Комментарии в тексте программы
Во всех без исключения языках программирования предусмотрена возможность комментирования строк исходного кода. В комментарии программист в сжатом виде описывает, что делается в этих строках, для чего введена данная переменная, что произойдет после вызова процедуры. Другими словами, в комментариях разработчик кода кратко поясняет смысл рожденных в его голове команд. В результате листинг программы становится более понятным, более читаемым и доступным для изучения.
Для того чтобы при компиляции программы текст комментариев не воспринимался Delphi как исходный код программы и не служил источником ошибок, приняты следующие соглашения. Комментарием считается:
1. Отдельная строка, начинающаяся с двух наклонных черт //:
//Одна строка комментария
2. Весь текст, заключенный в фигурные скобки {} или в круглые скобки с символами звездочек (**):
{Текст комментария}
(*Это тоже комментарий*)
Текст комментария пропускается компилятором и не оказывает влияния на «жизнедеятельность» модуля.
Если внympu фигурных скобок на nepвой позиции окажется символ $, то это не что иное, как директива компилятора. В шаблоне только что созданного нами приложения такая директива есть:
{$APPTYPE CONSOLE}
В данном случае это означает, что наш проект является консольным приложением. Начинающему программисту не следуem изменять ни содержимое таких строк, ни место их расположения, в противном случае есть риск привести свой проект в негодность.
Компиляция и запуск программы на выполнение
Теперь научимся компилировать программу. Компилирование - это процесс, переводящий программу с языка программирования (в нашем случае с языка Pascal) на язык машинных команд. Как - то неинтересно компилировать пустой проект, поэтому давайте научим его чему -нибудь полезному, например здороваться. В следующем листинге предложен пример такой программы. А для того чтобы исходный код был понятен, он буквально насквозь пропитан комментариями.
program Project1;
{Это листинг самой короткой и доброжелательной программы на свете}
{$APPTYPE CONSOLE} //это директива компилятора, которую мы не трогаем
uses SysUtils; (*строка подключения внешних библиотек подпрограмм, хотя, между нами говоря, в этой программе внешние модули нам не нужны*)
Begin
WriteLn(‘Hello, World!’); //выводим текст «Привет, Мир!»
ReadLn; //ожидаем ввод – нажатие любой клавиши завершит работу
End.
Повторив код программы, выберите пункт главного меню Delphi Run -> Run. Если все повторено безошибочно, то за считанные доли секунды на экране появятся плоды нашего коллективного творчества – консольное окно со строкой «Hello, World!». Если же вдруг была допущена ошибка, то компилятор просигнализирует о ней, выделив в листинге строку, содержащую предполагаемую ошибку или следующую за ней строку.
Вместо утомительных поисков необходимого элемента в меню у программистов Delphi наибольшей популярностью пользуется быстрая клавиша запуска программы - функциональная клавиша F9. При нажатии этой клавиши осуществляется проверка синтаксиса проекта, его компиляция и запуск исполняемого ехe - файла.
Как видите, вся программная логика сосредоточена внутри составного оператора begin end и выполняется линейно в соответствии с очередностью следования строк.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 687;