Психология в средние века
Предмет, задачи и методы психологии
Слово «психология» произошло из слияния двух греческих слов: «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово), что означает «наука о душе». Первое систематическое изложение психологических явлений и фактов было предпринято древнегреческим философом Аристотелем в его известном трактате «О душе», поэтому Аристотеля и считают основателем психологической науки.
Психология – это наука, которая изучает внутренний мир человека, состоящий из собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воображения, эмоций, воли, интересов, сновидений и т.д. Это мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Психология прошла долгий путь развития, в котором можно выделить такие основные исторические этапы:
Психологические знания в античности
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, это существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Так, согласно представлению Платона (427-347 гг. до н.э.), душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Душевные явления подразделяются им на разум, мужество и вожделения.
Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. «Душа есть божественное, вечное, тело же бренное, тленное. Душа управляет телом человека. Поэтому надо заботиться о душе». Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, стала основой для всех последующих идеалистических теорий.
Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), который впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, по его мнению, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость. Вместе с представлениями Платона и других философов идеи Аристотеля владели умами вплоть до V века новой эры.
Психология в средние века
В результате усиления церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку, душа рассматривалась как божественное, сверхъестественное начало, и поэтому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
На этом этапе возникло множество философских школ, которые вели борьбу с богословами.
Наиболее известным философским течением этого времени является учение схоластов (Фома Аквинский), основанное одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля и пытавшееся объяснить мир с помощью разума, «озаренного» верой. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман ввели термин «психология» (1590).
В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. При этом, следует отметить деятельность арабских мыслителей ІХ-ХІІ в.в. Авиценны и Аввероэса.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 926;