Конструктивные особенности концертных залов и студий звукозаписи
Концертные залы проектируют для одновременного удовлетворения музыкальной потребности большого количества слушателей. Основная задача состоит в том, чтобы придать залу свойство накопления и равномерного распределения акустической энергии по пространству, занимаемому слушателями. При проектировании залов с естественной акустикой, т.е. залов, в которых не будет применяться звукоусилительная аппаратура, придерживаются следующих положений:
1. Зал должен быть хорошо звукоизолирован. Иногда для этой цели делают двойные стены, т.е. с воздушной прослойкой.
2. Длина зала не должна превышать 40...50 м. В длинных залах трудно обеспечить пространственную однородность диффузной компоненты.
3. Отношение длины зала к ширине и ширины к высоте должно быть больше 1, но не более 2. В коротких (широких) залах для сидящих у стен возникают чрезмерные задержки боковых отражений при относительно невысоком уровне прямого звука. При чрезмерной высоте зала партер лишается ранних отражений, что обедняет звук, возникает ощущение затычек в ушах. Даже в самых больших залах (V> 10000 м3) высота не должна превышать 14 м. Низкий потолок также убивает звук.
4. Объем зала и оптимальное количество слушателей связаны соотношением:
где N — количество слушателей,
V — общий объем концертного зала, м3.
В залах, где объем, приходящийся на одного слушателя, превышает 8 м3 трудно достичь хорошего звучания.
5. В зале должны отсутствовать большие гладкие параллельные поверхности, между которыми может порождаться эффект «порхающего эха».
6. Потолок и стены должны иметь такую конфигурацию, чтобы равномерно распределять отраженную энергию и исключить зоны пиков и провалов.
7. Для более равномерного распределения энергии на высоте 6...8 м над оркестром монтируют звукорассеивающие конструкции.
8. Амфитеатр и балкон должны быть наклонными (так, чтобы удаленная часть зала и балкона были приподняты) для обеспечения лучшего обозрения происходящего на сцене и более равномерного распределения акустической энергии.
Студии средних и малых размеров чаще всего имеют форму параллелепипеда, стороны которого — длина l, ширина b и высота h — находятся в соотношении так называемого «золотого сечения»:
Откуда, учитывая, что объем зала, получим:
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1485;