Принципы формирования сигналов в системах цветного телевидения
Современное цветное телевидение базируется на теории трехкомпонентного цветового зрения, из которой следует, что смешением трех основных спектральных цветов, взятых в определенных пропорциях, можно получить все возможные цвета. При этом основные цвета должны быть линейно независимыми, т.е. ни один из них не может быть получен путем смешения двух других. В качестве основных обычно берутся следующие цвета монохроматического излучения; красный (R) с длиной волны λ = 700,1 нм, зеленый (G) - λ = 546,1 нм, синий (В) - λ = 435,8 нм. Например, равноэнергетический белый цвет можно получить смешением в равной пропорции основных цветов R, G, В.
Для передачи по телевидению многоцветное изображение объекта на передающей стороне должно быть разделено на три одноцветных изображения (в красном, зеленом и синем цветах). Далее видеосигналы ЕR, EG, ЕB данных одноцветных изображений следует передать по каналу связи по аналогии с черно-белым телевидение ем. На приемной стороне для получения цветного изображения объекта необходимо воспроизвести три одноцветных изображения и осуществить их совмещение.
Важнейшим требованием, предъявляемым к системам цветного телевидения, является совместимость, означающая:
1) возможность приема цветных передач в черно-белом виде на существующие черно-белые телевизоры (прямая совместимость);
2) прием сигналов черно-белого телевидения на цветные телевизоры (обратная совместимость);
3) передачу сигналов цветного и черно-белого телевидения по одному и тому же каналу связи (в полосе частот черно-белого телевидения).
Для обеспечения совместимости в цветном телевидении необходимо иметь сигнал, который создавал бы нормальное черно-белое изображение с правильным воспроизведением градаций яркости цветного объекта. Поэтому в совместимых системах цветного телевидения из полученных на передающем конце видеосигналов основных цветов ER, EG, ЕB формируется яркостный сигнал Еγ:
Еγ = 0,3ER+0,59EG+0,11ЕB, (6.1)
в котором численные значения коэффициентов, определяющих долю напряжений видеосигналов основных цветов, выбраны с учетом характеристик принятого опорного белого цвета D6500 (источника с цветовой температурой 6500К, соответствующего излучению дневного облачного неба) и координат цветности люминофоров современных цветных кинескопов. Яркостный сигнал ЕY в соответствии с выражением (6.1) формируется с помощью кодирующей матрицы, которая представляет собой резистивные делители напряжения с общей нагрузкой.
Кроме яркостного сигнала, в совместимой системе цветного телевидения необходимо передавать информацию о цветности. Практически достаточно передавать на приемную сторону только два цветных сигнала, например ЕR и ЕB. Третий цветовой сигнал EG может быть легко получен на приемном конце матрицированием на основании уравнения (6.1). Однако непосредственная передача сигналов ER и ЕB нецелесообразна, поскольку данные сигналы, кроме информации о цвете, содержат избыточную информацию о яркости, которая уже имеется в сигнале ЕY. Поэтому во всех совместимых системах цветного телевидения передаются цветоразностные сигналы
ЕR-B = ER-EY =0,7ER -0,59EG -0,11EB
ЕB-Y =EB-EY= -0,3ЕR - 0,59EG + 0,89EB (6.2)
которые формируются вычитанием из ЕR и EB яркостного сигнала EY. Особенность цветоразностных сигналов заключается в том, что они не содержат информации о яркости. Например, их амплитуда равняется нулю при передаче белых или серых участков изображения, когда ЕR = EG = EB = EY, и мала на слабо насыщенных цветах. Так как такие цвета обычно преобладают, то средняя амплитуда цветоразностных сигналов гораздо меньше максимальной и много меньше той средней амплитуды, которая была бы при передаче сигналов ЕR, EG, EB. Это намного улучшает помехоустойчивость и совместимость систем цветного телевидения. Причем цветоразностные сигналы достаточно передавать в сокращенной полосе до 1,5 МГц. Это объясняется особенностями зрительного восприятия цветных изображений. Экспериментальные исследования показали, что цветными зрительный аппарат человека воспринимает только крупные и средние детали изображения. Мелкие детали, которым соответствуют частоты цветоразностных сигналов более 1,5 МГц, достаточно воспроизводить черно-белыми, при этом общая оценка качества цветного изображения практически не ухудшится.
В совместимых системах цветного телевидения яркостный й цветоразностные сигналы должны передаваться в стандартной полосе частот черно-белого телевидения. Для этого используется уплотнение спектра яркостного сигнала сигналами цветности, т.е. формируется композитный телевизионный сигнал цветного изображения.
Практически в спектр яркостного сигнала вводятся одна или две поднесущие частоты, промодулированные двумя цветоразностными сигналами. Способ передачи и приема цветоразностных сигналов и различает между собой современные вещательные системы цветного телевидения.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 2574;