Беспредельность Времени и Пространства

 

Время и Пространство - понятия, присущие преимущественно проявленным мирам. Это величины условные и относительные, которые порождаются движением проявленных миров вокруг своих осей и своих центров. На каждой обитаемой планете существует своя мера для измерения времени и пространства и свой собственный календарь, не похожий на другие. Основанием для зарождения существующей меры времени на нашей планете послужило вращение Земли вокруг своей оси и движение вокруг Солнца, а также фазы, или движение Луны вокруг Земли. Первое создает день и ночь, второе - год и его времена, третье - месяцы. Если бы наша Земля вращалась вокруг своей оси и Солнца вдвое быстрее или вдвое медленнее, то дни и годы у нас были бы или вдвое короче, или вдвое длиннее, но для нас они были бы такими же, как и теперь. На Юпитере год равняется 10400 нашим земным дням, а на Сатурне 25421 дню, но обитателям этих планет их год не кажется длиннее нашего года. Таким образом, видим что время есть понятие относительное и условное. Оно существует лишь для проявленных миров и благодаря им.

В житейском понимании время можно определить как промежуток между двумя событиями, явлениями или действиями, точно так же пространство ­как расстояние между двумя какими-нибудь предметами или точками. Но если представим себе такое положение, что никаких явлений и событий нет, как это бывает во время Космической Ночи, то время исчезает само собою, и длиннейшая Космическая Ночь, с точки зрения земной нашей меры, пролетает так же быстро, как наша обыкновенная земная ночь. Точно таким же образом исчезнет и пространство, если не будет объектов для измерения расстояний между ними.

""Время" есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания на протяжении нашего странствования в Вечности, и оно не существует, но "покоится во сне" там, где нет сознания, в котором может возникнуть иллюзия. Настоящее есть лишь математическая линия, отделяющая ту часть Вечной Длительности, которую мы называем Будущим, от части, именуемой нами Прошлым. Ничто на Земле не имеет истинной, реальной длительности, ибо ничто не остается без изменения - или тем же самым - на биллионную часть секунды. И ощущение, которое мы получаем от очевидности разделения времени, известного как Настоящее, происходит от неясности мгновенного восприятия или ряда восприятий предметов, передаваемых нам нашими чувствами, по мере того как эти предметы из области идеальных представлений, называемой нами Будущим, переходит в область воспоминаний, именуемую нами Прошлым. "..." И эти две вечности и составляют ту Длительность, в одной лишь которой все имеет истинное существование, если бы только наши чувства способны были воспринять это" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).

"Сокровенное Знание учит постоянному развитию всего сущего - как миров, так и атомов, и это чудесное развитие не имеет ни постижимого начала, ни воображаемого конца. Наша "Вселенная" является лишь одной из бесконечного числа Вселенных, и все они "Сыны Необходимости", ибо они звенья в великой космической цепи Вселенных, причем каждая является следствием предыдущей и причиной по отношению к последующей.

Появление и исчезновение Вселенной изображаются как выдыхание и вдыхание "Великого Дыхания", которое вечно и, будучи Движением, является одним из трех символов Абсолюта, остальные два - Абстрактное Пространство и Длительность. Когда Великое Дыхание устремлено, оно называется Божественным Дыханием и рассматривается как Дыхание Непознаваемого Божества - Единого Бытия, которое как бы выдыхает мысль, становящуюся Космосом. Также, когда Божественное Дыхание вдыхается, Вселенная исчезает в Лоне Великой Матери, которая тогда дремлет, "сокрытая в своих Покровах, Вечно Невидимых".

"То, что есть и в то же время нет" означает само Великое Дыхание, о котором мы можем лишь говорить как об Абсолютном Бытии, но не можем представить в нашем воображении как какую-либо форму Существования, которую мы могли бы отличить от He-Бытия. Три периода - Настоящее, Прошедшее и Будущее - являются в Эзотерической Философии сложным временем; ибо все три являют составное число только по отношению к феноменальному плану, но в области ноуменов они не имеют абстрактного значения. "..." В конце концов, все наши понятия о продолжительности и времени произошли из наших ощущений, согласно законам ассоциации. Будучи безвыходно связанными относительностью человеческого знания, понятия эти тем не менее не могут иметь иного существования, кроме как в переживаниях индивидуального эго, и они исчезают, когда его эволюционное продвижение рассеивает майю феноменального существования. Что есть время, например, как не панорамическая последовательность состояний нашего сознания!" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).

Таким образом, видим, что деление времени на годы, дни и часы относительно. В действительности в мироздании времени нет, нет и такой последовательности деления его на настоящее, прошедшее и будущее, какое установили люди, ибо в Беспредельности и Вечности эти три понятия сливаются в одно вечное мгновение. В сущности, можно сказать, что оно есть и его нет. Есть - в нашем Проявленном Мире, как относительное понятие, но эта относительность помогает нам разбираться в явлениях и событиях, и нет - в мироздании, ибо не может быть измерено и высчитано. Именно отсутствие времени в мироздании показывает его Вечность и Бесконечность. Если бы можно было измерить время и выразить его каким угодно большим числом, то это не была бы Бесконечность, но конечность. Мир Вечен и Беспределен не безграничностью протяжения во времени, но отсутствием времени.

Хотя наука и философия признают, что время и пространство принадлежат к одной и той же категории абстрактных понятий, но в отношении пространства это не вполне так. Если про время можно сказать, что оно есть и в то же время его нет, ибо оно не может быть измерено и вычислено, то про пространство этого сказать нельзя. Хотя, с одной стороны, так же как и время, оно не может быть исчислено, но оно всегда есть, всегда было и всегда будет, даже тогда, когда весь Проявленный Мир переходит в небытие, пространство остается.

Пространство есть вечная, беспредельная, несотворенная божественная Реальность, которая ни при каких обстоятельствах не исчезает, никогда, ни при каких изменениях состояния Космоса уничтожена быть не может. Пространство есть самое непонятное из всех непонятных понятий, самое удивительное из всех вызывающих удивление вещей, обладающее такими свойствами, какими не обладает ни одно из известных людям понятий.

Первое из удивительных свойств пространства есть то, что оно все в себе содержит, но само не содержится ни в чем. Как это осуществляется, кто может это понять и рассказать? Эта величайшая тайна мироздания никогда не станет доступна человеческому пониманию. В этом "Неведомом Вместилище" вмещается весь Непроявленный Мир с его океаном материи, со всеми его силами и энергиями, со всеми его потенциями и возможностями, со всеми прошлыми накоплениями и будущими достижениями развития всего мироздания. В этом "Неведомом Вместилище" вмещаются миллиарды проявленных миров со всеми их обитателями, со всеми их мыслями, желаниями и стремлениями. В этом "Неведомом Вместилище" вмещается весь Космос в периоде растворения, когда проявленных миров не существует и существует лишь хаотическое состояние материи. Таким образом, пространство есть вместилище всего во все времена и всех состояний Космоса.

 

Другое удивительное свойство пространства то, что оно не имеет ни верха, ни низа, ни боков, что центр его везде, а окружность нигде. В какую бы сторону пространства мы ни стремились, всюду будет бездна. Ведь что такое, в сущности, вечное движение всех небесных тел вокруг неведомых нам центров, как не вечное падение в бездну, которая ни в одну сторону не имеет дна? Если подумать, с какой умопомрачительной быстротой в течение миллиардов веков небесные тела мчатся в пространстве, не приближаясь ни на шаг к пределу его, то говорить о том, что оно где-то должно кончиться, прямо-таки смешно. Все астрономические вычисления пространства, в сравнении с Беспредельностью его, ничтожны. Потому и большое астрономическое число, хотя бы в миллиард световых лет, и малая земная мера, как один метр, в Беспредельности ничтожны и в своем ничтожестве равны.

Пространство, по изречению Тайной Доктрины, "не есть ни беспредельная пустота, ни условная полнота". Оно ни то, ни другое, но и то и другое вместе.

""Природа отвергает пустоту", - говорили перипатетики, которые, будучи по-своему материалистами, все же, может быть, понимали, почему Демокрит и его учитель Левкипп учили, что первичными Началами всех вещей, содержащихся во Вселенной, были Атомы и Пустота. Последняя означает просто скрытую Силу или Божество, которое до своего первого проявления - когда оно стало Волею, сообщившей первый импульс этим Атомам, - было Великим Ничем, Эйн-Софом, или He-Вещественностью, а потому для всех чувств Пустотой или Хаосом" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).

"Хаос, Теос, Космос - эти три и составляют содержание Пространства. "..." Пространство, которое современные мудрецы, в своем неведении и в силу иконоборческой склонности к разрушению каждой философской мысли древних, объявили "Абстрактной Идеей" и "Пустотою", есть в действительности Вместилище и Тело Вселенной с его семью Началами. Это Тело беспредельного протяжения. Начала которого, по оккультной фразеологии, - будучи, в свою очередь, семеричными - проявляют в нашем феноменальном мире лишь грубейшее строение своих подразделений" (там же).

"Хаос, Теос, Космос есть лишь три символа своего Синтеза ­Пространства. Никто никогда не может надеяться разрешить тайну этой Четверицы (Тетрактиса), придерживаясь мертвой буквы даже древних философий в том виде, как они толкуются сейчас. Но даже в них Хаос, Теос, Космос и Пространство тождественны в Вечности как Единое Неведомое Пространство, последнее слово о котором, может быть, не будет известно вплоть до нашего седьмого Круга" (там же).

 

Беспредельность Пространства как принцип бытия Всего Сущего

 

Из того немногого, что о Пространстве сказано, в достаточной мере выясняется, что Пространство как понятие не имеет себе равного, что значение его в мироздании исключительное. Нельзя представить себе ни одного момента нашего существования ни в видимом физическом, ни в невидимом духовном мире, когда мы могли бы находиться вне Пространства. Все зарождается в Пространстве, все живет и занимает известное место в Пространстве, все поглощается Пространством.

Пространство есть самосущее, нерожденное, несотворенное, бесконечное, вечно существующее Бытие, которое дает начало и конец всему.

Пространство - Отец и Матерь своего сущего, и мы его дети.

Пространство есть вечная непостижимая Тайна и самое удивительное чудо в мироздании.

Пространство есть неизмеримая Бездна и бесформенный Хаос, из которого зарождается все величие, красота и гармония мироздания.

Пространство есть Неведомая Первопричина и Бескорний Корень, из которого зарождается все сущее.

Пространство есть Источник Жизни, Субстанциональное Единство и Синтез всякого бытия.

Пространство есть Свет и Тьма, Рай и Ад, Добро и Зло. Там есть все, что есть, и все, чего нет, но что когда-нибудь будет.

Пространство есть жизненный принцип и основа зарождения всего, что имело, имеет и будет иметь существование. Без него не было бы ничего.

"Пространство в эзотерическом символизме называется - "Семижды облаченная Вечная Матерь-Отец", ибо от недифференцированной до его дифференцированной поверхности оно состоит из семи слоев.

"Что есть то, что было, есть и будет, несмотря на то, существует ли Вселенная или нет, будут ли боги или нет?" - спрашивает эзотерический Катехизис Сензара. Ответ дается - "Пространство". "..." В Оккультном Катехизисе заключаются следующие вопросы и ответы:

"Что есть то, что вечно существует?" - "Пространство вечное Анупадака (не имеющее родителей)". - "Что есть то, что вечно существовало?" ­"Зародыш в Корне". - "Что есть то, что вечно исходит и приходит?" ­"Великое Дыхание". - "Тогда существуют трое вечных?" - "Нет, Трое едины. То, что всегда есть, едино; то, что всегда было, едино; то, что извечно существует и раскрывается, также едино, - и это есть Пространство"" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).

"Нет различия между утверждением христианских апостолов "В Нем мы живем, движемся и имеем наше бытие" и утверждением индусских Риши "Вселенная живет, исходит и возвращается к Брахману", ибо Брахман, непроявленный, и есть эта Вселенная. "..." Таким образом, Богом посвященного апостола и индусского Риши является Пространство как Невидимое, так и Видимое" (там же).

"Хаос, Теос, Космос - Троичное Божество - есть все во всем. Потому сказано, что оно Мужское и Женское, Добро и Зло, положительное и отрицательное, - полный ряд противоположных качеств. Будучи скрытым во время Пралайи, оно непознаваемо и становится Неведомым Божеством. Оно может быть познаваемо лишь в своих действенных функциях, следовательно, как Материя-Сила и живой Дух, сочетание и следствие или на видимом плане ультимативного и вечно непознаваемого Единства" (там же).

"Тайная Доктрина устанавливает следующие фундаментальные основные положения:

"Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли...

Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно сформулированная в "Бессознательном" и в "Непознаваемом" современной европейской философией, является Бескорним Корнем "всего, что было, есть или когда-либо будет". Она, конечно, лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это, скорее, Бытийность, чем Бытие, - Cam по санскритски - и превышает мышление и рассуждение.

Эта Бытийность символизирована в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны - Абсолютное Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе. С другой стороны - Абсолютное Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. "..." Этот последний аспект Единой Реальности также символизируют термином "Великое Дыхание", символом достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть этот метафизический Единый Абсолют - БЫТИЙНОСТЬ, ­символизированный конечным разумом как теологическая Троица" (там же).

Далее Тайная Доктрина говорит, что Великое Дыхание, будучи Безусловным Сознанием, принимает характер Предкосмической Мыслеосновы, то есть основы мысли, или Разума, которая предшествует появлению и зарождению всякого очередного Космоса. Точно так же утверждается существование Предкосмической Корня-Субстанции (Мулалракрити - Корень Материи), которая, имея вечное существование, также предшествует появлению проявленных миров. Из Предкосмической Мыслеосновы, или Разума, зарождается и развивается всякое индивидуальное сознание (наш дух), а Предкосмическая Субстанция, или Материя, дает форму для проявления Духа в различных стадиях его существования.

"Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее Проявленного Существования. Но именно как противоположные полюсы Субъекта и Объекта, Духа и Материи являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется "то", что связывает Дух с Материей, Субъекта - с Объектом.

Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется Фохатом. Это есть "мост", посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы. Рассматривая же его с другой стороны, он разумный посредник, руководящая сила всех проявлений, Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхьяни-Чоханами. Строителями видимого Мира (в христианской теологии Архангелами, Серафимами и т.д.). Так от Духа, или Космической Мыслеосновы, происходит наше сознание, от Космической Субстанции - те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и достигает самосознания, или размышляющего сознания. Между тем как Фохат, в его различных проявлениях, является таинственным звеном между Разумом и Материей, животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).

Таким образом, исследуя вопрос о беспредельности мироздания, мы дошли до Непознаваемой Абсолютности и Неведомой Первопричины, до Хаоса, Теоса и Космоса, синтезируемых все содержащим в себе Пространством, до Предкосмической Мыслеосновы и Предкосмической Субстанции - Материи. Все эти существующие в Вечности и Беспредельности великие принципы, основы и факторы мироздания, дающие жизнь всему сущему, сообщают также всему, исходящему от них, присущую им беспредельность и вечность, ибо основной принцип мироздания - вечная жизнь и беспредельная эволюция всего сущего. Ищущий во всем предел, ограниченный человеческий ум не поймет ни Вечности, ни Беспредельности. Он будет настаивать на пределе и конечности, показывая тем свою ограниченность. Пожалеем таких и пожелаем им просветиться светом истинного знания, ибо великий Космос дает каждому по его сознанию. Беспредельности и Вечности достигает лишь тот, кто их сознает.

В мироздании много тайн, и Космос существует тайной. Всякое понятие, которое приближает и сопряжено с Первоисточником Всего Сущего, ­таинственно, и чем выше это понятие, тем большая таинственность окружает его. Но "нет ничего тайного, что не стало бы явным", ­говорил Христос (см. Лука, 8: 17). Тайна обладает большой притягательной силой, и передовые представители человечества всегда стремились к постижению тайн мироздания, которые медленно и постепенно открывались им по мере их развития и готовности их ума воспринять эти тайны, ибо для неподготовленного ума тайна - то же, что меч в руках ребенка. Все эти разоблаченные тайны мироздания собраны и сгруппированы в эзотерической доктрине.

"Подобно красавице, спрятавшейся во внутренностях своего дворца, которая, в то время как ее любимый проходит, открывает на мгновение потайную дверь, через которую она видима только им, и снова исчезает надолго, доктрина показывает себя только избранным и показывается не с одинаковой полнотой всем избранникам. Вначале она делает лишь знак рукой мимоходом, и тогда дело в том, чтобы узреть этот знак, - это есть метод, который называется "методом намека". Позднее она приближается несколько ближе, нашептывая несколько слов, но облик ее покрыт густым покрывалом, через которое взоры не могут проникнуть, ­это есть метод, именуемый "методом образным". Еще дальше она предстает пред избранником с лицом, прикрытым лишь легким покровом, - это есть "метод Аггады". Наконец, когда он таким образом привыкает к такому общению, она предстает пред ним лицом к лицу и раскрывает перед ним затаеннейшие уголки своего сердца - это есть "метод мистический". Посвященный тогда легко постигает все те многоразличные таинственные истины которые скрыты под внешним смыслом и которые не могут быть ни сокращены, ни дополнены" (Загар).'

' Приведено В. Шмаковым в Священной книге Тота.

Потому истинные представления о тайнах мироздания являются уделом лишь тех, которые могут воспринять эти высшие истины высшим сознанием и высшим путем - путем мистики. Вне этого пути постижение тайн мироздания недоступно. Таков непреложный закон высшего духовного мира. Законы этого мира никогда не допускают в свой мир тех, которые отрицают его, и тем более таких, которые в своем самомнительном отрицании поносят его. Один из законов этого мира есть обратный удар. Объявляющий истину невежеством и ложью сам остается невеждой и лжецом, и называющий эзотерическую доктрину сатанинским учением сам становится Сатаной. Не просветившийся светом эзотерического знания питается заблуждениями и истинных представлений о высших истинах и проблемах мироздания, о Космосе и правящих Космосом Силах не имеет.

Поэтому в заключение настоящей главы, чтобы показать, что в Космосе есть и чего нет, еще раз процитируем ту, которая получала откровение о тайнах мироздания "мистическим методом", которая всю жизнь посвятила на внесение Света во тьму, но которая, как всякий пророк истины, не была понята и не была признана, но была оклеветана и всю жизнь преследуема. В своем отношении к провозвестникам Истины благодарное человечество остается верным себе. Оно неизменно их преследует и всеми доступными ему средствами сживает их со света. Несмотря на то, что со смерти этой замечательной женщины прошло около полувека, некоторые представители современной русской философской мысли, которые в глаза не видели ее Тайной Доктрины и Разоблаченной Исиды, продолжают поносить ее светлое имя, называя ее разными обидными названиями, говоря, что она ничего не дала миру. Да будет таким клеветникам стыдно.

"Следующий перечень даст читателю более ясное представление:

1. АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабрахман ведантистов, или Единая Реальность, "Сат", являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и He-Бытием одновременно.

2. Первый Логос: Безличный, и в философии - Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть "Первопричина", "Бессознательное" европейских пантеистов.

3. Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; "Всемирный Дух", Пуруша и

Пракрити.

4. Третий Логос: Космическая Мыслеоснова, Махат, или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Ноумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).

Таким образом, из этого перечня видим, что существует как Жизненный Принцип восточное Все в Себе Содержащее "ТО", которому нет названия, которое человеческому пониманию недоступно, которое для высшего сознания человека является Величайшей Святостью, всякое упоминание о котором является Его умалением. Существует "Первопричина", или Бог Непроявленный, который своим Вечным Дыханием создает периодическое проявление проявленных вселенных и их исчезновение. И, конечно, существует Материя (по-индусски Мулапракрити - Корень Материи), из которой создается все, что существует. Существует Великое Небесное Воинство, Иерархия Сил Света, различных степеней Логосы, или проявленные боги, которые создают миры и правят ими. Но все эти создатели миров, великие Логосы, согласно эзотерической доктрине, были ранее людьми. Все вышеперечисленное существует, но обладающего человеческими свойствами Единого антропоморфного Бога, Создателя Неба и Земли, всего видимого, в мироздании не существует.

Нет сомнения, что повторение объявленных уже ранее истин не внесет большого изменения в сознание таких людей, которые к эволюции неспособны, которые упорствуют в своих заблуждениях, которые твердо убеждены в том, что обладают превосходным мировоззрением, которое гарантирует им вход в Царствие Божие и которое поэтому не нуждается в поправках, позаимствованных из восточных учений. Таких разубеждать не будем и ждем от них не благодарности, но очередных поношений. Повторение истин необходимо для тех немногих ищущих душ, которые уже вышли из детского возраста, которых молочное питание более не удовлетворяет и которые могут переваривать твердую пищу высших истин. Для таких пишем и таким повторяем (см. 1 Кор., 3: 2).

Глава 6

МАТЕРЬ МИРА

Один из величайших законов мироздания есть закон аналогии, который гласит: "То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху, и то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи". Закон аналогии есть высочайшая истина и единственный ключ к пониманию загадок мироздания. Закон аналогии есть основа, на которой строится мироздание, он есть закон единства и множественности в одно и то же время. Он связывает все миры, все явления и все вещи в единую стройную и целостную систему. Закон аналогии есть высочайший синтез, до которого может возвыситься человеческий разум.

Достигнуть высших вершин знания можно лишь пользуясь законом аналогии. Он есть единственный возможный и посредствующий фактор для познания явлений невидимого мира на основании явлений мира видимого и для познания мира духовного, пользуясь знаниями мира физического. Он дает возможность наши знания законов жизни низшего мира применять к познанию законов жизни Высших Миров, ибо законы жизни в основе своей для всех миров одинаковы. Зарождаясь в Высшем Мире, жизнь постепенно переходит на низшие планы существования, являясь в нашем физическом мире, благодаря человеческой способности все искажать, искаженным отражением жизни Высшего Мира. "Если ты хочешь познать невидимое, широко открой очи на видимое", - говорит Талмуд.

Таким образом, на небе и на земле принципы жизни одинаковы. Мы знаем, что на физическом плане существования всякое существо имеет отца и мать, всякая вещь имеет творца, который является ее отцом, и состоит из материи, которая является ее матерью. Поэтому не предположение и не гипотеза, но непреложная истина, что все, что существует в мироздании, имеет Отца и Мать. Вселенная имеет Отца и Мать, которыми являются Дух и Материя. Каждая солнечная система в мироздании и каждая планета в каждой системе имеет своего Отца и свою Мать, иначе говоря, своих Родителей. Наша планета не является в этом отношении исключением и также имеет своего Небесного Отца и свою Небесную Мать.

Все древнейшие религии почитают Матерь Мира в том или ином аспекте женских божеств и наравне с богами чтут всегда богинь. Всякий, изучавший историю религии, должен был заметить, что во всех древних религиозных культах сопоставление рядом богов и богинь сделалось общим местом как в исторических памятниках и религиозной литературе, так и в народных преданиях. Лишь в эпоху, предшествовавшую появлению христианства, почитание Матери Мира в Ее аспекте женских божеств стало уменьшаться и в самых последних мировых религиях, как магометанство и христианство, оно или исчезло, или было низведено до минимума. Некоторые христианские верования сохранили почитание Матери Мира в лице Девы Марии, матери Христа, и хотя она не является Матерью Мира, но всякое почитание Женского Начала относится к Матери Мира.

Могут спросить: "Каким образом случилось, что такое великое понятие, как Матерь Мира, исчезло из поля сознания человечества и огромное большинство людей западного мира даже не предполагают о Ее существовании?" Ответить на этот вопрос трудно. Конечно, это не произошло случайно. Из нового Великого Откровения известно, что Матерь Мира в конце Темной эпохи пожелала скрыть Свой Лик и Свое Имя от человечества. Чем было вызвано такое желание, мы судить не можем. Может быть, это было сделано для того, чтобы заставить людей опомниться. Известно, что семья, лишившаяся матери, перестает быть семьей в истинном значении этого слова и, испытав всю горечь отсутствия любящей, заботливой и родной матери и испив полную чашу страдания, такая семья приходит в полное и окончательное расстройство. Возможно что, когда люди сделались недостойными забот своей любящей Небесной Матери, Она пожелала скрыть от них Свой Лик и Свое Имя. Современное печальное состояние нашей планеты аналогично состоянию семьи, лишившейся своей матери. Все пришло в полное расстройство, люди испивают полную чашу страданий. Но это заставит их в конце концов прийти к сознанию, что плохо без Матери, тяжко без Родимой.

"Уже говорил вам, что Матерь Мира скрывает Имя Свое. Уже показал вам, как Матерь Мира скрывает Лик Свой. Уже помянул о Матери Будды и Христа.

Конечно, теперь пора указать, что Матерь общая Владыкам - не символ, но Великое явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг. С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить.

При Синае Голос Ее звучал. Образ Кали был принимаем, основа Исиды, Иштар. После Атлантиды, когда нанесен был удар культу духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияет теперь" (Листы Сада Мории, т. II, § 220).

Только желанием Матери Мира скрыть от человечества Свой Лик можно объяснить то, что в христианском учении Великая Вселенская Троица, состоящая из Отца, Матери и Сына, заменена Троицей, состоящей из Отца, Сына и Святого Духа. Благодаря этому христианство, не имевшее уже Учителей, посвященных в высшее знание, утеряло истинное представление об основе мироздания, которое для созидания и творчества требует сотрудничества двух Начал - мужского и женского. Те немногие общины и организации, как гностики, и отдельные лица, которые не потеряли связи с Источником Света и знания, знали, что Святой Дух есть Женское Начало, иначе говоря. Матерь Мира. Таким образом, замена одной Триады другой ничего не отняла от людей знающих; наоборот, она прибавила им знания, но от незнающих она отняла то немногое, что они знали. Так действуют высшие оккультные законы. Так еще раз подтверждается эзотеризм Учения Христа, который говорил именно о том, что имеющему знание дается еще, а у неимеющего отнимается то, что он имел.

Эзотерическая доктрина учит, что Абсолют, Брахман индусов и Бог христиан, и Матерь Вселенной есть одно и то же; что Божественная Мать Вселенной есть энергия Абсолюта Совмещая в себе оба Начала - мужское и женское - и находясь в Высшем Мире, где нет форм, а также в состоянии Пралайи, когда творческая деятельность прекращена, Абсолют есть Отец Мира и являет собой Принцип Единого Бытия. Когда же начинается творческая деятельность, или является необходимость опуститься в мир форм, Абсолют выделяет из Себя Свою Творческую энергию, которая в проявленном мире становится Сущностью и Матерью Вселенной. Таким образом, Абсолют есть Отец и Мать одновременно.

Точно таким же образом, согласно закону аналогии, поступает всякий Иерарх, всякий творящий Логос, при начале мироздания. Будучи частью энергии или творением Космической Божественной Матери, Он, в свою очередь, выделяет свою энергию, при помощи которой создает определенную систему или планету. Эта выделенная энергия, по-индусски Шакти, становится Сущностью и Матерью создаваемой системы и планеты. Таким образом, всякая планета имеет свою Божественную Мать, которая неотделима от Творящего Логоса так же, как свет и тепло неотделимы от Солнца. Ввиду этого, так же как и Творящий Логос, Божественная Матерь Мира является одновременно и Принципом, и Сущностью. Как Принцип Она не имеет ни имени, ни форм; как Сущность Она имеет много имен и форм, ибо живет внутри всех вещей и является созидательницей каждой из них.

Идя путем аналогии дальше, мы приходим к выводу, что на физическом плане существования всякое существо, проявляющее творческую энергию, пользуется силой Матери Мира, ибо в каждом из нас действует Ее творческая Сила, потому каждая женщина, являясь проявлением Матери Мира, обладает потенциальной возможностью стать будущей Матерью будущего Мира, точно так же, как всякий мужчина, являясь проявлением Небесного Отца, обладает потенциальной возможностью стать Творцом будущего Мира.

Великий индусский подвижник середины прошлого столетия Шри Рамакришна Парамахамса в своем поучении народу говорит: "Абсолютный Брахман и Вечная энергия нераздельны и составляют одно целое. Существование одного подразумевает существование другого, как существование огня подразумевает существование его сжигающей силы. Если вы допустите существование огня, то как можете отрицать его сжигающую силу? Никто не может думать об огне, не думая о жаре. И, опять-таки, жар или сжигающую силу нельзя представить себе без огня. Подобным образом мы не можем думать о лучах солнца, не думая о самом солнце. Потому никто не может думать о Брахмане как об отдельном от Шакти или о Шакти как об отдельной от Брахмана. Точно так же никто не может думать о феноменальном мире или о мире явлений как о независимом от Абсолюта или об Абсолюте как отдельном от мира явлений. Та же самая вечная энергия, мать всех явлений, создает, сохраняет и разрушает все. Ее зовут Кали или Божественная Мать. Кали есть Брахман, Брахман есть Кали. Это одно и то же Существо. Я называю Его Брахманом, когда Оно абсолютно бездеятельно, то есть когда Оно не творит, не сохраняет и не разрушает явлений. Но когда Оно совершает такие действия, я называю Его Кали, Вечная энергия или Божественная Мать. Но Брахман и Кали это одно и то же Существо, разница только в имени и форме; их называют разными словами совершенно так же, как на разных языках называют одну и ту же воду" (Провозвестие Рамакришны).

"Матерь Мира! Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов.

Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это есть лишь фазы движения, недоступные нашему глазу.

 

Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции.

Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду:

"Обеспокоился апостол Петр, ключарь Рая. Сказывая Господу: "Весь день берегу Врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю".

И сказал Господь: "Пойдем, Петр, ночным дозором". Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.

Возревновал Петр и вмешаться захотел, но Господь шепнул: "Ш-ш, не мешай!"".

Восток посвящает Матери Мира следующий гимн: "...Покрывшая Лик Свой, Соткавшая пряжу Дальних Миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного!

Твоим Приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят.

И Она, Лик Сокрывшая, встает на страже Одна в сиянии знаков.

И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдра, знака Ее Мощи.

Из спирали Света знак соткала Сама в молчании. Она, Водительница идущих на подвиг!

Четыре угла - знак Утверждения, явлен Ею в напутствие решившимся".

В древнейшем городе Кише был найден культ Матери Мира, и самая старая литература Китая приветствовала Матерь Мира вдохновенным песнопением. Она и Скоропомогающая, Она и Сторучица, Она и Тысячеокая, Она охраняющая Покровом Своим всех прибегающих к Ней, будь то в лике Куанин или в светотканной мантии Мадонны" (Н. К. Рерих. Держава Света).

"На Востоке культ Матери Мира, богини Кали, или Дурги, очень распространен, а в индуизме он является, можно сказать, преобладающим. Но даже среди других сект можно встретить больше почитателей Великой Матери, нежели других аспектов Божественных Сил. В Монголии и в Тибете очень чтут Дуккар, или Белую Тару, и прочих Тар - Сестер. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Эзотерическое Учение не ставит во главе эволюции жизни "Отца". Он стоит третьим и есть "Сын Своей Матери". Во главе всего или, так сказать, за покровом находится "Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего". Но на плане Проявленного царствует вечно женственная Природа, или Великая Матерь Мира, непосредственное отражение которой мы находим во Владычицах каждой планеты. Но и каждая женщина в потенциале своем будущая матерь мира" (см. Письма Е. Рерих: от 24. 8. 36).

"Конечно, Матерь Мира нельзя понять как земную мать Христа. Но, конечно, у Иерархии Светлых Сил есть Духовная Матерь. От начала существования Великого Белого Братства Она стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты. За каждым символом стоит Великая Индивидуальность, и каждый символ прикрывает великую реальность. Также каждая Великая Индивидуальность имеет своих Заместителей, или Персонификаторов, ближайших ей по лучу, а иногда и сама проявляется в различных воплощениях, отсюда и возникло понятие Аватаров. Матерь Мира, или Матерь нашей планеты, истинно есть та Высокая Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства. Точно так же Матерь Вселенной, или проявленного Космоса, можно представить себе как одно из лиц Святой Троицы. Именно, нет такой религии, кроме позднейшего церковного христианства, в которой Женское Начало не было бы включено в число Приматов Бытия. Так, и у гностиков Дух Святой рассматривался как Женское Начало. В древнейших Учениях проявленная Троица Отца-Матери и Сына рассматривается как эманация от высшей, вечно сокрытой Причины, и последняя, в свою очередь, от Беспричинной Причины.

Эта Беспричинная Причина тоже есть Парабрахман индусов. Но Парабрахман не есть личный Бог, Он есть ТО ведантистов. Парабрахман есть просто Реальность, не имеющая себе Второй, Абсолют или, скорее, беспредельное отвлеченное Пространство, включающее в себя потенциальное Пространство, называемое также Адити.

Именно первая дифференциация в периодических манифестациях вечной Природы, бесполой и беспредельной, есть Адити в "Том", или потенциальное Пространство внутри отвлеченного Пространства. В следующей своей манифестации оно является в виде божественной беспорочной Матери Природы внутри всевмещающей, абсолютной Беспредельности. Так Пространство называется Матерью до Ее космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения.

Так сказано в древних учениях: "От начала, прежде чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон двигался в Беспредельности".

Так и в Каббале Эйн-Соф есть Пространство, Тьма, и из него, когда наступает время, проявляется Сефира - жизненное начало. Сефира, когда она проявляется как активная сила, принимает облик Создателя и становится мужским началом, следовательно - она андрогин. Она есть Отец-Матерь, или Адити индусской космогонии и Сокровенного Учения.

Так Тьма есть Отец-Матерь, Свет есть их Сын. Тьма есть вечная утроба, в которой источник Света появляется и исчезает.

Отец и Матерь - мужской и женский принцип в Корне Природы, или противоположные полярности во всех вещах, на каждом плане Космоса, Дух и Субстанция, результатом которых является Сын.

Таким образом, когда Мать проявляется из своего недифференцированного состояния, она является Беспорочной Девой, которая лишь осенена Вселенской Тайной (ТО), но не имеет зачатия. Отсюда и понятие беспорочного зачатия - Она выделяет из себя своего супруга, потому в восточных религиозных системах часто можно встретить определение, данное всем высшим Богам: "Супруг своей Матери" и "Сын Беспорочного зачатия". В каждой религиозной системе Боги сливали свои функции как Отец, Сын и Супруг в одно. В каждой космогонии Сын рассматривался как "Супруг своей Матери". Титул Египетского Высшего Бога Аммона - "Супруг своей Матери".

Когда Сын отделяется от Матери, он становится Отцом. Потому сказано ­в мире Бытия Единая Точка или Луч оплодотворяет Девственное Чрево Космоса, и непорочная Матерь дает рождение Форме, содержащей все формы. Индусский Праджапати (Брахма) именуется первым порождающим Мужским Началом и "Супругом своей Матери"" (см. Письма Е. Рерих: от 18. 6. 36).

"Вспомним миф О происхождении Гор. Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, Он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: "Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут частые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота". И Создатель ответил: "Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением"" (Мир Огненный, ч. II, § 5).

"Напомним миф О происхождении Молнии. Создателю сказала Матерь Мира: "Когда закроется Земля темными пеленами злобы, как будут проникать спасительные капли Благодати?" И Создатель отвечал: "Можно собрать потоки Огня, которые могут прободать любую толщу тьмы". Матерь Мира сказала: "Действительно, искры Огня Духа Твоего могут дать спасение, но кто же соберет и сбережет их на потребу?" Создатель ответил: "Деревья и травы сохранят Мои искры, но когда листья опадут, то пусть деодар' и сестры его на весь год сохранят свои приемники Огня".

Так в разных мифах отражалась связь с Высшим Миром. Всюду отмечалась забота о человечестве и всех тварях" (Мир Огненный, ч. II, § 6).

"Указала Матерь Мира; "Соберитесь ветры, соберитесь снега. Не являйтесь птицы и не подходите звери!

Не утвердится нога человеческая на Моей Вершине. Не утвердится основа дерзания темного. Не удержится свет месяца, но луч солнца достигнет Вершины.

Сохрани, солнце. Вершину Мою, ибо где встану на страже? Никогда не взойдет зверь и не удержится сила человеческая". Сама Матерь Сущего с огненным щитом станет на страже

' Деодар - кедр. - Прим. А. Клизовского

Что блестит на Вершине? Чему вихри сложили венец сияющий?

Она, Великая Матерь, одна поднялась на Вершину. И никто не взойдет за Нею!" (Агни-Йога, § 315).

Из приведенных выше из разных Учений и трудов выдержек в виде "мифов", диалогов между Создателем планеты и Матерью Мира, а также Указов Матери Мира видим, что Она - не легенда и не фантазия теософов, но Истинная Реальность и Великая Индивидуальность, которая принимает самое деятельное участие в создании нашей планеты, в развитии эволюции жизни на ней и в судьбе каждого из Ее детей. Истинно, как немыслима земная семья без человеческой матери, точно так же немыслимо существование Космоса без Божественной Матери, так же как и каждой планеты в нем. Так небо и земля подчинены действию одних и тех же вечных, неизменных, божественных законов, величайший из которых ­закон аналогии - осуществляет Единую Высшую Волю среди богов и людей, среди всех существ и тварей, населяющих все миры и все планеты, начиная с самых высших проявлений жизни и кончая самыми низшими.

Применяя закон аналогии в нашем случае дальше, мы можем понять деятельность Матери Мира нашей планеты из деятельности каждой земной матери. Как каждая любящая, разумная и заботливая земная мать обо всем заботится и за всем наблюдает, все ведет и все направляет и главное свое внимание и заботы устремляет на развитие и воспитание своих детей, поощряя их к труду и развивая в них способности и высшие качества, точно так же поступает наша Небесная Мать. Хотя многими не признанная и не призываемая, Она полна забот о каждом из нас. Особенное внимание Она обращает на тех из своих детей, которые могут помочь Ей в просвещении темного человечества. Таких Она посылает на труд и подвиг внесения Света во тьму и борьбы с тьмою. "Мир держится праведниками" - говорит народная мудрость, и эволюция совершается подвижниками, носителями Света и знания.

Красной нитью через все древние религии, которые почитали женское Начало, или Матерь Мира, в том или ином аспекте богинь, проходит мысль, что главная Богиня, или Матерь Мира, оплакивает своего супруга, брата или сына, погибшего в борьбе с тьмою и растерзанного силами зла.

 

"Повсюду этот убитый, разорванный и расчлененный великанами Бог, Его ищет Богиня и в поисках обходит мир, обходя его, дает законы, обычаи, основывает города, дает науку, искусства, культ и обряды. А убитый Бог, разорванный на части великанами, после многочисленных битв и сражений воскресает и, наконец, прибывает торжествующим и победоносным. В Египте это Исида в отчаянии от смерти Осириса, убитого изменнически Тифоном, заставившим его примерить свой гроб, и разорванного на куски великанами. Исида обходит мир, чтобы собрать эти куски; она собирает их все, при этом она повсюду дает законы, искусства, культ, а Осирис после многочисленных битв и трудов является победителем Тифона и великанов и возрождается для счастья мира. В Финикии это Венера, безутешная от смерти Адониса, убитого жестоким Марсом. Она обыскивает мир, чтобы найти его тело но Адонис устрашает наконец это отвратительное животное и возрождается победоносным, утешая Венеру. В Ассирии - это Саламбо и Бэллус, с которыми происходит тождественное. В Персии - это Митра и Анахита, у скандинавов - это Фрейя и Бальдра, с аналогичной историей. В Самофракии, в Трое, в Греции, в Риме - это Церера, безутешная от похищения своей дочери, путешествует по всей Вселенной и утешается лишь тогда, когда видит бездну, через которую Плутон увлек Прозерпину (Персефону). Это Вакх, убитый, разорванный и растерзанный гигантами, трепещущее сердце которого находит Паллада, части тела которого собирает Церера (или Деметра), который наполняет мир своими подвигами, остается победителем и завоевывает себе место среди богов".'

' В.Шмаков. Священная книга Тота.

Таким образом, Матерь Мира в проявлении перечисленных Богинь вечно оплакивает гибель Целого, гибель Своего Божественного Супруга. "Она переживает все изгибы жизни каждого духа, всякое движение души каждого существа. Она остается нераздельной в Своем Великом Целом и, витая в безбрежных пространствах Вселенной, Она заботливо собирает воедино останки Своего Супруга и ткет из осколков Величавый Облик. Ничто не вечно в мире, все появляется лишь на миг, все исчезает, чтобы вновь блеснуть коротким существованием и вновь растаять в пучинах времени; Она Единая Вечна. Все изменяется, вечно варьируются формы мироздания, отдельные души совершенствуются или вновь ниспадают; Она Единая Неизменна в Своем царственном спокойствии. И на пути веков, от ясной тишины снежных гор и голубого моря святой страны, Индии далекой, через знойные пески долины Осириса, под негой кедров Сирии томной, до чудных берегов страны эллинов лилась песнь, гремели гимны в честь Бога Лиры и Солнца, погибшего растерзанным. В ночной тиши, при факелах мистерий, там призывали Дух Его Великий, и слезы там лились о Его Божественной Подруге, странствующей по свету и собирающей заботливой рукой останки Своего Брата и Супруга.

Исида сияющая является мстительницей за Брата,

Она без устали ищет Его,

И с воплем блуждает по этому свету,

Не зная покоя, пока его не найдет.

(Гимн Осирису XVIII династии Египта, 1500 лет до Р. X.).

Этот призыв, этот плач о Растерзанном Боге звучал на всем пространстве древнего мира и вылился в создание Божественных мистерий во славу Осириса, Диониса и Атиса. Отзвук элевзинских таинств, мистерий Самофракии дошел и до наших дней, и древняя идея о Растерзанном Боге и Нераздельной Вечной Истине сказалась в том, что некоторые современные мистики, считающие себя преемниками древних посвящений, называют себя "детьми Вдовы" (иллюминизм)".'

' В. Шмаков. Священная книга Тота.

Все главнейшие события мира, все сказания о жизни героев и выдающихся деятелей человечества, все, что так или иначе поразило сознание современников, сохраняется для последующих поколений не в истории, но в мифах и легендах. Известно, что многие исторические записи и документы вследствие различных катастроф и событий исчезли безвозвратно и бесследно, не оставив после себя никаких следов или намеков, но легенды и мифы, передаваемые из уст в уста, хотя приукрашенные человеческой фантазией, живут десятки и сотни тысячелетий и доходят до нас из самой седой древности. Можно без преувеличения сказать, что вся древнейшая история человечества основана не на исторических записях, но на мифах и легендах.

Поэтому мы не можем относиться к древним сказаниям и мифам как к измышлениям досужей фантазии, но должны признать, что в каждом из них содержится отражающая свою эпоху историческая правда. Потому и все сказания и мифы о растерзанных Богах не фантазия, но непреложная действительность; и что это именно так, может служить доказательством христианское Евангелие. Ведь и христианский Бог - Иисус Христос, подобно всем Богам древности, был преследуем и растерзан силами зла. Если бы христианство сохранило свою жемчужину, свое сокровенное знание, то оно причислило бы своего Бога к сонму всех тех Великих Душ, которые, исполняя поручение Матери Мира, приходили в человеческих обликах на землю для просвещения темного человечества. Но христианство проявило в этом отношении чисто сектантскую узость и большое невежество, полагая, что до Христа человечество не имело ни Учителей, ни Учений, точно можно допустить, что мир мог бы существовать хотя бы один миг без истинных Учений и без истинных Учителей, которые все в свое время были посланы на подвиг просвещения человечества Матерью Мира.

Великая трагедия всех подвижников духа в течение всей Темной эпохи состояла в том, что, приходя из Высшего Мира на помощь человечеству, все просветители человечества, все мудрецы и Учителя неизменно преследовались и уничтожались силами зла. Если привести список всех замученных провозвестников Истины, хотя бы только за исторический период существования человечества, то нужно признать, что велико преступление человечества против своих Спасителей. Как мы знаем, не избег этой общей участи и последний великий Учитель - Христос. Народная память в своих сказаниях и легендах не сохранила имен гонителей Сил Света. Она называет их великанами, драконами и чудовищами. Иногда им дают какое-нибудь общее собирательное имя; так, в Египте - это Сет, в Греции - Тифон, но мы знаем, что великаны - это сильные мира сего и чудовища - это люди. Так видим, как правильно легенды передают истину.

Обо всех этих растерзанных Богах, своих Детях, скорбит Матерь Мира, но Ее скорбь в недалеком будущем превратится в радость. Истина для своего утверждения требовала жертв, и все эти великие и малые жертвы, принесенные Силами Блага во имя спасения человечества, приносят свой плод. Темная эпоха, в которой силы зла имели перевес, кончается. Наступает эпоха Матери Мира, или Сатья-юга; Великая Матерь Мира соберет растерзанные тела посланных Ею Сынов в Единое Тело Единого Бога и все проповеданные Ими Учения - в Единую и Нераздельную Истину.

"Среди тысячелетий как найти основоположника Братства? Народы назовут и Раму, и Осириса, и Орфея, и многих лучших, кого сохранила народная память. Не будем соревновать, кому из них отдать первенство. Все были умучены и растерзаны. Соплеменники не прощают забот о Благе Общем. Пусть в веках трансмутируется Учение и тем соберутся разбросанные части одного тела. Кто же соберет их? Народная память утвердила и Ту, которая положит силы на срастание живых частей. Помните, сколь многие потрудились о Братстве" (Братство, § 575).

"Матерь Мира - великая творческая сила в нашей сущности. "Ты жила в культах древних как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода.

Ты, всему Дательница!

Ты, всему Откровение Дающая!

Ты, Явившая человечеству великое радостное познание Матери!

Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой!

Ты, Давшая нам явление Пространственного Огня!

Ты, Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий!

Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!"" (Беспредельность, ч. 1, § 38).

"Владычица, Я Тебя возвещаю как великую Сотрудницу Космического Разума. Владычица, поверх всех сил космических, Ты несешь в Себе то сокровенное зерно, которое придает жизнь сияющую. Владычица, утверждающая все явления Разума, Ты Дательница радости космического творчества. Владычица край устремленный украсит творческим огнем. Владычица мысли и Водворяющая жизнь. Тебе являем сияние На него Луча. Матерь, Владыками чтимая. Мы несем в сердце огонь Твоей Любви. В Твоем Сердце живет Луч дающий; в Твоем Сердце зарождается жизнь, и Луч Мы Владычицы утвердим. Да, да, да!

Так Космос живет на величии двух Начал, да, да, да! Так Космос венчает два Начала! Так Матерь Мира и Владыки строят жизнь, да, да, да! И в беспредельном устремлении Космический Магнит объединяет свои сокровенные части. Так Мы Владычицу чтим за всеми пределами!" (Иерархия, § 9).

"Безначальный Космический Дух, Источник, Творец и Зиждитель миров и всего сущего выливается в учение о Божественной Материи, о Великой Матери всего существующего, Исиде Божественной, Абсолютной Истине как первичном Теле Духа. Вселенское Духовное сознание - Великая Матерь, Исида Божественная - Едина и Нераздельна. Когда Дух приступил к проявлению через Триединое Творящее Божество, Великая Матерь вылилась в принцип Истины Вечной и Мудрости Абсолютной. Она Единая, Чистое Излияние Неизреченного Света, при самом рождении Своем была уже Божественно Совершенна, подобно Палладе-Афине, вышедшей во всеоружии из головы Юпитера. Когда Великий Дух наполнил пространство волнами своих лучей, пронзившими тьму, создавшими мириады миров. Она, Светлая, Чистая и Совершенная, продолжала Единой царить в мироздании. Ни на мгновение не замирала Она в покое мертвенном. Она недоступна для человека, но он может стремиться к Ней и познавать приближением".'

"Ты обладаешь тремя гунами, или свойствами, но Ты причина всех миров; даже боги не могут измерить всю глубину Твоего Неизмеримого Могущества, благодаря недостатку полного знания. Ты опора всего, вся эта Вселенная лишь часть Тебя; Ты Неделимая Первопричина, Высшая Пракрити. О Божественная Мать! Ты та Высшая Наука Непостижимой Силы, к которой обращаются мудрецы, жаждущие освобождения, возвысившиеся над слабостями укрощением внутреннего могущества своих чувств" (Сапшасати. Маркандейя Пурана).

"Цибелла! Цибелла! Великая Мать, услышь меня! Первозданный Свет, эфирное пламя, вечно вспыхивающее в беспредельном пространстве, в котором таятся отголоски и образы всех вещей. Я призываю Твоих сверкающих вестников, о Душа Вселенной, Согревающая бездны, Сеющая солнца, Влачащая в Эфире свою звездотканую мантию... Тончайший Свет, Скрытый и Невидимый для телесных очей... Великая Мать всех миров и Богов, Хранящая все Первообразы в Недрах своих..." (из Перигийских мистерий).

"Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей все сквозь проходит и проникает. Она есть Дыхание Силы Божией и чистое излияние Славы Вседержителя, посему ничто оскверненное не войдет в Нее. Она есть отблеск Чистого Света и Чистое Зеркало Действия Божия и Образ Благости Его. Она - Одна, но может все; и, пребывая в Самой Себе, все обновляет" (Книга Премудрости Соломона).

' В. Шмаков. Священная книга Тота.

Основа мироздания - Духоматерия - с переходом Космоса к проявленному существованию, разделяется на два творческих Начала - Дух и Материю, или Мужское и Женское Начала, которые являются Мировыми Вечно-Мужественным и Вечно-Женственным Принципами, или Мировыми Активным и Пассивным Началами. Женское Начало называют пассивным лишь вследствие противоположения, ибо всякое понятие в Космосе должно иметь противоположение. Как уже говорилось, Женские Божества, являющиеся олицетворением Женского Начала в Космосе, символизируют энергию Творящих Логосов, а может ли энергия быть названа пассивной? Оба творческих Начала, и Мужское и Женское, одинаково активны и одинаково пассивны. Каждое Начало активно в своей сфере и пассивно в противоположной. Лишь в плотном физическом мире могло сложиться понятие о пассивном Начале как бездеятельном, но в Высших планах существования, где зарождаются идеи и слагаются прообразы будущей эволюции человечества, творчество осуществляется как активным, так и пассивным Началами совместно.

"То, что в обыденном языке понимается под словом пассивность, т.е. отсутствие способности самостоятельно действовать, не имеет ничего общего с истинной природой Пассивного Начала в его космическом значении. В самом деле пассивность, как инертность и косность, в Мире Божественном в принципе существовать не может, ибо Он есть Область Вечной Жизни, Источник Бытия и Самое Бытие в его наивысшем, абсолютном развитии. Оба Великих Начала, как Активное, так и Пассивное, в одинаковой степени являются источниками жизни, одинаково активны во всей феноменальной природе и в одинаковой степени творят и осуществляют мировую жизнь. Различие между этими Началами бесконечно более глубоко и проистекает из самой их сущности, ибо они являются ноуменальными аспектами Верховной Реальности".'

' В. Шмаков. Священная книга Тота

"Радж-Раджесвари - Всемогущая Матерь! Тебе поет индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят золотые цветы и у ног Твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И помянув Изображение Твое, его опускают в воду, дабы ничье нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира. Тебе, Матерь, называют место на Белой Горе, никем не превзойденное. Ведь там встанешь, когда придет час крайней нужды, когда поднимешь Десницу Твою во спасение мира, и, окружался всеми вихрями и всем светом, станешь, как столб пространства, призывая все силы далеких миров" (Н. К. Рерих. Твердыня Пламенная).

"О Мать! Сделай так, чтобы я мог иметь чистое и беспримесное благоговение. Вот грех и вот добродетель - я приношу их к Твоим ногам. Возьми и то и другое. Вот знание (многих вещей) и вот незнание. Возьми и то и другое и дай мне только одну преданность Тебе. Вот чистота и вот нечистота. Я не хочу ни того, ни другого. Вот добрые дела и вот злые - и то и другое я кладу к Твоим ногам. Сделай так, чтобы я мог иметь только благоговение, преданность и любовь к Тебе.

Мать, я поручаю себя Твоему милосердию. Да хранит меня лотос Твоих ног от всего, что удаляет Твоих детей от Тебя. Я не ищу, добрая Мать, чувственных удовольствий, не ищу славы. Нет у меня стремления к сиддхи (силы йогов), которые помогают совершать чудеса. Я молюсь, добрая Мать, о чистой любви к Тебе, не запятнанной желаниями, любви без примеси, любви, не жаждущей мирских вещей, любви к Тебе, которая выливается непрошеной из глубины бессмертной души. Сделай так, о Мать, чтобы Твое дитя, очарованное обаянием Твоих волшебных сил (Майи), не забывало Тебя, запутавшись в красивой сети Самсары', которую Ты выткала. Сделай так, чтобы Твое дитя не прельстилось ими. О добрая Мать, разве Ты не знаешь, что Твое дитя не имеет никого в мире, кроме Тебя. Я не знаю, как воспевать Твое Имя с достаточной преданностью. Нет у меня достаточного знания, ведущего к Тебе, нет у меня достаточной любви к Тебе. Дай мне эту любовь по Твоему бесконечному милосердию". Так молился Матери Мира Рамакришна. Почитание родителей есть основной модус всякого нравственного кодекса, но почитание матери стоит на первом месте. После понятия Учителя мать есть самое высокое, самое святое понятие среди всех человеческих понятий. Самое ценное, что человек имеет в своей жизни, это его мать. Нет у него более близкого существа, более преданного друга, чем его мать. У людей бывают случайные отцы, но случайных матерей не бывает. Если подумать, чем всякий человек обязан своей матери, то чувство безграничной преданности и любви к той, которая выносила его под своим сердцем, дала жизнь, вырастила и воспитала, должно быть единственным ответом и преобладающим чувством над всеми прочими чувствами человека. Если столь велика и ценна роль и значение всякой земной матери, то неизмеримо большее значение для человека имеет его Небесная Мать, ибо всякий человек в своих последовательных жизнях имел многих земных матерей, но Небесная Мать у него может быть только одна. Только Небесная Мать дает ему в его бесконечной цепи существований нежных, заботливых и любящих земных матерей. Поэтому при почитании земной матери большее право на почитание имеет Небесная Мать. Счастлив будет человек, который поймет это и, как говорил Христос, воздаст кесарю кесарево и Богу Божие, который, помня и почитая свою земную мать, будет всегда чтить и во всех своих нуждах призывать свою Небесную Мать. Благословенны будут страна и народ, которые первыми построят храм во имя Великой Матери всего сущего, в котором будут превозносить Ее Святое Имя, будут петь гимны в честь Владычицы Мира и в котором жрицей будет женщина.

'Самсара - мир феноменального существования. Цепь воплощений.

 








Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 719;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.091 сек.