Сношение суда с тяжущимися
I. Нормальный способ сношений суда с тяжущимися вне судебных заседаний - письменный: тяжущиеся должны облекать свои просьбы, заявления и жалобы в письменную форму. Только некоторые просьбы, которые разрешаются единоличной властью председателя и без выслушания противной стороны (о назначении дела к слушанию, о выдаче копии документов, исполнительного листа и т. п.), могут быть заявляемы словесно. Бумаги, направляемые тяжущимися в суд, либо подаются ими лично или через уполномоченных на это лиц, либо посылаются по почте.
II. Суд тоже сообщает тяжущимся свои постановления и распоряжения, если это происходит вне заседаний, письменно, по их судебному адресу. Под судебным адресом понимается адрес тяжущегося (или его поверенного) в том городе, где находится суд, разбирающий дело. Для тех тяжущихся (или их поверенных), которые живут в месте нахождения суда, судебный адрес совпадает с местом их постоянного жительства; прочие тяжущиеся (или поверенные) должны сообщить суду какой-либо адрес в месте его нахождения (квартиру какого-либо своего родственника или знакомого) или указать живущее в том месте лицо, которое они уполномочивают получать судебные бумаги (ст. 309). От обязанности указать судебный адрес тяжущиеся могут быть освобождены председательствующим, если сношения с ними по месту их постоянного жительства не связаны с затруднениями и не замедлят производства (ст. 309). Доставленные по судебному адресу бумаги считаются врученными тяжущимся (ст. 310). Неуказание тяжущимся судебного адреса влечет за собою то невыгодное последствие, что предназначенные для него бумаги остаются в канцелярии (ст. 311), а он не может отговариваться неполучением их.
По судебному адресу бумаги доставляются тяжущимся по правилам, установленным для доставления повестки о вызове ответчика в суд (ст. 305). Но, кроме этого нормального способа вручения бумаг, употребляются иногда два других, а именно следующие.
1. Пока бумаги, подлежащие отсылке тяжущемуся, находятся еще в канцелярии, он может получить их лично у секретаря суда под расписку (ст. 307).
2. Присяжным поверенным предоставлено право передавать друг другу копии представляемых ими в суд бумаг непосредственно, без участия пристава или рассыльного (ст. 308).
Но это право не распространяется на такие бумаги, копии которых должны быть, по закону, представлены в суд под угрозой оставления бумаг без движения, каковы, напр., исковые прошения, апелляционные и кассационные жалобы (ст. 269, п. 4, 756, п. 3, 801). От наступления этого невыгодного последствия тяжущийся может быть избавлен только при том условии, если противник распишется на поданном в суд подлиннике, что получил его копию, или если в особом заявлении откажется от получения копии.
Судебные заседания
I. Дело назначается к слушанию либо по окончании письменной подготовки, либо без нее: в первом случае по просьбе одной из сторон или по инициативе председательствующего (ст. 317), а во втором случае - по инициативе председательствующего (ст. 299).
II. Судебные заседания происходят в особо отведенных для этого зданиях (ст. 137 Учр. суд. уст.). Разбор дела назначается на присутственные дни и производится в порядке, определяемом председательствующим в заседании.
По провозглашении им дела, подлежащего слушанию, член-докладчик излагает обстоятельства дела на основании представленных сторонами состязательных бумаг и документов (ст. 327). Доклад производится устно; но если дело сложно, то председательствующий может распорядиться, чтобы был изготовлен письменный доклад, который прочитывается докладчиком в заседании (ст. 328) с необходимыми устными дополнениями (объясн. к 328 ст.). По окончании доклада начинается словесное состязание тяжущихся или их поверенных (ст. 329), которое состоит в том, что сперва истец, а затем ответчик излагают свои требования, доводы и возражения (ст. 330). При этом оба они могут приводить новые, не указанные в состязательных бумагах доводы и доказательства вплоть до прекращения председательствующим прений (ст. 331). Но в случае приведения новых доказательств (представления новых документов, ссылки на новых свидетелей), противная сторона вправе требовать отсрочки заседания (ст. 331), и суд обязан удовлетворить эту просьбу, если, конечно, представленные доказательства имеют существенное значение и могут повлиять на исход дела (77 N 224); но при этом суд, усмотрев, что от несвоевременного представления тяжущимся, по его вине, документов произошло замедление в производстве дела, может оштрафовать виновного в пользу противной стороны в размере не свыше суммы судебных и за ведение дела издержек (ст. 3311). Что же касается самих исковых требований, то изменение их дозволяется только в установленных законом пределах, причем об этих допускаемых изменениях (75 N 547) истец обязан подать суду письменное заявление на этом же заседании (ст. 334).
Во время словесного состязания сторон председательствующий и, с его разрешения, члены присутствия имеют право предлагать тяжущимся вопросы с целью разъяснения их требований, доводов и возражений, если они выражены неясно (ст. 335). В сложных делах, где заявлено сразу несколько требований, или где речь идет о нескольких предметах, суд может постановить, чтобы тяжущиеся давали свои объяснения по каждому требованию или предмету порознь (ст. 336). Прениями сторон руководит председательствующий, который обязан предоставить каждой из них одинаковую возможность высказаться (ст. 338) и может склонять их к примирению, если найдет для этого почву (ст. 337). В случае успеха его попытки мировая сделка облекается в форму протокола, подписываемого обоими тяжущимися (ст. 337).
III. Перед постановлением решения суд обязан в некоторых случаях, специально указанных в законе, предварительно выслушать заключение представителя прокурорского надзора (ст. 345). Именно, прокурор приглашается к участию в заседании и дает заключения, во-1-х, по вопросам о пререканиях между судебными и административными учреждениями, во-2-х, по вопросам о возбуждении уголовного преследования ввиду обнаружения в гражданском деле обстоятельств, подлежащих рассмотрению уголовного суда, и, в частности, в случае спора о подлоге документов, в-3-х, по делам брачным и о законности рождения, если в деле нет ответчика, и, в-4-х, по делам о вознаграждении за убытки, причиненные неправильными действиями должностных лиц (ст. 343).
В этих случаях относящиеся к делу документы посылаются, по крайней мере, за три дня до заседания прокурору для того, чтобы назначенный для дачи заключения представитель прокурорского надзора мог ознакомиться с обстоятельствами дела (ст. 344). Заключение дается словесно, и сущность его заносится в протокол заседания (ст. 345, 346). Оно не подлежит критике ни со стороны тяжущихся, ни со стороны суда (88 N 6). Тяжущиеся могут лишь указывать суду на фактические ошибки, если они сделаны прокурором (ст. 347). Прокурорское заключение необязательно для суда, который вправе с ним не согласиться (80 N 146), и разрешение дела вопреки ему не дает ни прокурору, ни тяжущимся права обжаловать решение суда (68 N 550). Только по делам брачным и о законности рождения, где прокурор исполняет роль отсутствующего ответчика, он пользуется всеми правами тяжущейся стороны (ст. 1345).
IV. Заседания гражданских судов публичны (ст. 324). Доступ в них открыт публике, т. е. не определенному наперед числу посторонних, не участвующих в разбираемом деле лиц. Каково это число, в каждом отдельном случае зависит от большей или меньшей поместительности зала заседания. Рассмотрение дела при закрытых дверях вне тех случаев, когда это допускается законом, представляет собою существенное нарушение порядка судопроизводства и служит поводом к отмене решения суда (75 N 407).
V. По окончании прений сторон, а если прокурор должен был давать заключение, то по выслушании его заключения, суд приступает к разрешению возбужденных сторонами вопросов. Если обстоятельства дела вполне установлены объяснениями сторон и представленными ими доказательствами, то суд может немедленно постановить решение по существу дела. Если же требуется еще выяснение некоторых фактов и для этого нужно произвести восприятие или поверку доказательств (допрос свидетелей, экспертизу, осмотр и проч.), то суд ограничивается постановлением определения, которым назначает время, место и способ восприятия или поверки доказательств (ст. 369). В таком случае разбор дела по существу откладывается до производства указанных действий. После того как они произведены, назначается новое заседание по просьбе одной из сторон или по усмотрению председательствующего (о. с. 11 N 19). Возможно, что в нем дело не будет разрешено по существу вследствие того, что стороны заявят просьбу об отсрочке, или ввиду необходимости произвести восприятие или поверку тех же доказательств вторично, либо вновь указанных доказательств. Иногда одному и тому же делу посвящается, таким образом, целый ряд заседаний, пока, наконец, оно созреет для окончательного разрешения. Все заседания происходят по одним и тем же правилам: начинаются докладом дела, затем следуют представление доказательств, прения сторон, заключение прокурора, если оно по свойству дела требуется, и постановление судом решения или определения.
VI. Судебные заседания документируются двояким образом. Во-1-х, о каждом заседании составляется секретарем общий журнал, в котором означаются время заседания, состав присутствия, доложенные, разрешенные и отложенные дела (Учр. суд. уст., ст. 163), и, во-2-х, по каждому отдельному делу ведется особый протокол (там же, ст. 164)
В Уставе гражданского судопроизводства нет никаких постановлений относительно содержания протоколов. Поэтому гражданские суды должны применять по аналогии правила Устава уголовного судопроизводства (87 N 27, 78 N 270). Протокол должен заключать в себе сведения обо всем, что происходило в заседании по данному делу (о. с. 84 N 44), а именно: в нем должны быть указаны время и место заседания, состав судей, предмет дела, участвующие лица, в том числе свидетели и эксперты, все процессуальные действия, совершенные в заседании, и в том именно порядке, как они совершались, замечания и возражения тяжущихся относительно порядка их совершения и постановления суда по этому поводу (ст. 836 Уст. угол. суд.). Протокол заседания подписывается судьями и скрепляется секретарем (там же, ст. 840). Поправки и добавления должны быть оговорены перед подписью судей (там же, ст. 841). Тяжущиеся имеют право указывать на вкравшиеся, по их мнению, в протокол ошибки и неточности, и эти замечания заносятся секретарем в протокол (там же, ст. 843). Право тяжущихся делать такие замечания ограничено семидневным сроком со дня, назначенного для объявления решения в окончательной форме (79 N 150). По обсуждении этих замечаний суд постановляет свое заключение, которое тоже вносится в протокол и подписывается судьями и секретарем (ст. 844).
Протокол является доказательством того, что в нем записано; но тяжущиеся не лишены права опровергать его содержание, причем оценка представляемых ими в опровержение доказательств зависит от суда, рассмотрению которого они подлежат по ходу дела (82 N 106).
При восприятии и поверке доказательств, как-то: при допросе свидетелей (ст. 387, 406 Уст. гр. суд.), осмотре (ст. 511, 512), поверке письменных доказательств (ст. 503, 537, 549) и т. д., когда эти действия производятся отряженным членом суда или другим судьей единолично, составляются отдельные протоколы, куда заносятся результаты и порядок производства указанных действий (ст. 503). Затем эти протоколы прочитываются в заседании суда (ст. 387).
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 587;