Преступления, связанные с посягательством на нормальную деятельность судов или органов предварительного расследования со стороны лиц, обязанных им содействовать
В предыдущем параграфе рассматривались деяния, которые за немногими исключениями можно охарактеризовать как специальные составы преступлений против государственной службы. В данном параграфе основным признаком деяний также является наличие специального субъекта и специального потерпевшего. Но здесь речь идет во многих случаях об участниках судопроизводства, не являющихся должностными лицами, в том числе о носителях доказательственной информации или ложной информации, которую они пытаются выдать за доказательственную, а также и субъектах некоторых специальных процессуальных обязанностей. Применительно к объекту деяний, рассматриваемых в данном параграфе, он включает не только законную деятельность органов суда и предварительного расследования, но и права и законные интересы лиц, заинтересованных в установлении истины и справедливом разрешении дел.
Выделим три группы составов, которые предполагаем рассмотреть:
во-первых, ст. 306-309, 316 УК РФ, объединенные признаками объективной стороны деяний: представлением заведомо ложной доказательственной информации, либо неправомерным отказом от ее представления, либо действиями, направленными на обеспечение искажения или неполноты информации;
во-вторых, ст. 310-312 УК РФ, объединенные по признаку неисполнения виновными специальных процессуальных обязанностей;
в-третьих, ст. 313-315 УК РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение приговоров к лишению свободы, иных приговоров, решений, других судебных актов.
Составы преступлений, включенные в первую из выделенных нами групп, это заведомо ложный донос, заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод, отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний, подкуп или принуждение к даче ложных показаний либо заключения эксперта, либо к уклонению от дачи показаний (заключения), либо к неправильному переводу, укрывательству преступлений. Все эти преступления по субъективной стороне совершаются с прямым умыслом, что подчеркивается использованием в большинстве статей, описывающих данные составы, указания на заведомость либо описанием действий виновных, которые по самой природе не могут быть неосторожными (отказ, подкуп, принуждение, укрывательство).
Заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). Непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие интересы законного порядка разрешения уголовных дел.
Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в заведомо ложном сообщении в органы, имеющие право возбудить уголовное дело, о якобы совершенном преступлении (с указанием или без указания на лицо, якобы его совершившее).
Заведомо ложный донос - это недостоверная информация о якобы готовящемся и совершенном преступлении.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента сообщения заведомо ложной информации о готовящемся или совершенном преступлении в правоохранительные органы либо иные органы власти.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что сообщает органам власти заведомо ложные сведения о готовящемся либо совершенном преступлении, и желает это сделать. Цели и мотивы здесь (клановые интересы, месть, отвлечение внимания от действительного преступника, корысть и т.д.) значимы для индивидуализации наказания, но на решение вопроса об ответственности не влияют.
Субъект преступления - лицо, достигшее шестнадцати лет. Заведомо ложный донос надо отличать от заведомо ложного показания: он имеет произвольную форму (устную или письменную) и направляется до возбуждения уголовного дела или привлечения к уголовной ответственности соответствующего лица в расчете, что послужит поводом для такого решения. Донос может быть направлен в орган, имеющий полномочия на возбуждение уголовного дела (представление обвинения), или в иные органы в расчете на передачу в правоохранительные органы. Рассматриваемая статья предусматривает квалифицирующие обстоятельства: деяние, соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления или с искусственным созданием доказательств обвинения. В последнем случае имеется в виду фальсификация доказательств.
Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ). Показания свидетелей, потерпевших, заключения экспертов представляют собой важные средства для доказывания обстоятельств дела и установления истины.
Непосредственный объект преступления составляют общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, предварительного следствия, суда по осуществлению правосудия.
Объективная сторона преступления состоит в том, что названные в ч. 1 ст. 307 УК РФ лица, несмотря на предупреждение их об ответственности за заведомо ложные показания или заключение либо за заведомо неправильный перевод, сообщают органам предварительного расследования или суду несоответствующие действительности, искаженные сведения о фактических данных, имеющих доказательственное значение.
Заведомо ложные показания свидетеля и потерпевшего означают не только искажение фактических данных, но и их отрицание.
Заведомо ложное заключение эксперта - это не соответствующий действительности вывод по результатам исследования материалов, относящихся к предмету экспертизы.
Под неправильным переводом имеется в виду заведомое искажение содержания показаний допрашиваемых лиц, исследуемых документов.
Квалифицирующие признаки рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 307 УК РФ) - если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Субъекты преступления указаны в норме - это свидетель, потерпевший, эксперт и переводчик. Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый не могут быть привлечены к ответственности по ст. 307 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления - месть, корысть, зависть, цель - облегчить положение подозреваемого, обвиняемого, истца, ответчика либо усугубить его.
Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ). Своеобразие данной статьи состоит в следующем: а) не все свидетели или потерпевшие, не имеющие иммунитета, в ст. 51 Конституции РФ могут нести ответственность по ст. 308 УК РФ, но лишь достигшие шестнадцати лет; б) данная статья (как и ст. 307, 309 УК РФ и некоторые другие) защищает законное осуществление правосудия по любым делам, а не только по уголовным; в) помимо лиц, упомянутых в ст. 51 Конституции РФ, не несут ответственности за отказ от дачи показаний также священнослужители (если предмет показаний составляют сведения, полученные на исповеди), адвокаты.
В примечании к данной статье предусмотрено, что лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников.
Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ). Данная статья адресована лицам, заинтересованным в исходе дела из личных (в том числе корыстных) или групповых, клановых побуждений, которые не ведут расследование или судебное разбирательство по данному делу.
Непосредственный основной объект составляют общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов, обеспечивающих правосудие по гражданским, административным или уголовным делам. Непосредственный дополнительный объект - права и свободы лиц, призванных содействовать органам предварительного расследования и суду в получении доказательств при осуществлении судопроизводства.
Объективная сторона преступления связана с подкупом (совпадающим в этом аспекте с взяточничеством), психическим или физическим насилием.
Состав преступления - формальный, оно считается оконченным с момента передачи подкупа виновным лицом.
Квалифицирующие и особо квалифицирующие обстоятельства, предусмотренные ст. 309 УК РФ, связаны с характером физического насилия. Но при этом по данной статье квалифицируется сам факт насилия, неопасного либо опасного для жизни или здоровья принуждаемых лиц. Наступление же соответствующих последствий требует в ряде случаев квалификации по совокупности.
Несколько особняком в рассматриваемой группе составов стоит ст. 316 "Укрывательство преступлений" УК РФ. Непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие интересы правосудия. Применительно к этому преступлению отметим следующее. Во-первых, имеется в виду заранее обещанное укрывательство (т.е. не обещанное до совершения преступления). Если оно обещано ранее, налицо пособничество. Во-вторых, законодатель сузил поле ответственности за заранее не обещанное укрывательство (сокрытие следов, вещественных доказательств, имущества, добытого преступным путем, самого виновного и т.д.): по УК 1996 г. ответственность наступает только при укрывательстве особо тяжких преступлений. В случае если виновный обещал укрыть преступника, орудия преступления, средства совершения преступления либо предметы, добытые преступным путем до совершения преступления, в момент его совершения, до его окончания (для материальных составов, до наступления преступного результата) - налицо соучастие. Наконец, в-третьих, те же лица, которые обладают свидетельским иммунитетом, не несут ответственность и за заранее не обещанное укрывательство.
Объективная сторона преступления выражается в деянии (чаще всего), заключающемся в укрывательстве преступника, совершившего особо тяжкое преступление, либо орудий, средств преступления и предметов, добытых преступным путем.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершенного деяния и желает его совершения.
Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое не является супругом или близким родственником преступника.
Перейдем теперь ко второй выделенной нами группе составов. Это составы, устанавливающие ответственность за нарушение специальных процессуальных обязанностей, - разглашение данных предварительного расследования, разглашение сведений о мерах безопасности, принимаемых при производстве по уголовному делу, незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации, побег из-под ареста или из-под стражи.
Применительно к разглашению данных предварительного расследования (т.е. любых сведений, имеющихся в материалах дела) или разглашению сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников процесса или их близких (ст. 310, 311 УК РФ), специфично то, что по субъективной стороне эти деяния могут совершаться не только с прямым, но и с косвенным умыслом. Вместе с тем разглашение данных предварительного расследования влечет ответственность лишь тех лиц, которые были специально предупреждены о недопустимости разглашения. Этот факт должен быть подтвержден отобранием подписки с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ. Разглашение влечет уголовную ответственность, в случаях когда оно совершено, например, адвокатом в интервью, свидетелем или потерпевшим в кругу других лиц с аналогичным процессуальным статусом, но еще не допрошенных и т.д., лишь если оно осуществлено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Что же касается субъектов разглашения сведений о мерах безопасности (например, об охране лица или жилища, изменении места жительства, замене документов и т.д.), то речь может идти только о должностных лицах или иных служащих, которым эти сведения стали известны в связи с их служебными обязанностями. Статья 311 УК РФ предусматривает квалифицирующие обстоятельства в виде тяжких последствий. Поскольку преступление, предусмотренное ст. 311 УК РФ, является оконченным с момента разглашения сведений, фактически наступление тяжких последствий (гибель, тяжкий вред здоровью защищаемого лица или лиц из его охраны, похищение лица или его близких, уничтожение жилища, развал дела и т.д.) предполагает возможность квалификации по совокупности.
Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ). С объективной стороны данное преступление охватывает как специфические действия лица, которому оно вверено, либо служащего кредитной организации, производящего операции с арестованными средствами (сокрытие, незаконная передача), так и действия, предусмотренные законодательством о преступлениях против собственности (растрата, присвоение, иное отчуждение). В последнем случае представляется необходимой квалификация по совокупности.
Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется прямым умыслом: наличие обязательного признака субъекта, которому в установленном законом порядке имущество передано на ответственное хранение с предупреждением об уголовной ответственности за незаконные действия в отношении этого имущества; аналогичное предупреждение в отношении служащих кредитного учреждения, в котором находится арестованный счет. Как и в ряде других случаев, ст. 312 УК РФ относится к незаконным действиям с имуществом как по уголовным, так и по гражданским и административным делам.
Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ). Непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие интересы правосудия, которые состоят в неисполнении судебных решений в виде лишения свободы или изоляции от общества административно задержанных, подозреваемых по уголовным делам и других лиц, находящихся под стражей.
С объективной стороны преступление заключается в самовольном оставлении без ведома или, несмотря на противодействие охраны, любого помещения, где обвиняемый (подозреваемый) содержится под стражей; транспортного средства, в котором он перемещается под стражей; здания суда или органа предварительного расследования либо иного помещения или участка территории, куда он доставлен под стражей для участия в процессуальной деятельности.
К местам лишения свободы в соответствии со ст. 74 УИК РФ относятся исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения.
К местам содержания под стражей относятся следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, гауптвахты для военнослужащих, а также арестные дома.
Состав преступления - формальный. Побег считается оконченным в момент, когда виновный покинул охраняемую территорию или место.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер совершаемого побега и желает его совершить.
Субъект преступления - специальный: лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста либо отбывающее наказание, либо арестованное, либо задержанное.
Для решения вопроса о наказании, а иногда и об ответственности небезразлична мотивация виновного, например если побег имеет положительную мотивацию и связывается с надеждой добиться справедливости в органе, куда виновный собирается обратиться, наличием угрозы жизни, здоровья, половой неприкосновенности, невыносимыми условиями содержания и т.д.
Статья 313 УК РФ предусматривает квалифицирующие обстоятельства: совершение деяния группой по предварительному сговору или организованной группой; применение насилия или угрозы насилия, опасного для жизни или здоровья, применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Тяжкие последствия, наступающие в результате этих действий, не охватываются рассматриваемой статьей и требуют квалификации по совокупности.
К третьей выделенной нами группе составов мы относим побег из места лишения свободы, уклонение от отбывания лишения свободы, неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.
Уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ) устанавливает уголовно-правовые гарантии реализации таких гуманных мер, как разрешение осужденному краткосрочного выезда за пределы места лишения свободы, а также предоставление отсрочки исполнения приговора или отбывания наказания. Речь идет о невозвращении без уважительных причин по истечении срока, на который был разрешен выезд за пределы места лишения свободы (например, в связи с исключительными семейными обстоятельствами или в качестве поощрения) в период отпуска. Применительно к отсрочке исполнения приговора или отбывания наказания (ст. 82 УК РФ), например, для беременных женщин и женщин с малолетними детьми уголовная ответственность наступает при неявке для исполнения наказания без уважительных причин по истечении срока отсрочки либо после ее отмены по основаниям, предусмотренным законом. Уважительность причины неявки для исполнения наказания, исключающая уголовную ответственность, требует оценки в каждом конкретном случае. Она может быть связана, например, со стихийным бедствием, болезнью, стечением исключительных обстоятельств в семье и т.д.
Объективная сторона преступления состоит в уклонении от отбывания наказания осужденным, которому разрешен краткосрочный выезд за пределы места лишения свободы. Уклонение от отбывания наказания выражается в том, что осужденный не является к установленному сроку в исправительное учреждение без уважительных причин.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Его цель - уклониться от отбывания наказания.
Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ). В ней идет речь о злостном неисполнении вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта. Злостность как признак объективной стороны характеризуется неисполнением (а тем более, воспрепятствованием исполнению) указанными в ст. 315 УК РФ лицами вступивших в законную силу приговора суда, решения суда, иного судебного акта, несмотря на разъяснение суда или судебного исполнителя, пристава о недопустимости и последствиях этих действий. Неисполнение включает как прямой отказ, так и фактическое саботирование судебного акта, несмотря на истечение срока, предусмотренного законом или указанного в этом акте. Сокрытие факта поступления судебного акта, запрет подчиненным его исполнять, препятствование входу судебного исполнителя (пристава) в служебное помещение, сопротивление описи имущества, аресту вкладов и т.д. - все это формы воспрепятствования исполнению судебного акта как разновидности неисполнения, имеющей повышенную общественную опасность.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Его субъектами являются должностные лица, управленцы коммерческой или иной организации, которым по их служебному положению надлежит издать распоряжение по исполнению судебного акта и проконтролировать их реализацию. Поскольку обвинительные приговоры исполняются в рамках уголовно-исполнительной юстиции, основная направленность рассматриваемой статьи распространяется не на гражданские и административные дела (на последние в части имущественных санкций), а на уголовные дела, главным образом в части исполнения приговора в части гражданского иска, конфискации имущества, запрещения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 583;