ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ, ЯПОНСКОЙ, СКАНДИНАВСКОЙ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ. ОСОБЕННОСТИ
Скандинавская правовая система (СПС)
Скандинавское право в сравнительном правоведении выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия. Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и в Германии.
Характерные особенности СПС:
С одной стороны:
В северных государствах нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению в Германии.
Но с другой стороны:
Судебная практика в СПС играет более значимую роль, чем в странах континентальной Европы, но не имеет таких характерных признаков общего права как правило прецедента, особая роль процессуального права и пр.
Таким образом, СПС это самостоятельная правовая система, в своей совокупности имеющая характерные черты и АСПС и черты РГПС.
Природа источников СПС:
Исходным пунктом формирования права скандинавских стран стали два законодательных акта, два свода:
1) Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено на Норвегию, под названием Норвежское право). В Датском кодексе шесть разделов:
- о духовенстве
- о светских сословиях
- о торговом и брачном праве
- о морском праве
- о праве собственности и наследственном праве
- об уголовном праве.
Датский кодекс (Норвежское право) в отличие от Шведского свода сохранен по преимуществу как исторический памятник. Характеристика положений данного свода говорит о том, что важное значение в нем придается судебной практике как источнику права. Это и является особенностью, отличающей скандинавское право от РГПС – сближение СПС с общим правом.
2) Свод законов Шведского государства 1734 г. Свод насчитывает 1300 параграфов. Состоит из девяти разделов:
- о браке
- о родителях и детях
- о наследовании
- о недвижимости
- о строительстве
- о торговле
- о преступлениях (уголовный кодекс)
- об исполнении судебных решений
- о судопроизводстве и судоустройстве
Свод законов Шведского государства 1734 г. продолжает действовать и по сей день. Но многие положения, которые входили в него изначально, уже перестали действовать или модифицировались в соответствии с современными реалиями и требованиями.
В настоящее время современное законодательство охватывает многие отрасли шведского права:
- трудовое и акционерное право
- законодательство об охране промышленной собственности
- о социальном обеспечении
- об охране окружающей среды
- административное право и пр.
Хотя число изменений первоначального текста Шведского закона значительно превысило старые положения, но практическое значение данного закона еще велико.
Два эти свода и составили основу последующего развития обеих ветвей СПС – датской и шведской. Такое развитие происходило, разумеется, не в изоляции от континентальной Европы. Но попытки провести здесь реформы законодательства, которые структурно затрагивали бы сложившуюся систему права, не увенчались успехом. Например, в первой половине XIX. Обсуждались проекты принятия общего закона, аналогично Французскому гражданскому кодексу – не получилось.
В настоящее время скандинавские страны тесно сотрудничают в области законодательства, которое в равной степени действует (является общим в применении) во всех скандинавских государствах. Другими словами, происходит унификация права. Вспомним, что такое унификация права? Это – процесс, связанный с попытками приведения различных правовых систем и отдельных их составных частей к некоему общему знаменателю. В РГПС – предпочтение кодификации права и создание кодексов, действующих внутри национальной системы.
Например, еще в 1880 г. одновременно в трех странах Швеции, Дании и Норвегии вступил в силу единый закон об оборотных документах. В последующее время основное внимание уделялось унификации торгового права и морского права.
В 1899 г. датский профессор Ларсен предложил унифицировать все частное право, чтобы в конечном итоге прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. Но впоследствии (даже при согласии правительств скандинавских государств) создание проекта единого гражданского кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов права собственности и обязательственного права. Результатом этих двух усилий явился проект закона о продаже движимого имущества. В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии – в 1907 г., в Исландии – в 1922 г.
Еще одним важным результатом сотрудничества скандинавских стран – Закон о договорах и других законных операциях в праве собственности и обязательственном праве. В Швеции, Дании, Норвегии он вступил в силу с 1915 по 1918 гг., а в Финляндии в 1929 г.
Получается на основе вышеуказанных законов сложилось общее Договорное право.
Пытались унифицировать семейное право. Но различие между законодательствами скандинавских стран в этой области было выражено сильнее, чем, например, в вышеупомянутом обязательственном праве.
Общая характеристика СПС:
1. Основные источники права скандинавских стран: законы (конституционные и обычные); подзаконные акты, правительственные акты; подзаконные акты министерств и ведомств; правовой обычай – как вспомогательный источник права. Применяется в большинстве своем в урегулировании сферы торгового и морского права; судебный прецедент является важным источником права (особенно в Дании и Норвегии, меньше – в Швеции). Объясняется это тем, что некоторые правовые институты в сфере гражданского оборота и гражданских правонарушений законодательно не урегулированы. Судебным прецедентом, например, регулируются гражданско-правовые отношения. Также в законах не предусмотрена форма заключения договоров (отдается прецедентному праву). Много законов оставлено на судейское усмотрение: решение Верховного суда имеют силу убеждающего прецедента для низших судов; принципы права - используются в качестве источника права при рассмотрении конкретного дела. В Исландии судья при вынесении решения по делу руководствуется собственным правосознанием, принципом справедливости.
2. Система права. Сходство с континентальной системой права. Есть писанные конституции. Схожие структуры системы права (такие же отрасли, институты, нормы). Система права четко разделена на частное право (семейное, обязательственное, коммерческое, МЧП, право собственности) и публичное право (конституционное, административное, налоговое, экономическое). Та же система законодательства (законы, кодексы).
Латиноамериканская правовая система (ЛАПС)
Страны Латинской Америки – Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили – бывшие колонии Франции, Испании, Португалии. Правовые системы этих стран близки к группе континентального права (больше к романской). Однако их нельзя полностью вписать в Романо-германский тип правовой системы, поскольку конституционное право этих стран формировалось под сильным влиянием американского права. Конституция США стала отправной точкой конституционного развития стран Латинской Америки. Поэтому, в отрасли частного права заимствована модель Романо-германской правовой системы, в области публичного права – заимствована модель англосаксонского общего права.
Становление и развитие латиноамериканской правовой система (на примере Мексики)
Правовая система Мексики отражает типичные черты истории латиноамериканского права в XIX и вв. и непосредственно связана с падением бывших испанских и португальских колониальных империй в Америке.
В научной юридической литературе до сих пор разворачиваются дискуссии об исторических корнях современного латиноамериканского права. В соответствии с этим особое внимание уделяется двум основным научным школам, работающим в данном направлении:
- школа «испанистов»
- концепции соционормативных систем доколумбовской эпохи.
1) Школа испанистов длительное время доминировала в мексиканской литературе. Представители данной школы связывали правовые системы в Латинской Америке с «великой исторической миссией» испанских конкистодоров и католической церкви. Согласно данной теории испанские и португальские колонизаторы «подарили» аборигенам «цивилизованное право» (юридический этноцентризм). Вспомним, что включает в себя это понятие.
2) Другие, напротив, говорили о значительном вкладе индейских народов в латиноамериканскую культуру, экономическую, политическую и правовую жизнь. Подчеркивают большое значение соционормативных систем доколумбовской эпохи для формирования национального права.
Именно с тем вопросом, кто же повлиял на формирование латиноамериканской правовой системы, и связана проблема места латиноамериканского права в общей системе правовых семей.
Одни юристы относят ЛАПС (право Мексики) к Романо-германской группе континентальной системы права (РГПС). – Вигмор, Армижон, Нольде, Вольф.
Другие, выделяют ЛАПС в самостоятельную группу, занимающую особое место в классификации правовых систем мира. – Бевилаке, Пас.
Сошлись на авторитетном мнении Р. Давида, который высказывает мнение о том, что ЛАПС хотя и принадлежит по своей структуре и общим чертам к РГПС, заслуживает того, чтобы быть выделенным в рамках этой семьи в отдельную группу, поскольку оно обладает некоторыми особыми чертами, не характерными для других стран РГПС. Эта позиция является компромиссной и наиболее приемлемой.
Со времен колонизаций испанское (РГПС) право применялось в колониях с частичным сохранением индейского «аборигенного» нормативно-правового материала (структура индейских народов, общинное землепользование). Столкнувшись с данными различиями колонизаторы были вынуждены признать традиционное обычное право и санкционировать его, дабы потом использовать в своих целях. В специальном королевском акте от 6 августа 1555 г. предписывалось соблюдать законы и добрые обычаи, которые с древних времен индейцы использовали для своего хорошего управления, но они не должны противоречить священной религии и законам.
Современная правовая система Мексики (как пример ЛАПС) восприняла структуру источников права, унаследованную еще из колониального права, но впитала при этом идеи школы естественного права и французские доктрины источников права.
Мексиканское публичное право
Важнейшим источником права в Мексике является закон, который с момента провозглашения независимости становится основной формой права и инструментом создания новой национальной правовой системы.
Законодательные источники права в Мексиканской правовой системе представляют собой следующую иерархическую структуру:
- конституция Мексиканских Соединенных Штатов
- кодексы
- текущее законодательство.
Конституция занимает центральное место среди источников права и служит базой текущему законодательству. Важность конституции обеспечивается соответствующим правовым механизмом, предполагающим установление особого порядка принятия конституции, более сложную по сравнению с остальными законами процедуру ее изменения, а также обязательность соответствия конституции всех иных нормативных актов государства и установление системы контроля за конституционностью законов (процедура формы контроля за конституционностью законов называется «хуисио ампаро» - сложилась еще в XIX.). Такое отношение к конституции, ее юридическое значение и порядок ее применения основано на другой правовой системе – АСПС, в которой господствуют: идея разделения властей, система сдержек и противовесов с сильной президентской властью, федерализм и т.д. Все эти идеи, ранее апробированные в конституционной истории США, были восприняты первыми конституциями Мексики, а затем развиты Конституцией 1917 г.
Главным в правовой системе Мексики является также осуществление кодификационных работ, создание по основным отраслям публичного и частного права единых кодексов. Кодификация законодательства заложила основу для формирования национальных правовых систем в Латинской Америке. Идея о необходимости кодификации в XIX в. получила сильный импульс под влиянием французских просветителей и юристов, а также положений буржуазного либерализма. Главным кодексом, который повлиял на традиции ЛАПС является кодекс Наполеона (1804 г.).
Мексиканское частное право
Данное право формировалось также под влиянием французского гражданского кодекса (1804 г.) и торгового кодекса (1807 г.).
Первый ГК Мексики был принят в 1870 г. и во многом воспроизводил одновременного ГК и ГПК Франции.
В начале XX в. в правовой системе Мексики в отношении частного права происходят изменения. В 1932 г. принимается новый ГК, который занимает особое место среди латиноамериканских гражданских кодексов. Надо заметить, что принятие ГК в других латиноамериканских республиках дело редкое.
В Латинской Америке еще до завоевания независимости была воспринята идея деления частного права на гражданское и торговое право (проблема дуализма в частном праве) (1884 г.). В настоящее время большинство мексиканских юристов считает, что дуализм частного права не имеет практического смысла и ведет поиски наиболее приемлемых форм унификации основных гражданско-правовых и торгово-правовых институтов.
До сих пор все законодательство меняется.
Общая характеристика:
1. Источники права: основной источник – закон; обычай – имеет второстепенный характер, но есть исключения в Аргентине – обычаю уделено большое внимание; судебный прецедент – практически не признается источником права
2. Деление права на отрасли (гражданское, криминалистика и пр.).
3. Кодификация права.
4. Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в федеральных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Субъекты федерации наделены компетенцией по вопросам местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции.
5. Хоть и закреплен конституционный образец (Конституция США 1787 г.), но не во всех латиноамериканских странах стабильная обстановка (например, в Венесуэле Конституция менялась 20 раз за 168 лет существования страны; в Боливии за 152 года – 21 конституция).
6. Схожие с учетом национальных особенностей принципы построения и функционирования американских судов, особенно Верховного суда.
Таким образом, в латиноамериканских странах происходит своего рода дуализм преемственности той или иной правовой системы: в сфере публичного права – американская система; в сфере частного – романская система права.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 2415;