.
Зарождается и развивается культура отдельных народов. Долгое время оставаясь самобытным, национальным явлением, она к концу XIX в. вливается в общемировые процессы интеграции.
Господствующей становится индустриальная культура с присущими ей базовыми характеристиками (рационализм, гуманизм, ориентация на безграничный прогресс). Однако уже в начале ХХ в. она утрачивает эти черты и за ней закрепляется определение «неклассической» культуры.
Для первой половины ХХ в. был характерен разрыв между массовой и элитарной культурой. Во второй половине ХХ в. границы между ними начинают стираться, с ростом образовательного уровня населения изменяется массовая культура, ранее недоступные низам общества стили и виды творческой активности приобретают массовую популярность.
2. Русская живопись ХIХ – начала ХХ вв.
В первой половине ХIХ в. в русском искусстве происходит переход от классицизмакромантизму. Хотя романтизм и не стал у нас столь мощным явлением, как во Франции, он представлен именами таких известных художников-портретистов, как О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. А.Г. Венецианов был заметным представителем русского сентиментализма, создателем образа простого человека в его единении с природой. К.П. Брюллов (картина «Последний день Помпеи») и А.А. Иванов («Явление Христа народу»), сохраняя традиции академической живописи, подняли русское искусство на новый уровень.
Картинами П.А. Федотова открывается страница «социального» реализма. Продолжателем «федотовского направления» во второй половине века стал В.Г. Перов, сумевший показать многие стороны простой будничной жизни крестьян и других сословий. На примере картин этого художника можно проследить основные тенденции развития живописи 1860–1870-х гг.: становление реализма, взаимодействие с другими видами искусства (в частности с литературой), выделение пейзажаипортрета из бытового жанра, начало деятельности передвижников.
В 1870 г. выпускники Академии художеств, недовольные господствовавшей там системой обучения, создают «Товарищество передвижных выставок», своего рода художественный вариант «хождения в народ», просуществовавшее до 1923 г. Социальная направленность и высокая гражданственность отличают картины художников, входивших в это объединение.
Их творчество многолико. Это – христианские сюжеты Н.Н. Ге; пейзажи А.К. Саврасова, И.И Шишкина И.И.Левитана; батальные сцены В.В. Верещагина; многообразное творчество И.Е. Репина; исторические картины В.И. Сурикова и т.д.
Однако к 1890-м гг. ситуация меняется. Среди художников и критиков на смену принципу «Прекрасное есть жизнь» приходит принцип «Искусство для искусства». Ему начинают следовать те, кто позже войдут в историю как представители «серебряного века». Именно в период 1890-х – начала 1920-х гг. значительная часть интеллигенции попыталась осмыслить бытие через обращение к духовному миру человека и выразить свое мироощущение, обращаясь к необычным изобразительным средствам и формам. В художественном творчестве наиболее яркое воплощение эти искания нашли в русском модерне. Новое направление становится все более сложным, элитарно-изысканным, настроенным на диалог с Западом и, одновременно, на обращение к национальным традициям.
Живопись «серебряного века» интересна и многогранна. Религиозные искания русских художников получили второе дыхание. Так, М.В. Нестеров создает образ святого Сергия Радонежского. Вместе с В.М. Васнецовым он занимается монументальной живописью, расписывая Владимирской собор в Киеве. По-новому развивается пейзажный жанрв творчестве К.А. Коровина. Неподдельный интерес вызывает творчество В.А. Серова, М.А. Врубеля.
Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, историческая картина; масло, гуашь, темпера, уголь – трудно найти и живописные, и графические жанры, где бы не работал В.А. Серов. Его новаторство и талант были признаны уже современниками. Мощью и экспрессией поражают необычные работы М.А. Врубеля. Свои лучшие произведения он создает не только в уже привычных жанрах, но и в книжной иллюстрации, театральных декорациях.
Характерной чертой этого периода является размежевание художников по многочисленным объединениям и группировкам в зависимости от их творческой направленности. Первой подобной организацией в 1898 г. становится «Мир искусства».
В него вошла А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих и др., ставившие перед собой цель воспитания эстетических вкусов русского общества. В 1903 г. возникает «Союз русских художников», яркими представителями которого были московские живописцы передвижнического направления (В.Д. Поленов, И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон). В 1910 г. молодые художники П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн объединились в организацию «Бубновый валет», выступая против символизма и эстетического стилизма. К ним примкнул и М. Шагал, тяготеющий к западному экспрессионизму и народному примитивизму. К 1914–1915 гг. формируются и первые группировки авангардного абстрактного искусства (К. Малевич и В. Кандинский).
Таким образом, мы видим, что живопись ХIХ – начала ХХ вв. прошла в своем развитии сложный путь, пытаясь отразить происходившее в стране и мире, решить непростые проблемы того времени.
3. Отечественная живопись XX – XXI вв.
Традиции русской школы продолжали развиваться в советское время благодаря творчеству корифеев и представителей нового поколения художников. Однако революционный радикализм, охвативший страну с 1917 г., разделил их не только по отношению к советской власти, но стал началом борьбы «нового» и «старого» искусства.
В начале 1920-х гг. перевес сил был явно на стороне авангардистов.«Беспредметники» (К. Малевич) отвергали станковую картину и отрицали фигуративную живопись. Энергичные футуристы, кубисты, абстракционисты (В. Кандинский и др.) организовывали выставки, названия которых говорят сами за себя: «Беспредметное творчество и супрематизм» и т.п.
Художники других направлений тоже объединялись в различные организации. Одна из них, АХРР – ассоциация художников революционной России, возникла в 1922 г. на основе «Товарищества передвижных выставок». её представители стремились «художественно-документально» запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев. Работая во всех жанрах, основное место аххровцы отводили историко-революционным темам (М.Б. Греков «Тачанка»). Позже представители именно этого объединения займут господствующие позиции в советском искусстве.
Продолжателями традиций «Мира искусства» стала группа «Жарцвет» (1923 – 1929 гг.), тяготевшая к декоративной стилизации («Портрет Волошина» А. Остроумовой-Лебедевой). Молодые художники создают «НОЖ – новое общество живописцев». Они используют приемы примитивизма, традиции лубка и обращаются в своих живописных исканиях к жанру пейзажа и натюрморта. В дальнейшем, перейдя в состав Общества станковистов – ОСТ, начнут создавать образы нового человека (строителя, спортсмена) и, прибегая к минимуму выразительных средств, передавать революционных дух современной индустриальной страны.
Черту в пестрой картине творческих исканий подведет постановление ЦК партии в 1932 г. о ликвидации всех художественных групп и создании единой организации – Союза художников СССР, на долгие годы определившее судьбу советского искусства и художников. Некоторые из них эмигрируют, не согласившись с нарушением главного принципа творчества – свободы самовыражения, другие начнут работать в рамках единственно тогда возможного метода «социалистического реализма», основные постулаты которого изложил М. Горький. Они казались вначале вполне приемлемыми, но в дальнейшем свелись к основному моменту: действительность должна быть показана не такой, какой она есть на самом деле или как её видит художник, а с обязательным преломлением через господствующую идеологию, с пафосом и прославлением существующего строя.
В дальнейшем в русле этих принципов идет формирование основ советской живописи. Развивается официальное направление, начатое еще И.И. Бродским – изображение вождей партии и советский бытовой жанр с обязательными элементами героики. Романтизм и праздничная жизнь становятся излюбленными темами. Расширяются географические рамки пейзажа. Формируются национальные школы (в Армении – М. Сарьян и др.), где активно работают и русские мастера. Интересен пример Н.В. Кашиной, уроженки Перми, ставшей впоследствии Народным художником Узбекистана. Ведущее место в системе официального советского искусства отводилось историко-революционной тематике, сюжетам о советском строительстве, прославлению «вождей». Вместе с тем, в портретах, пейзажах и тематических картинах Ю. Пименова, А. Дейнеки и других художников отразилась энергия оптимистической мечты о строительстве общества будущего.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Многие художники уходят на передовую, где сочетают умение владеть кистью и автоматом. Их этюды, зарисовки становятся бесценными живописными документами тех трудных, героических лет. Постепенно скромные портреты солдат заменяют парадные, торжественные (маршал Г.К. Жуков, написанный П. Кориным в 1945 г). Лозунг «Все для фронта, все для победы» воспринят художниками буквально и претворяется в жизнь через пейзажи А. Пластова, натюрморты М. Сарьяна, сатирические произведения Кукрыниксов.
После войны усиливается внимание к обычной, негероической жизни простого человека, и вместе с тем апогея достигает художественный культ И.В. Сталина. В этот период идеологическое давление на культуру достигло максимума, что создавало массу преград для творчества.
С «хрущевской оттепели» начинается оживление художественной жизни: создается Союз художников СССР, издается новый журнал «Художник», появляется издательство «Художник РСФСР». Проходят всесоюзные выставки, где выставляются работы молодых талантов – Г. Коржева, Т. Салахова. Среди художников формируется «суровый стиль», приверженцы которого пытаются отойти от помпезности искусства эпохи сталинизма (П. Никонов, В. Попков), но продолжают работать в традиционной манере соцреализма. Другой формой протеста становится деятельность художников второй волны русского авангарда (О. Рабин).
С середины 1980-х гг. начинается легализация неформальных объединений, идет реабилитация репрессированных в годы сталинизма художников (П. Филонов и др.).
Отечественный модерн и метод соцреализма оставили свой след в истории изобразительного искусства. На их основе теперь идет развитие постсоветской живописи, попытка соединить прошлые достижения с новыми веяниями, синтезировать различные виды искусства.
Тема 7. Музыка XIX – XXI веков
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 689;