Культура Московской Руси
В XV–XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-татарских захватчиков, полностью сформировалось Русское единое государство. Эти явления заметным образом сказались на культуре. Ведь именно борьба русского народа с иноземцами, новые задачи государства стали основными темами в развитии русской культуры. В частности, такая тематика прослеживается в литературе.
Наиболее известными литературными произведениями того времени стали «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), повествующие о временах монголо-татарского нашествия, восхваляющие мужество и смелость русских воинов-освободителей.
После окончательного объединения русских земель в XV в. происходит и слияние местных культур. Появляется общерусская культурас ее характерными особенностями, сохранившимися в течение многих веков.
В XV в. появился новый литературный жанр – литературные путешествия. Купец Афанасий Никитинописал свое путешествие в Индию (1466–1472 гг.) в записках «Хождение за три моря». Это произведение отличается, многосторонностью.
Важным этапом в становлении русской литературы стало появление книгопечатания в конце XV в. До этого пергамент стали заменять бумагой. В Москве появилась первая типография, во главе которой стояли Иван Федоров (ок. 1510–1583)и Петр Мстисла-вец.На начальном этапе становления единого Русского государства наиболее развитыми в архитектурном отношении были Новгород и Псков. Поскольку именно эти города в наименьшей степени пострадали при монголо-татарском нашествии.
В XIV в. в Новгороде стали формироваться новые архитектурные формы. Для нового стиля характерно нарядное внешнее убранство. Это и фресковые росписи, и скульптурные кресты, и декоративные ниши. Но в Новгороде возводились не только храмы, широко велось гражданское строительство. Ярким примером городской архитектуры являются Грановитая палата(1433 г.) и Каменный кремль(1302 г.).
И конечно же в новом государстве начинается застройка столицы. Наиболее известное из архитектурных произведений Москвы – Московский Кремль.Первоначально он был укреплен валом. Но во время царствования Ивана IIIначалась его перестройка. В 1485–1495 гг. стены из белого камня были заменены кирпичным. Во время правления Ивана III в 1475–1479 гг. был построен Успенский собор,а в 1484–1489 гг. – Благовещенский собор,а также была построена Грановитая палата(1487–1491 гг.). Во времена правления его сына Василия III(1505–1508 гг.) был построен Архангельский соборМосковского Кремля, колокольня «Иван Великий» (1505–1508 гг.), которая была надстроена в 1600 г.
Неотрывно от зодчества развивалась и живопись. В первую очередь иконопись. Гениальными художниками XIV–XV вв. были Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405)и Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430).
Итак, культура Московской Руси XIV–XVI вв. – это символ расцвета, начало формирования единой общерусской культуры.
45. Русская культура XVII–XVIII вв
В XVII в. не все было гладко в России. Если к этому времени большинство европейских стран пошли по пути «буржуазного развития», то Россия задержалась на этапе феодальных отношений. Это во многом мешало развитию русской культуры, которая как бы осталась на этапе средневековья. Но несмотря на это, стали намечаться новые тенденции.
Попытки вывести Россию на более высокий уровень делаются во время правления первого российского императора Петра I Великого (1672–1725).Развиваются внешние связи России с другими государствами мира. В XVIII в. начинает складываться капиталистический уклад. Главное культурное событие этого времени – окончательное формирование национальной русской культуры.Начинают развиваться новые направления культуры, такие как наука, светская живопись, художественная литература, театр и др.
Поворотным моментом в истории культуры России стало обмирщение культуры,т. е. отклонение от церковных традиций в сторону светской жизни. Этот процесс также называют секуляризацией.
Несмотря на возвращение к традициям, к концу XVII в. а начинают складываться новые архитектурные направления. Одним из наиболее ярких стилей, богатых на украшения и узоры, был стиль московского барокко.
Огромное развитие имела живопись. Здесь появляется новый бытовой жанр, портретная живопись, которая использует приемы иконописи. Такая портретная живопись получила название парсуна.
В XVIII в. большое значение в развитии государства приобретает образование, особенно стоит отметить период правления Петра I, когда образование стало государственной политикой. Появляются школы, в том числе и ряд профессиональных школ (Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и др.), с 1724 г. начинает работать Академия наук, а в 1755 г. при содействии русского ученого мирового значения Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765)открывается первый Московский университет. Уже к концу XVIII в. в России насчитывается 550 учебных заведений.
Стала развиваться и художественная литература. Крупнейшими ее представителями стали русский поэт, представитель русского классицизма Гаврила Романович Державин (1743–1816),русский писатель-просветитель Денис Иванович Фонвизин (1744/1745-1792),российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин (1766–1826).
В 1702 г. по приказу Петра I был создан первый в России публичный общедоступный театр в Мос– кве. Вскоре театры стали появляться и в других городах России. Наиболее известным театральным деятелем этого времени был русский писатель Александр Петрович Сумароков (1717–1777). Он работал в петербургском театре, где ставил пьесы русских мастеров, включая и свои, в качестве актеров выступали кадеты.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 524;