Б. Этический рационализм мутазилитов
Пять основных принципов этического рационализма мутазилитов, общих для всех его школ, включали: объективность ценностей; Бог – источник одного лишь блага; рациональная познаваемость ценностей; человеческая способность действовать и познавать ценности; вечное вознаграждение или наказание в потустороннем мире сообразно с ответственностью человека.
Мутазилиты устанавливали, что, человек является подлинным действователем, а человеческая и божественная сферы способности к действию не пересекаются. Последнее означает непредопределенность человеческих поступков и, следовательно, ответственность человека за все свои действия. Отсюда принцип строгой ответственности, характерный для мутазилитов.Представление об автономии действия, сопровождающего автономную волю человека, означало, что человек совершает свои поступки сам, без принуждения и предопределения. Это положение было важно еще и потому, что к числу действий мутазилиты относили веру и неверие.
Считая награду и наказание полностью заслугой человека, мутазилиты занимали морально- рационалистическую позицию в вопросе о возможности прощения совершенных грехов и в вопросе о "разрешенности" малых грехов.
Большинство мутазилитов признавали разделение грехов на великие и малые, однако в их позиции доминировала тенденция к более жесткой и расширительной трактовке категории великих грехов. Они считали, что великий грех лишает человека награды за веру, исключая его из числа "обитателей рая".
Мутазилиты, последовательно проводя мысль о том, что Бог творит исключительно благое, решали эту проблему, опираясь на понятие "пригодность". С их точки зрения, сотворенный Богом мир - наиболее пригодный из всех возможных. В целом, они считали, Бог не творит несправедливость, хотя они расходились в вопросе о том, способен ли он творить ее в принципе. Все божественные действия – справедливость.
Историческая заслуга мутазилитов заключалась в том, что они первыми пробили брешь в догматической мусульманской мысли, строившей свое мировоззрение на слепой вере в каждую букву «священных текстов». После этого религиозные деятели уже не могли отвечать на все вопросы, касавшиеся истины догматов ислама, традиционным «биля кайфа» (не спрашивай, как). Они выступали также против всякого антропоморфизма.
Ашаризм
Ашаризм – эпонимом этой школы стал Абу аль-Хасан аль-Ашари (ум. в 941г.). В начале своего пути аль-Ашари, был учеником последнего великого мутазилита ал-Джуббаи (849—919). Позднее он пересмотрел свои убеждения, отошел от мутазилизма и начал закладывать собственные философско-мировоззренческие основы «истинной религии». Он разработал мировоззренческую доктрину, в которой положения Божественного откровения и их рациональное восприятие не противоречили друг другу.
Ашаризм, как и калам в целом отличается рационализм, антиавторитаризм и выделением внимания к философской проблематике. В классических сочинениях ашаризма, как и в мутазилизме, основное место отводится натурфилософии, онтологии и гносеологии. Видными представителями Ашаризм были аль-Ашари, аль-Бакиллани (ум. в 1013 г), аль-Джувейни (ум. в 1085 г.), аль-Газали (ум. в 1111) (до суфийского периода).
Ашаризм, ставший основной школой калама после X в., представлял решение теологических вопросов как «золотую середину» между позицией мутазилитов и доктриной традиционалистов, сторонников свободы воли и предопределения.
Ашариты старались смягчить крайнюю позицию мутазилитов при обосновании роли разума. В этом смысле, Ашаризм можно охарактеризовать как реакцию против последовательного рационализма мутазилитов. Для аль-Ашари первостепенной задачей стала проблема отношения веры и разума. Он признавал доводы разума в осмыслении Божественного Откровения, однако он считал необходимым безоговорочное принятие главных постулатов веры. Другими словами, для доказательства положений веры он принимал доводы разума, но само Откровение должно приниматься на веру. Таким образом, в системе ашаризма доводы разума оказываются подчиненными положениям веры. В рамках утверждения приоритета разума и признания текстов Корана и Сунны аль-Ашари и его последователи признавали логические методы исследования проблем и применяли их в полемике с мутазилитами.
Неслучайно поэтому главное его отличие от мутазилизма было то, что ашариты более осторожно подходили к решению основных вопросов калама. Они признавали извечность божественных атрибутов (знание, воля, могущество, речь, зрение, слух и жизнь); отрицали «сотворенность» Корана в отношении «смысла», признавали возможность «лицезрения» праведниками Бога в потустороннем мире и отрицая вместе с тем возможность объяснения этого.
Ашаризм ассоциируется с теорией Касба («присвоения»). Касб - одно из центральных понятий ашаритской теологии, означающее «присвоения» человеком действий. В историко-философском плане термин и понятие касб имеет мутазилитское проихождение. Некоторые мутазилиты считали, что способность человека к «присваиванию» и сам этот акт являются результатом его свободной воли, ввиду чего он является подлинным инициатором «присваивания». Мутазилиты обозначали словом касб волевые действия человека в соответствии с употреблением коранических терминов касб и иктисаб в смысле «делать», «совершать».
Развивая эти взгляды, аль-Ашари утверждал, что всякое человечское действие творится богом и только «присваивается» человеком. Аль-Ашари одним из первых попытался найти компромиссное решение между фатализмом и учением о свободе воли и утвердить всемогущество бога, в отличие от мутазилитов, которые во главу угла ставили божественную справедливость. Для этого он вводит концепцию «касб» (присвоения). В этом смысле, ашаризм занимает компромиссную позицию по отношению к доктринам кадаритов и джабаритов. В теории касба отражается религиозно-этическаяю концепция, согласно которой в осуществлении человеческих действий участвуют два «действователя» — Бог, который их творит, и человек, который их «присваивает».
По аль-Ашари, Бог ввел такой обычай, что после сотворенной способности или вместе с ней он творит совершаемое действие; если человек захочет этого и берется за это действие, то такое действие называется касб. Так что оно сотворено богом и присвоено определенным человеком. Таким образом, ал-Ашари отрицает за человеком способность быть творцом своих поступков и действий.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1157;