Эволюция открытых систем и обществ
Прогрессивное развитие, как следует из синергетических представлений, происходит только в открытых системах и средах. Вместе с тем, в открытых системах их безопасность в существенно большей степени зависит от все больших систем и пространств, в которые входит данная система. Так, наша Вселенная является не замкнутой, а открытой и все увеличивающей с ускорением свои размеры космологической суперсистемой. Существуют различные аспекты открытости Вселенной в пространстве и во времени, например, есть точка зрения, что наша Вселенная не предельно общая эволюционирующая система всех материальных систем, а лишь часть Супервселенной[218] (Мультиверса), в которой есть и необитаемые локальные вселенные, может быть, представляющие собой для нашей Вселенной ресурс негэнтропии. Нужно также иметь в виду, что наши знания (в том числе и о глобальной эволюции) основаны на изучении всего нескольких процентов мироздания, именуемой вещественной Вселенной[219]. Утверждению об открытости Вселенной следует придать фундаментальный общенаучный характер и это приводит к очень важным следствиям. Открытость нашей Вселенной и процессы эволюционного усложнения, прогрессивная направленность развития в природе имманентно связаны, и это уже аргументировано синергетическими положениями.
В эволюции, как развитии в широком смысле слова, происходят конфликты, кризисы, разрушения систем и т.д. Однако на пути магистральной линии этой эволюции (супермагистрали) происходит своего рода отбор, когда «способность к будущему» обретают лишь те увеличивающие информационное содержание материальные структуры, которые после всех взаимодействий (в том числе и кризисно-конфликтных) вступают на путь коэволюции с другими из окружающих их структур. Некоэволюционные структуры после фазы бифуркации разрушаются, а оставшиеся в весьма узком (и далее все более сужающемся) диапазоне, или «коридоре безопасности» продолжают эволюционную «эстафету» на супермагистрали глобальной эволюции. Накопление информации в системе и стремление к устойчивому неравновесию со средой в эволюционирующих по этому типу материальных системах происходит за счет того, что эти системы являются открытыми, и, обмениваясь веществом, энергией и информацией с окружающей средой, они заимствуют из нее ресурсы и накапливают в своей внутренней структуре информацию (и негэнтропию). Накопление информационного содержания в прогрессивно развивающейся системе, как уже подчеркивалось, происходит только за счет получаемых из окружающей среды ресурсов. Вещество, энергия и информация этой среды тем самым деградирует. Прогрессивное развитие эволюционирующей системы сопряжено с регрессивным развитием окружающей среды и это – фундаментальная эколого-синергетическая закономерность развития и движения, если оно «встраивается» в эволюционные процессы.
Глобальная эволюция представляет собой системно-целостный процесс перманентного прогрессивного развития как в пространстве, так и во времени нашей видимой, т.е. «информационной» Вселенной, одной из «экзистенциальных потребностей» которой является самосохранение появившихся на определенном этапе высших ступеней и уровней развития. Именно поэтому супермагистраль глобальной эволюции можно считать оптимальной траекторией, на которой происходит процесс непрерывного самосохранения материи через самоорганизацию.
Если от космических проблем перейти к социальным, то с синергетической точки зрения становится понятным, что прогрессивное развитие открытого общества как процесс самоорганизации оказывается возможным в результате использования энергии, информации и других ресурсов из окружающей социальной и природной среды. Если взять среду социальную, то очевидно, что результаты ведущих индустриальных стран мира сопряжены с бедностью и нищетой развивающихся стран. «Золотой миллиард» развитого открытого общества соседствует с голодающими миллиардами стран третьего, а теперь и «второго» мира, причем этот разрыв в уровнях экономики и жизнеобеспечения между Севером (Западом) и Югом (Востоком) пока только увеличивается. Это характерно для модели неустойчивого развития, в котором естественное стихийное развитие приводит к умножению угроз и кризисных явлений, деградации окружающей социальной и природной среды. Само понятие открытого общества в своем чисто социальном аспекте означает, что подобные деградационные процессы в социальной эволюции неизбежны. Богатство и процветание одних стран (и иных субъектов) в открытом обществе достигалось за счет неравноправных и несправедливых отношений с иными странами – и это закон синергетики в ее «социальном» измерении.
Но, оказывается, не только ограбление «золотым миллиардом» остального мира в социально-экономическом плане не позволяет считать современное мировое сообщество подлинно открытым (а тем более – справедливым). Оно открыто лишь для той группы стран и социумов, которые создают свое богатство за счет его притока из окружающей их социальной среды. Впрочем, все страны не могут стать одинаково богатыми не только по социально-экономическим, но теперь уже и по экологическим соображениям.
Глобализация в информационном аспекте выступает в качестве пространственного процесса расширения и накопления разнообразия, захватывая все новые территории и страны земного шара, ориентируя человечество на обретение своей целостности. Если на этот процесс посмотреть с синергетической точки зрения, то обнаруживается, что глобализация выгодна тем субъектам (включая транснациональные акторы), которые за счет расширения своей социальной и природной окружающей среды получают дополнительное количество низкоэнтропийных продуктов, что усиливает процессы самоорганизации упомянутых объектов, обеспечивая конкурентные преимущества.
Процесс глобализации может развертываться лишь в открытых обществах и средах. Поэтому идея открытого общества является в какой-то степени теоретической предпосылкой осознания процессов глобализации, ее необходимым концептуальным началом, хотя создатели того или иного варианта (модели) открытого общества (А.Бергсон, К.Поппер) вовсе не акцентировали своего внимания на глобализационных процессах, а пытались сформировать модель социума, в котором его открытость ведет к гораздо большим возможностям развития демократии, плюрализма, прав и свобод личности, чем в обществах закрытого типа. Прогрессивное развитие в личностном и социально-экономическом планах наиболее эффективно достигается лишь в открытых, а не закрытых социумах. В этом процессе особую роль играют механизмы и возможности роста разнообразия в социальной системе за счет генерации информации в открытом социуме и ее притока из окружающей социальной и природной среды (как и сопряженные с ними противоположные процессы диссипации и регрессивного развития).
С синергетической точки зрения становится понятным, что прогрессивное развитие любого открытого общества как процесс самоорганизации оказывается возможным в результате использования энергии, информации и других ресурсов из окружающей социальной и природной среды. Если придать понятию “открытое общество” не только социальное значение, которое вложили в него основатели, но и синергетический смысл (открытая система), то обнаружится, что само стремление в ходе глобализации сделать мировое сообщество открытым в глобальном масштабе, делает его в определенном (природном) отношении обществом закрытого типа (или полузакрытого). В самом деле: представим, что вся цивилизация уже достигла высокой степени глобализации и состоит из “открытых обществ”, активно взаимодействующих между собой. Это “открытое” максимально глобализированное мировое сообщество может далее прогрессивно развиваться в основном за счет притока ресурсов (негэнтропии) извне, из окружающей природной среды, планеты и космоса.
Причем в мировом сообществе, состоящем из локальных “открытых обществ”, на определенном этапе фактически исчезает возможность развития за счет потребления и более рациональной организации социальных источников и ресурсов (в силу достижения наиболее эффективной организации) и, в конечном счете, в качестве главного источника дальнейшей самоорганизации выступает лишь окружающая природная среда (пока не будем принимать во внимание возможное наличие в ней внеземных цивилизаций). В этом противоречивость движения от закрытых обществ к открытому социуму в его глобальном измерении. И поскольку в ходе глобализации как процессе формирования целостного мира уже завершается процесс перехода к открытому обществу в планетарном масштабе, то это, видимо, один из источников, если не появления, то все большего обострения глобальных проблем и переноса их акцента в экологическую плоскость (социоприродное измерение).
Социоприродная система (социоэкосистема) с точки зрения синергетики относится к открытым нелинейным системам, в которых происходит взаимодействие общества и природы, которые развиваются в противоположных направлениях. Общество существует и прогрессивно развивается за счет природы. Если под прогрессом имеется в виду усложнение в процессах самоорганизации и повышение уровня упорядоченности и организации систем, то ясно, что в обществе и природе идут совершенно разные процессы.
Если общество развивается прогрессивно, то природа реагирует на это деградационно-регрессивными процессами, так как из нее изымаются ресурсы и происходит процесс упрощения и дезорганизации естественных экосистем. Поэтому та форма их совместного развития, которая именуется коэволюцией общества и природы как их «сохраняющее» соразвитие, предполагает, что прогресс общества достигается за счет деградации (регресса) природы, но в рамках несущей емкости экосистем. Совместного же прогресса природы и общества быть не может, и это вытекает из синергетических (термодинамических) соображений (если этот совместный прогресс не происходит за счет деградации более широкой окружающей среды). Поэтому в определенной степени прав В.И. Данилов-Данильян, когда выступает против использования терминов «коэволюция общества и природы», «коэволюция человека и биосферы»[220].
В настоящее время в условиях обострения глобального экологического кризиса стоит задача существенно уменьшить деградацию окружающей среды за счет более эффективного использования ресурсов и действенных мероприятий по охране окружающей среды. Существенный шаг в этом направлении может быть сделан, если цивилизация не только будет экономить природные ресурсы, более эффективно использовать «ископаемую» энергию, но и перейдет к замене этой энергии на возобновляемую энергию и практически неисчерпаемую солнечную энергию (и негэнтропию). В этом случае существенно уменьшатся деградационные процессы в биосфере, хаотизация окружающей среды и «ископаемая экономика» может превратиться в «устойчивую экономику»[221].
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 752;